Решение № 2А-2/2024 2А-2/2024(2А-59/2023;)~М-88/2023 2А-59/2023 3А-2/2024 М-88/2023 от 29 января 2024 г. по делу № 2А-2/2024Верховный Суд Республики Алтай (Республика Алтай) - Административное Дело №3а-2/2024 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 января 2024 года г. Горно-Алтайск Верховный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В., при секретаре – Казаниной Т.А., с участием прокурора – Дедина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6 (в редакции приказа №34/2) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы» в части столбца 4 пункта 1 таблицы «Долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО «Россети Сибири» - «Алтайэнерго», производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2023 - 2027 годы» Приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год в размере 632 126,59 тыс. рублей, недействующим со дня его принятия как не соответствующего требованиям федерального законодательства, возложении обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющий нормативный правовой акт в части, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6 (в редакции приказа №34/2) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы» в части столбца 4 пункта 1 таблицы «Долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО «Россети Сибири» - «Алтайэнерго», производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2023 - 2027 годы» Приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год в размере 632 126,59 тыс. рублей, недействующим со дня его принятия как не соответствующего требованиям федерального законодательства, возложении обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющий нормативный правовой акт в части. В обоснование требований административным истцом указано, что Комитетом по тарифам Республики Алтай издан приказ №40/6 от 28.11.2022 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы». В приложении к приказу в таблице в столбце 4 Пункта 1 таблицы установлен на 2023 год базовый уровень подконтрольных расходов в размере 637 814,76 тыс. руб. Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай №34/2 внесены изменения в столбец 4 пункта 1 приложения к приказу №40/6, и размер базового уровня подконтрольных расходов на 2023 год снижен с 637 814,76 тыс. руб. на 632 126,59 тыс. руб. По мнению ПАО «Россети Сибирь» Приказ №40/6 (в редакции приказа №34/2) не соответствуют действующему законодательству, а именно: п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; п. 2, 28, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178; пп. 23, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178; п. 11 Методологических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 № 98-э. В соответствии с Решением Совета директоров ПАО «Россети Сибирь» от 01.06.2022 № 460/22 с 01.07.2022 года на территории Республики Алтай ПАО «Россети Сибирь» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии посредством производственного отделения «Горно-Алтайские электрические сети» филиала «Алтайэнерго» (далее - ПО «ГАЭС»). В отношении ПО «ГАЭС» применяется метод долгосрочной индексации НВВ. Рассматриваемый 2023 год является первым годом очередного долгосрочного периода регулирования на 2023-2027 годы. 29.04.2022 ПО «ГАЭС» в Комитет направлено заявление № 1.11//32-исх от 27.04.2022 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ПО «ГАЭС» на 2023 год в составе нового долгосрочного периода регулирования 2023-2027 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ. На основании абз. 2 п. 12 Правил № 1178, ПО «ГАЭС» в последующем были направлены скорректированные предложения об установлении цен (тарифов) письмами: от 17.10.2022 № 1.1/01/475; от 21.11.2022 № 1.1/01/579. В составе тарифной заявки (с учетом корректировок), в целях обоснования расходов на страхование были направлены: пояснительные записки, расчеты НВВ методом индексации на 2023-2027 гг. В соответствии с тарифной заявкой Общества от 29.04.2022, ПО «ГАЭС» было предложено установить НВВ на содержание на 2023 год в размере 3 231 535,26 тыс. руб., письмом от 17.10.2022 размер НВВ на содержание на 2023 год предложен в размере 3 610 023,094 тыс. руб., письмом от 21.11.2022 размер НВВ на содержание на 2023 предложен в размере 3 667 960,78 тыс. руб., в том числе в составе подконтрольных расходов по статье «Расходы на страхование»: 5 648,51 тыс. руб. (по ТЗ от 29.04.2022); 6011,91 тыс. руб. (по ТЗ от 17.10.2022, от 21.11.2022). В соответствии с Экспертным заключением по материалам рассмотрения дела об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» ПО «ГАЭС» на 2023-2027 годы, утвержденного приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6 предложение сетевой организации об учете по статье «Расходы на страхование» суммы 6 011,91 тыс. руб. принято, затраты были учтены в ТБР 2023. 07.09.2023 Комиссия ФАС России по итогам наблюдения за соблюдением обязательных требований Комитетом, выявила нарушения законодательства со стороны органа регулирования и вынесла предписание от 07.09.2023 № СП/723 87/23. В соответствии с предписанием ФАС, по статье затрат «Страхование» Комитету предписано провести дополнительный анализ затрат ввиду отсутствия в материалах тарифного дела экономически обоснованного анализа расходов. По итогам исполнения Предписания ФАС, Комитетом принят Приказ №34/2, в соответствии с которым базовый уровень подконтрольных расходов снижен с 637 814,76 тыс. руб. до 632 126,59 тыс. руб. В соответствии с экспертным заключением по исполнению предписания ФАС России от 31.08.2023 № СП/723 87/23 снижение базового уровня подконтрольных расходов обусловлено пересмотром Комитетом затрат по статье «Страхование» в связи с исключением затрат на добровольное страхование. Общество не согласно с исключением затрат по статье расходов «Страхование» в размере 5 735 тыс. руб., поскольку из содержания пп.8 п. 28 Основ ценообразования не следует, что в состав НВВ могут быть отнесены только расходы на страхование, носящие обязательный характер. Такие расходы подлежат включению в НВВ в случае, если из представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов следует, что они понесены в связи со страхованием либо основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, либо персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности. 1.1. Расходы на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) - 378 тыс. руб. В соответствии с пояснительной запиской ПО «ГАЭС», а также представленными обосновывающими материалами, ПАО «Россети Сибирь» проводит добровольное страхование в рамках исполнения Федерального закона от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Имущество ПО «ГАЭС» в 2021 году застраховано в объеме 21 транспортных средств на общую страховую сумму - 303 тыс. руб. В 2023 году планируется увеличение транспортных средств, подлежащих страхованию КАСКО на 7 единиц техники и составит 28 транспортных средств. Расчет расходов на страхование определен ПО «ГАЭС» в соответствии с условиями договора с АО «АльфаСтрахование» от 15.12.2020 № 28.4000.440.20. Страховая премия, подлежащая оплате, формируется путем умножения тарифа Страховщика, победившего в результате торгово-закупочных процедур, и страховой суммы Страхователя. Страховая сумма на каждое ТС устанавливается в размере действительной (рыночной) стоимости. Необходимость расходов на КАСКО обусловлена следующими факторами: страхование направлено на возмещение убытков, которые Общество может понести в результате гибели, повреждения или утраты автотранспортных средств минимизация объемов финансовых ресурсов Общества, направляемых на ликвидацию последствий гибели, повреждения или утраты автотранспортных средств, за счет использования механизма страхования; целесообразность данных расходов в 2023 году обусловлена исполнением требований СО 5.073 «Положение об обеспечении страховой защиты». В соответствии с тарифной заявкой заявлено ПО «ГАЭС» на 2023 год по данной статье - 378 тыс. руб., утверждено регулятором в БУПР на 2023 - 0 рублей. Исходя из позиции регулятора расходы Общества исключены как экономически необоснованные, поскольку не являются обязательными. Исключение из БУПР ПО «ГАЭС» указанных расходов неправомерно, поскольку подпункт 8 п. 28 Основ ценообразования не имеет указания на обязательный либо добровольный характер страхования. Таким образом, при доказанности экономической обоснованности заявленных расходов по добровольному страхованию, указанные расходы могут быть включены в состав НВВ регулируемой организации. По мнению истца. Обществом был представлен полный пакет документов в целях обоснования затрат, что также подтверждается материалами тарифного дела (экспертным заключением). Кроме того. Комитет не указывает на то, что какое-либо обоснование Обществом не было представлено. Таким образом, в нарушение положений пн. 8 п. 28 Основ ценообразования, п. 23, 26, 28 Правил № 1178, орган регулирования не произвел анализ представленных документов, обосновывающих связь заявленных расходов с деятельностью на передачу электрической энергии, и не включил указанные затраты в БУПР на 2023г. 1.2. Расходы на страхование зданий, сооружений и оборудования - 2 853 тыс. руб. Страхование подпадает под действие Федерального закона от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страхование имущества ПАО «Россети Сибирь» является обязательным для Общества в соответствии с СО 5.073 «Положение об обеспечении страховой защиты». Страхованию подлежит движимое и недвижимое имущество Страхователя, отвечающее требованиям: Группа А: Производственные и непроизводственные здания, сооружения и помещения, включая внутреннюю и внешнюю отделку, остекление, инженерное оборудование и коммуникации, сооружения, трубопроводы, сети водопровода и канализации. Группа В: Воздушные и кабельные линии передачи (включая фарфоровые и стеклянные изоляторы), линии связи, а также другие линии, посредством которых осуществляется передача энергии или информации. Группа С: Энергетические (силовые) машины и другое технологическое оборудование всех типов и всех классов напряжения включая, но не ограничиваясь следующим: силовые автотрансформаторы и трансформаторы; реакторы; синхронные компенсаторы; трансформаторы собственных нужд; трансформаторы тока; трансформаторы напряжения; выключатели; разъединители; отделители; короткозамыкатели; разрядники; ограничители перенапряжения; аккумуляторные батареи; высокочастотные заградители; конденсаторы связи; батареи статических конденсаторов; компрессоры; ячейки КРУ (комплектное распределительное устройство), КРУП (комплексное распределительное устройство наружное) классом напряжения от 35 кВ и ниже; устройства релейной защиты и противоаварийной автоматики; прочие энергетические (силовые) машины и технологическое оборудование. Группа D: Прочее имущество, находящееся на балансе, не входящее в указанные группы. Перечень страховых рисков, предусмотренный условиями договора страхования, в результате которых может быть повреждено имущество Общества: огневые риски (пожар, удар молнии и др.); стихийные бедствия (циклон, ураган, сильный ветер, наводнение и др.); опасные метеорологические явления (шквал, гололедно-изморозевое отложение, сильная метель, сильный мороз/жара и др.); противоправные действия третьих лиц (хищение, хулиганство и др.). На территории Республики Алтай из перечисленных выше рисков в большей части преобладают стихийные бедствия, метеорологические явления. Чаще всего повреждение объектов происходит из-за сильных порывов ветра, молнии, грозы. Второй немаловажной причиной повреждения имущества Общества является противоправное действие третьих лиц в виде кражи, вандализма, порчи. Заключение договора страхования имущества преследует цель обеспечения страховой защиты имущества Общества и возмещения денежных средств, затраченных в процессе восстановления электросетевых объектов, вышедших из строя в результате наступления страхового события для обеспечения качественного и бесперебойного электроснабжения потребителей. Затраты на 2023 год по действующему договору с №21РТК0053/28.4000.454.20 от 28.12.2020 заявлены ПО «ГАЭС» в размере 2 853 тыс. руб., утверждено в БУПР на 2023 - 0 рублей. Расходы Общества исключены как экономически необоснованные, поскольку не являются обязательными для осуществления деятельности предприятием. Исключение из БУПР ПО «ГАЭС» указанных расходов неправомерно, поскольку подпункт 8 п. 28 Основ ценообразования не имеет указания на обязательный либо добровольный характер страхования. Таким образом, при доказанности экономической обоснованности заявленных расходов по добровольному страхованию, указанные расходы могут быть включены в состав НВВ регулируемой организации. По мнению истца. Обществом был представлен полный пакет документов в целях обоснования затрат, что также подтверждается материалами тарифного дела (экспертным заключением). Кроме того. Комитет не указывает на то, что какое-либо обоснование Обществом не было представлено. Таким образом, в нарушение положений пн. 8 п. 28 Основ ценообразования, п. 23, 26, 28 Правил № 1178, орган регулирования не произвел анализ представленных документов, обосновывающих связь заявленных расходов с деятельностью на передачу электрической энергии, и не включил указанные затраты в БУПР на 2023г. 1.3. Расходы на страхование персонала - 2 132 тыс. рублей. Добровольное медицинское страхование сотрудников является важной частью социального пакета и корпоративной культуры компании. ДМС для работников представляет собой эффективный инструмент мотивации и управления. Для большинства соискателей, особенно ключевых специалистов, медицинская страховка является одним из важных факторов при выборе рабочего места. Добровольное медицинское страхование работников осуществляется в соответствии с положениями ст. 927, 934 ГК РФ, а также программой страховой защиты ПАО «Россети Сибирь» и СО 5.073/0-04 «Положение об обеспечение страховой защиты». В 2020 году заключен централизованный Договор добровольного личного страхования № 28.4000.201.20 от 18.06.2020 между АО «АльфаСтрахование» и ПАО «Россети Сибирь» (срок действия с 01.07.2020 по 30.06.2021). В 2021 году заключен централизованный Договор добровольного личного страхования №28.4000.220.21 от 30.06.2021 на период с 01.07.2021 по 30.06.2024 между АО «АльфаСтрахование» и ПАО «Россети Сибирь». Затраты ПО «ГАЭС» по статье составили 7 135,2 тыс. руб., в том числе: 2 092 тыс. руб. затраты по статье «Расходы на добровольное медицинское страхование персонала»; 40 тыс. руб. затраты по статье «Расходы на добровольное страхование работников от несчастных случаев и болезней». В соответствии с п. 6.1.4, 6.2.4 Коллективного договора, работодатель обеспечивает предоставление работникам льготы, гарантии и компенсации, в том числе, добровольное медицинское страхование. Расходы на добровольное медицинское страхование персонала на 2023 год составили 2 092 тыс. руб., утверждено в БУПР на 2023 - 0 рублей. Расходы на добровольное страхование работников от несчастных случаев и болезней составили 40 тыс. руб. Заявлено ПО «ГАЭС» на 2023 год - 40 тыс. руб., утверждено в БУПР на 2023 - 0 рублей. Расходы Общества на добровольное медицинское страхование персонала и добровольное страхование работников от несчастных случаев и болезней исключены как экономически необоснованные, поскольку не являются обязательными.Исключение из БУПР ПО «ГАЭС» указанных расходов неправомерно, поскольку подпункт 8 п. 28 Основ ценообразования не имеет указания на обязательный либо добровольный характер страхования. Таким образом, при доказанности экономической обоснованности заявленных расходов по добровольному страхованию, указанные расходы могут быть включены в состав НВВ регулируемой организации. Таким образом, в нарушение положений пп. 8 п. 28 Основ ценообразования, п. 23, 26, 28 Правил № 1178, орган регулирования не произвел анализ представленных документов, обосновывающих связь заявленных расходов с деятельностью на передачу электрической энергии, и не включил указанные затраты в БУПР на 2023г. 1.4. Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) - 9 тыс. руб. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» опасные производственные объекты подлежат обязательному страхованию. На основании Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам отнесен транспортный участок ПО «ГАЭС» осуществляющий работу с грузоподъемными механизмами. Заявлено ПО «ГАЭС» на 2023 год - 9 тыс. руб., утверждено в БУПР на 2023 - 0 рублей. В обоснование расходов в составе тарифной заявки предоставлены: договор с АО «СОГАЗ» № 28.4000.91.20 от 16.03.2020 с дополнительным соглашением; договор с АО «СОГАЗ» № 18.4000.157.21 от 26.04.2021. Перечень опасных производственных объектов, подлежащих обязательному страхованию, приведен в приложениях к договорам.Застраховано следующее имущество: Автогидроподъемник <данные изъяты> Кран автомобильный <данные изъяты>; Автокран Урал -<данные изъяты>; Автомобиль спецназначения <данные изъяты>; Автомобиль спецназначения <данные изъяты>; Кран манипулятор <данные изъяты>; Автогидроподъемник <данные изъяты>; Кран автомобильный <данные изъяты> Автомобиль бортовой с <данные изъяты> АГП телескопический на автомобильном двухосном шасси повышенной проходимости <данные изъяты> Автомобиль с г/м Чайка-Сервис <данные изъяты>; Автомобиль с г/м Чайка-Сервис <данные изъяты>; Автомобиль бортовой с КМУ,<данные изъяты>; Автомобиль бортовой с КМУ, <данные изъяты>; Автогидроподъемник АГП-20 телескопический) на шасси ГАЗ-33088 <данные изъяты>; Автогидроподъемник ПСС-131.22Э на шасси <данные изъяты> Автогидроподъемник с двухрядной кабиной на полноприводном шасси ГАЗ-33088 с дизельным двиг №С812АС; Автогидроподъемник с двухрядной кабиной на полноприводном шасси ГАЗ-33088 с дизельным двиг <данные изъяты>. В соответствии с уведомлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 19.07.2021 № 361-15026, вышеуказанные объекты отнесены к объектам повышенной опасности. В нарушение положений пп. 8 п. 28 Основ ценообразования, п. 23, 26, 28 Правил № 1178, орган регулирования не произвел анализ представленных документов, обосновывающих связь заявленных расходов с деятельностью на передачу электрической энергии, и не включил указанные затраты в БУПР на 2023г. 1.5. Расходы на страхование исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибирь» на 2023 г. - 363 тыс. руб. ПО «ГАЭС» были заявлены расходы на страхование ИА по следующим видам страхования: добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) на основании договоров № 28.4000.481.21 от 16.12.2021 с СПАО «PECO Гарантия»; № 28.4000.482.21.OT 16.12.2021 с АО «СОГАЗ»; добровольное личное страхование персонала ИА Общества на основании договора № 28.4000.220.21 от 30.06.2021 с АО «АльфаСтрахование» (добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и болезней); страхование имущества (зданий, сооружений) ИА Общества по договору № 28.4000.454.20 ОТ 28.12.2020 с АО «СОГАЗ»; страхование ответственности директоров и должностных лиц ИА Общества по договору № 28.4000.434.21 от 29.11.2021 с САО «ВСК». Необходимость данных расходов в 2023-2027 гг. обусловлена следующими факторами: возмещение убытков, которые Общество может понести в результате гибели, повреждения или утраты автотранспортных средств; минимизация объемов финансовых ресурсов Общества, направляемых на ликвидацию последствий гибели, повреждения или утраты автотранспортных средств, за счет использования механизма страхования; повышение уровня социальной защищенности и уровня мотивации работников Общества, защита их жизни и здоровья; обеспечение защиты имущественных интересов Общества в случае возникновения аварий, пожаров и других неблагоприятных ситуаций, связанных с повреждением или уничтожением имущества Общества; минимизация объемов финансовых ресурсов Общества, направляемых на ликвидацию по последствий природных и техногенных аварий и других неблагоприятных событий, за счет использования механизма страхования. Также целесообразность данных расходов в 2023 году обусловлена исполнением требований СО 5.073 «Положение об обеспечении страховой зашиты», а также требований «Программы страховой защиты Общества». Согласно основным положениям Бухгалтерской учетной политики, утвержденной приказом ПАО «Россети Сибирь» от 30.12.2014 № 1028 (в ред. приказа от 31.01.2022 № 25) (п. 3.19.10, стр. 314-315) затраты исполнительного аппарата (общехозяйственные затраты) распределяются на филиалы пропорционально доле НВВ филиала в общей сумме НВВ Общества, включаются в расходы филиала, относящиеся на деятельность по передаче и распределению электрической энергии, и распределены по статьям, что соотносится с действующим законодательством. Заявлено ПО «ГАЭС» на 2023 год - 363 тыс. руб., утверждено в БУПР на 2023 - 0 тыс. руб. В обоснование расходов в составе тарифной заявки предоставлены: договор с АО «СОГАЗ» №21РТК0053/28.4000.454.20 от 28.12.2020 с дополнительными соглашениями; расчет затрат по статье «Расходы на страхование имущества» по филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «ГАЭС»; копия СО 5.073 «Положение об обеспечении страховой защиты ПАО «МРСК Сибири»; полисы страхования; счета; пояснительная записка; таблица распределения затрат между ИА и ПО «ГАЭС». В нарушение положений пп. 8 п. 28 Основ ценообразования, п. 23, 26, 28 Правил № 1178, орган регулирования не произвел анализ представленных документов, обосновывающих связь заявленных расходов с деятельностью на передачу электрической энергии, и не включил указанные затраты в БУПР на 2023г. Всего Комитетом из заявленных ПО «ГАЭС» расходов по статье «Расходы на страхование» в размере 6 011,91 тыс. руб. учтены в составе подконтрольных расходы в сумме 323,7 тыс. руб. (расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - ОСАГО). Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о несоответствии принятых административным ответчиком нормативных правовых актов нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов административного истца. 26.01.2024 года истцом подано уточненное исковое заявление, в котором дополнено еще одно основание искового заявления. 1.6 Расходы на спецодежду и средства индивидуальной защиты - 12 261,46 тыс. рублей. В составе заявления об установлении тарифов на 2023 год ПО «ГАЭС» были заявлены к компенсации расходы по статье «Спецодежда» в размере 21 738,10 тыс. рублей. Исходя из позиции регулятора при расчете затрат по данной статье принимаются расходы за 2021 год на уровне экономически обоснованных расходов, с учетом распределения на регулируемый вид деятельности согласно положениям п.3.19.7 Учётной политики ПАО «Россети Сибирь» в размере 7 849,19 тыс. руб. На основании произведенных расчетов на 2023 год затраты по статье «Спецодежда» принимаются в размере 9 476, 64 тыс. руб., е учетом индексов- дефляторов на 2022 год - 13,9%, на 2023 год - 6,0%». Таким образом, органом регулирования определены расходы на спецодежду на основании фактических данных 2021 года с учетом ИПЦ. Сетевая организация не согласна с подходом органа регулирования по определению затрат на спецодежду и средства индивидуальной защиты. ПО «ГАЭС» в составе тарифной заявки в обоснование затрат были представлены следующие документы: коллективный договор; пояснительная записка; СО 5.034-07 «Спецодежда, спец обувь и другие СИЗ»; Распоряжение № 380 от 16.07.20221г. «Нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»; штатное расписание; договоры, счета-фактуры и накладные на поставку. При принятии расходов Комитетом, расчет должен был быть произведен согласно численности основного персонала и требований типовых норм, а не на основании фактических данных. Заявленные в составе тарифной заявки расходы ПО «ГАЭС» на спецодежду представлены в расчете и сформированы на основании численности основного персонала, определенного по штатному расписанию по нормативной численности (428 человек) и типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Нормативы утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 25.04.2011 № 340н (в редакции приказа 735). Цена единицы материала принята на основании договоров, заключенных по результатам конкурсных процедур на 2021-2022 гг. с учетом ИПЦ на 2022 г. и на 2023 г. принятых в соответствии со сценарными условиями к прогнозу социально- экономического развития РФ до 2025 года от 18.05.2022 (16,5% - в 2022 г., 9 %- в 2023 г.). Необходимость приобретения спецодежды также обосновывается обязанностью работодателя, в которую входит обязательное: ежегодное обеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты с целью предотвращения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации); исполнение приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ; исполнение ст. 22, 214 Трудового кодекса Российской Федерации. Отсутствие положенных по закону средств индивидуальной защиты или нарушение норм выдачи и порядка эксплуатации изделий влечет за собой административную ответственность для работодателя. Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ штраф для юридических лиц составляет от 130 000 до 150 000 руб. В случае необеспечения или неполного обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, работники вправе отказаться выполнять свою работу. Работодатель должен оплатить работникам возникший по его вине простой (ст. 157, 220 ТК, п. 11 Правил, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н). Таким образом, в нарушение положений п. 16, п. 18, п. 31 Основ ценообразования №1178, п. 28 Правил №1178 в базовый уровень подконтрольных расходов ПО «ГАЭС» на 2023 год расходы на «Спецодежду» включены не в полном объеме и компенсации подлежит остаток не учтенной суммы в размере 12 261,46 тыс. руб. Комитет по тарифам Республики Алтай в отзыве на иск указывает о несогласии с иском, указывают, что организацией подано заявление на установление тарифов на 2023 год от 27.04.2022г. № 1.11//32-исх.(входящий от 29.04.2022 г.), представлены дополнительные пакеты документов от 17.10.2022 г. № 1.1/01/475 и от 21.11.2022 № 1.1/01/579. Расчет расходов произведен с использованием электронного шаблона ENERGY.CALC.NVV.TSO. Представлена смета расходов филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно- Алтайские электрические сети» Таблица П1.15 и расчет НВВ методом индексации. В представленных расчетах расходы на страхование в заявленной сумме 6011,91 тыс. руб. не распределены по видам страхования. В соответствии с абз. 24 п. 38 Основ ценообразования № 1178 орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования. Одним из долгосрочных параметров является базовый уровень подконтрольных расходов. Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Комитетом по тарифам Республики Алтай после исполнения Предписания ФАС России № СП/723 87/23 от 07.09.2023 г. из базового уровня подконтрольных расходов на 2023 год исключено 5688,17 тыс. руб., включающих в себя добровольные виды страхования и оставлено 323,74 тыс. руб., включающих в себя расходы на обязательное страхование транспортных средств. Расходы на добровольное автострахование автотранспортных средств (КАСКО) не являются необходимыми для осуществления организацией своих производственных функций, это предоставление дополнительных гарантий сверх обязательных требований, предусмотренных законодательством. Предоставление тех или иных гарантий является правом коммерческой организации, вместе с тем, они не должны учитываться в качестве базовых для целей тарифного регулирования и включению в тариф не подлежат исходя, прежде всего, из принципа их определения (ограничения) только усмотрением самого субъекта регулирования, что нарушает интересы неопределенного круга лиц при включении данных расходов в расчет тарифа. Расходы на страхование зданий, сооружений и оборудования. Согласно ПП.1 ст.5 ФЗ от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», обязательными являются страхование имущества опасных производственных объектов, представленные группы объектов не относятся к особо опасным видам страхования, в соответствии с приложением 1 п.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам не относятся: объекты электросетевого хозяйства. Расходы на страхование персонала. В силу ст. ст. 10, 16, 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» имеют право на бесплатное оказание медицинских услуг; в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются: первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Амбулаторная помощь, стоматологическая помощь, экстренная стационарная и плановая стационарная помощь предоставляются бесплатно, за счет средств страховщика - Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение договоров на добровольное медицинское страхование персонала не является обязательным и производится в зависимости от финансовых возможностей компании. Заключение договоров на добровольное медицинское страхование персонала не является обязательным и производится в зависимости от финансовых возможностей компании. Включение в тарифы на услуги по передачи электрической энергии расходов по добровольному медицинскому страхованию является необоснованным, в связи с отсутствием производственной необходимости и законодательно закрепленной обязанности работодателя, расходы исключены, как экономически необоснованные. Расходы на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО). Статья в предложении не выделена, в связи с чем, не отражена в экспертном заключении как отдельная, самостоятельная часть расходов. Расходы на страхование исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибирь» на 2023 г. Данные расходы не являются необходимыми для осуществления организацией своих производственных функций, это предоставление дополнительных гарантий сверх обязательных требований, предусмотренных законодательством. Предоставление тех или иных гарантий является правом коммерческой организации, вместе с тем, они не должны учитываться в качестве базовых для целей тарифного регулирования и включению в тариф не подлежат исходя, прежде всего, из принципа их определения (ограничения) только усмотрением самого субъекта регулирования, что нарушает интересы неопределенного круга лиц при включении данных расходов в расчет тарифа. На основании вышеизложенного, Комитет по тарифам Республики Алтай просит суд в удовлетворении исковых требований ПАО «Россети Сибири» к Комитету по тарифам Республики Алтай, о признании незаконным приказа Комитета от 28.11.2022 г. № 40/6 (в ред. приказа от 20.09.2023 г. № 34/2) отказать. В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала административное исковое заявление с учетом дополнения в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель административного ответчика – Комитета по тарифам Республики Алтай ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменным отзывах, согласно которым, оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Комитета по тарифам Республики Алтай и не нарушает прав и законных интересов административного истца. Заинтересованное лицо – ФАС России извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил. Дело рассмотрено в отсутствии его представителя. Заслушав пояснения сторон, пояснения специалистов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Дедина А.С. о незаконности оспариваемого нормативного правового акта в части исключения из тарифов расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Согласно п. 3 ст. 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Постановлением Правительства Республики Алтай №57 от 15 марта 2012 года утверждено Положение о Комитете по тарифам Республики Алтай. В соответствии с пунктом 2 Положения Комитет по тарифам Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), региональный государственный контроль и надзор в установленной сфере деятельности, функции по оказанию государственных услуг, правоприменительные и иные функции в соответствии с настоящим Положением. Из содержания пункта 14 Положения следует, что для принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Согласно п. 30 Правил регулирования решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено данным пунктом. В соответствии с п. 31 Правил регулирования решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает в себя величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой, а также величину долгосрочных параметров Регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования. На основании п. 35 Правил регулирования орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 28.11.2023 года Комитетом по тарифам Республики Алтай издан приказ №40/6 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы». 20.09.2023 года Комитетом по тарифам Республики Алтай издан приказ №34/2 о внесении изменений в приложение к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6. Приказ №40/6 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.12.2022 и опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru. Приказ №34/2 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25.09.2023 и опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru. Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме, доведены до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются. В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования). Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования). В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена. Судом установлено, что филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2023 по 2027 годы. 29.04.2022 года в Комитет по тарифам Республики Алтай поступило заявление от филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям филиала ПАО «Росети Сибирь» - «ГАЭС» на 2023 год в составе нового долгосрочного периода регулирования 2023-2027 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ. 18.10.2022 года и 21.11.2022 года в Комитет по тарифам Республики Алтай поступили заявления за №1.1/01/475 №1.1/01/579 о направлении дополнительных материалов к предложению об установлении тарифов от филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети». 28.11.2022 года Комитетом по тарифам Республики Алтай издан приказ №40/6 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы». В приложении №1 к приказу №40/6 в таблице в графе 1 указан базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год в размере 637814,76 рублей. 31.08.2023 года ФАС России вынесено предписание в адрес Комитета по тарифам Республики Алтай, где в пункте 1.4.5 подстатья «Страхование» указано о том, что расходы на страхование органом регулирования учтены на 2023 год в размере 6 011,91 тыс. руб., в которой также учтены расходы на добровольное страхование автотранспорта, зданий и медицинское страхование. Данные расходы являются необязательными и не подлежат учету в необходимой валовой выручке регулируемых организаций. Расходы на страхование заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 6 011,91 тыс. руб. В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2023 год, а также в Возражениях отсутствует экономически обоснованный анализ данных расходов ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты указанных расходов. Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат. Отсутствует полная расшифровка расходов, в том числе по стоимости. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Не отражено, чем вызвана необходимость и отклонение от факта. На основании изложенного, прочие расходы, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил регулирования № 1178, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Расходы на добровольные виды страхования подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации. 20.09.2023 года Комитет по тарифам Республики Алтай на заседании рассмотрел вопрос по исполнению предписания ФАС России и внесении изменений в приказ Комитета по тарифам Республики Алтай №40/6. Приказом №34/2 от 20.09.2023 года Комитета по тарифам Республики Алтай внесены в приложение к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы» изменение в части столбца 4 пункта 1 таблицы 637814,76 заменили на 632 126,59. Из экспертного заключения по исполнению предписания ФАС России от 31.08.2023 следует, что расходы на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) в размере 303 тыс.руб., расходы на страхование зданий, сооружений и оборудования в размере 2853,33 тыс. рублей, расходы на добровольное медицинское страхование персонала и страхование от несчастных случаев в размере 2338,2 тыс.рублей экспертами Комитета для включения в необходимую валовую выручку организации не приняты, так как являются не обязательными для осуществления деятельности предприятия. Административный истец, не согласившись с приказом Комитета по тарифам Республики Алтай №34/2 от 20.09.2023 года, обратился в суд с настоящим иском и указал на не согласие с приказом Комитета по исключению из необходимой валовой выручки организации расходов на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) – 378 тыс.рублей, расходов на страхование зданий, сооружений и оборудования – 2853 тыс.рублей, расходов на страхование персонала (добровольное медицинское страхование сотрудников) – 2132 тыс.рублей, расходов на страхование исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибирь» на 2023 год – 363 тыс.рублей (добровольное страхование автотранспортных средств КАСКО, добровольное личное страхование персонала, страхование имущества, зданий, сооружений, страхование ответственности директоров и должностных лиц). В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов (пункт 7 Основ ценообразования). Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе прочие расходы. Подпункт 8 пункта 28 Основ ценообразования предусматривает включение в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки расходов на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности. В судебном заседании из пояснений представителя истца, представителя ответчика, специалистов ФИО3, ФИО4, ФИО5 установлено, что указанные расходы были заявлены истцом в заявлении об установлении тарифов, представлен полный объем документов в обоснование расходов, представлена пояснительная записка, то есть разногласий по не предоставлению полного объема документов, касающихся экономического обоснования расходов, и по размеру расходов, между сторонами не имеется. Спор заключается только в не включении в необходимую валовую выручку организации указанных расходов по страхованию по причине их не обязательности для осуществления деятельности предприятия. В соответствии с пояснительной запиской ПО «ГАЭС», а также представленными обосновывающими материалами, ПАО «Россети Сибирь» проводит добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) в рамках исполнения Федерального закона от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Имущество ПО «ГАЭС» в 2021 году застраховано в объеме 21 транспортных средств на общую страховую сумму - 303 тыс. руб. В 2023 году планируется увеличение транспортных средств, подлежащих страхованию КАСКО на 7 единиц техники и составит 28 транспортных средств, что составит 378 тыс.рублей. Расчет расходов на страхование определен ПО «ГАЭС» в соответствии с условиями договора с АО «АльфаСтрахование» от 15.12.2020 № 28.4000.440.20. Расходы на страхование зданий, сооружений и оборудования - 2 853 тыс. рублей подпадает под действие Федерального закона от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страхование имущества ПАО «Россети Сибирь» является обязательным для Общества в соответствии с СО 5.073 «Положение об обеспечении страховой защиты». Расчет расходов на страхование определен по договору страхования имущества юридических лиц «от всех рисков» №21РТК0053/28.4000.454.20 от 28.12.2020. Расходы на добровольное медицинское страхование работников осуществляется в соответствии с положениями ст. 927, 934 ГК РФ, а также программой страховой защиты ПАО «Россети Сибирь» и СО 5.073/0-04 «Положение об обеспечение страховой защиты». Расчет расходов на страхование определен по договору добровольного личного страхования № 28.4000.201.20 от 18.06.2020 между АО «АльфаСтрахование» и ПАО «Россети Сибирь» (срок действия с 01.07.2020 по 30.06.2021). В 2021 году заключен централизованный Договор добровольного личного страхования №28.4000.220.21 от 30.06.2021 на период с 01.07.2021 по 30.06.2024 между АО «АльфаСтрахование» и ПАО «Россети Сибирь». Расходы на страхование исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибирь» на 2023 г. были заявлены по следующим видам страхования: добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) на основании договоров № 28.4000.481.21 от 16.12.2021 с СПАО «PECO Гарантия»; № 28.4000.482.21.OT 16.12.2021 с АО «СОГАЗ»; добровольное личное страхование персонала ИА Общества на основании договора № 28.4000.220.21 от 30.06.2021 с АО «АльфаСтрахование» (добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и болезней); страхование имущества (зданий, сооружений) ИА Общества по договору № 28.4000.454.20 ОТ 28.12.2020 с АО «СОГАЗ»; страхование ответственности директоров и должностных лиц ИА Общества по договору № 28.4000.434.21 от 29.11.2021 с САО «ВСК». Целесообразность данных расходов в 2023 году обусловлена исполнением требований СО 5.073 «Положение об обеспечении страховой зашиты», «Программы страховой защиты Общества». Таким образом, регулирующий орган в ходе анализа подконтрольных расходов общества за 2023 год, обосновано исключил расходы на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО), расходов на страхование зданий, сооружений и оборудования, расходов на страхование персонала (добровольное медицинское страхование сотрудников), расходов на страхование исполнительного аппарата ПАО «Россети Сибирь» (добровольное страхование автотранспортных средств КАСКО, добровольное личное страхование персонала, страхование имущества, зданий, сооружений, страхование ответственности директоров и должностных лиц), поскольку заключение указанных договоров не является обязательным и производится в зависимости от финансовых возможностей компании. И данное решение тарифного органа принято во исполнение предписания ФАС России, которое является обязательным для исполнения тарифным органом. Кроме того, оспаривая приказ Комитета по тарифам №34/2 истец указывал о необоснованном занижении размера валовой выручки, в связи с исключением расходов общества на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта. В судебном заседании из пояснений представителя истца ФИО1 и специалиста ФИО4 установлено, что общество при обращении в Комитет по тарифам Республики Алтай с заявлением об установлении тарифов и в последующем с заявлениями о направлении дополнительных материалов, пояснительную записку о понесенных расходах по данному виду страхования, договор с АО «СОГАЗ» №28.4000.91.20 от 16.03.2020 с дополнительным соглашением, договор с АО «СОГАЗ» №18.4000.157.21 от 26.04.2021, перечень застрахованного имущества не направляли, а направили только регистр аналитического учета по счету 35.05. Представитель ответчика ФИО2 и специалист Комитета по тарифам Республики Алтай ФИО5 пояснили, что в Комитет от общества предложения о включении в тариф расходов общества на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта не поступало, поэтому они в экспертном заключении не оценивали экономическую обоснованность указанных расходов. Регистр аналитического учета по счету 35.05 специалистами Комитета не оценен, расценен как ошибочно поступивший документ, поскольку от общества не поступало ни предложение о включении данных расходов, ни пояснительной записки, ни заключенных договоров, ни финансовых документов по оплате страховых премий. То есть, Комитет по тарифам Республики Алтай данный вид расходов не оценивал в связи с отсутствием предложения от общества. Действительно, из материалов тарифного дела следует, что согласно расчета НВВ методом индексации, приложенного к заявлению общества об установлении тарифов, расходы на страхование указаны одной строкой без расшифровки в размере 6011,91 тыс.рублей. Обществом предоставлена пояснительная записка по фактическим/плановым расходам исполнительного аппарата ПАО Россети Сибирь» по статье «расходы на страхование» за 2021 год на 2023 год. В указанной пояснительной записке отражены фактические расходы за 2021 год по статье «Расходы на страхование» составляют 13 435,45 тыс. рублей. Данные расходы сформированы исходя из затрат по: - добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) на основании договора №28.4000.789.19 от 30.12.2019, заключенного с АО «АльфаСтрахование», в размере 157,00 тыс. руб.; - добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) на основании договора N28.4000.440.20 от 15.12.2020, заключенного с АО «АльфаСтрахование», в размере 203,37 тыс. руб.; -обязательному комплексному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ДСАГО) на основании договора №28.4000.441.20 от 15.12.2020, заключенного с Коллективным участником АО «СОГАЗ» (лидер), САО «РЕСО-Гарантия», в размере 0,01 тыс. руб.; - добровольному личному страхованию на оснований договора №28.4000.201.20 от 18.06.2020, заключенного с АО «АльфаСтрахование», в размере 6 007,99 тыс. руб.; - добровольному личному страхованию на основании договора №28.4000.220.21 от 30.06.2021, заключенного с АО «АльфаСтрахование», в размере 2210.44 тыс. руб.; - страхованию ответственности директоров, должностных лиц и компаний на основании договора №28,4000.406.20 от 27.11.2020, заключенного с САО «ВСК», в размере 4 707,81 тыс. руб.; - комбинированного страхования строительно-монтажных рисков на основании договора №28.4000.441.16 от 20.01.2017, заключенного с ООО СК «ВТБ Страхование», в размере 17,81 тыс. руб.; - страхованию имущества юридических лиц «от всех рисков» на основании договора №28.4000.454.20 от 28.12.2020, заключенного с Коллективным участником АО «СОГАЗ» (лидер), АО «АльфаСтрахование», в размере 17,00 тыс. руб.; - обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на основании договора №28.4000.669.19 от 19.11.2019, заключенного с АО «СОГАЗ», в размере 68,49 тыс. руб; - обязательному комплексному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на основании договора №28.4000.441.20 от 15.12.2020, заключенного с Коллективным участником АО «СОГАЗ» (лидер), САО «РЕСО-Гарантия»,в размере 45,53 тыс. руб. Плановые расходы на 2023 год по статье «Расходы на страхование» составляет 14126,59 рублей в том числе: - затраты на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО); - затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО); - затраты на добровольное личное страхование персонала; - затраты на страхование имущества; - затраты на страхование ответственности директоров и должностных лиц. Данные расходы сформированы в соответствии со следующими заключенными/запланированными договорами: - добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО), на основании договоров с АО «АльфаСтрахование» №28.4000.789.19 от 30.12.2019 года и №28.4000.440.20 от 15.12.2020 года, и обязательное комплексное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ДСАГО), на основании договора №28.4000.441.20 от 15.12.2020, заключенного с Коллективным участником АО «СОГАЗ» (лидер), САО «РЕСО-Гарантия», плановые расходы на 2023 год по указанным договорам в размере 390,91 тыс.рублей; - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на основании договора №28.4000.669.19 от 19.11.2019, заключенного с АО «СОГАЗ», плановые расходы на 2023 год по указанным договорам в размере 123,69 тыс.рублей; - добровольное личное страхование на основании договоров №28.4000.201.20 от 18.06.2020 и №28.4000.220.21 от 30.06.2021, заключенных с АО «АльфаСтрахование», плановые расходы на 2023 год по указанным договорам в размере 6158,99 тыс.рублей; - страхование имущества юридических лиц «от всех рисков» на основании договора №28.4000.454.20 от 28.12.2020, заключенного с Коллективным участником АО «СОГАЗ» (лидер), АО «АльфаСтрахование, плановые расходы на 2023 год по указанным договорам в размере 17,00 тыс.рублей; - страхование ответственности директоров, должностных лиц компании на основании договора №28.4000.406.20 от 27.11.2020 года, заключенного с САО «ВСК», плановые расходы на 2023 год по указанным договорам в размере 7436,00 тыс.рублей. Согласно пункту 12 Правил регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям. Таким образом, оценив доказательства, представленные сторонами, нахожу установленным, что филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» с предложением о включении в тариф расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта в сумме 9 тыс. рублей в установленный срок не обращалось, в связи с чем, Комитет по тарифам Республики Алтай обоснованно не анализировал и не проверял данное предложение. На тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Кроме того, административный истец, оспаривая приказ Комитета по тарифам Республики Алтай указал о несогласии с исключением регулирующим органом расходов на спецодежду и средства индивидуальной защиты в размере 12 261,46 тыс. рублей. В судебном заседании представитель истца ФИО1 и специалист «Горно-Алтайские электрические сети» ФИО4 пояснили, что при принятии расходов Комитетом, расчет должен был быть произведен согласно численности основного персонала и требований типовых норм, а не на основании фактических данных. Филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2023 год затраты запланированы в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Органом регулирования определены расходы на спецодежду на основании фактических данных 2021 года с учетом ИПЦ в размере 9 476, 64 тыс. руб., с учетом индексов - дефляторов на 2022 год - 13,9%, на 2023 год - 6,0%. Сетевая организация не согласна с подходом органа регулирования по определению затрат на спецодежду и средства индивидуальной защиты. Пунктами 24, 29 Основ ценообразования предусмотрено, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах. При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации. (пункт 29 Основ ценообразования). Из материалов дела следует, что 29.04.2022 Филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» направлено заявление №1.11//34 от 27.04.2022 в Комитет по тарифам Республики Алтай об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2023 год в составе нового долгосрочного периода регулирования 2023-2027 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ. В последующем были направлены скорректированные предложения об установлении цен (тарифов) - письмами от 17.10.2022 № 1.1/01/475, от 21.11.2022 № 1.1/01/579. В составе заявления об установлении тарифов на 2023 год обществом были заявлены к компенсации расходы по статье «Спецодежда» в размере 21 738,10 тыс. рублей. С составе тарифной заявки (с учетом уточнений) в обоснование затрат были представлены: коллективный договор; пояснительная записка; СО 5.034-07 «Спецодежда, спец обувь и другие СИЗ»; Распоряжение № 380 от 16.07.20221г. «Нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»; штатное расписание; договоры, счета-фактуры и накладные на поставку. Из экспертного заключения приказа Комитета по тарифам Республики Алтай №40/6 от 28.11.2022 года следует, что организацией представлены первичные документы по данной статье договоры, бухгалтерский регистр за 2021 год (выгрузка из программного комплекса SAP), подтверждающие отнесение расходов по статье в сумме 7849,19 тыс.рублей на регулируемый вид деятельности «передача электроэнергии». По факту 2021 года расходы приняты экспертами по статье в сумме 7849,19 тыс.рублей. Для включения в необходимую валовую выручку на 2023 год организацией предложено по данной статье 21738,10 тыс.рублей. Экспертами произведен перерасчет суммы расходов, принятой по факту 2021 года с учетом ИПЦ на 2022-2023 годы. В результате перерасчета сумма расходов на 2023 год составила 7849,19*1,139*1,06=9476,64 тыс.рублей. В предписании ФАС России от 31.08.2023 года по статье «Сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, инструмент» указано, что расходы на сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, инструмент органом регулирования учтены в размере 34401,1 тыс.рублей, в том числе по подстатье спец одежда и СИЗ – 9476,64 тыс.рублей. В нарушение пунктов 7,16,29 Основ ценообразования №1178, пункта 23 Правил регулирования №1178 в экспертном заключении на 2023 год отсутствует экономически обоснованный анализ данных расходов с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты указанных расходов. Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат. Отсутствует полная расшифровка расходов, в том числе по стоимости. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Отсутствует информация о направлении расходов согласно дефектной ведомости. Из экспертного заключения по исполнению предписания ФАС России к приказу Комитета №34/2 следует, что экспертами рассмотрены представленные обществом документы, по итогам анализа по факту 2021 года расходы приняты экспертами по статье «Спецодежда и СИЗ» в сумме 8073,58 тыс.руб. с учетом распределения на регулируемый вид деятельности согласно положений п.3.19.7 Учетной политики ПАО «Россети Сибирь» на 2023 год затраты составят 7849,19 рублей. Экспертами произведен перерасчет суммы расходов, принятой по факту 2021 года с учетом ИПЦ на 2022-2023 годы. В результате перерасчета сумма расходов на 2023 год составила 7849,19*1,139*1,06=9476,64 тыс.рублей. На 2023 год по данной статье принята сумма в размере 9476,64 тыс. рублей. С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что тарифный орган обоснованно учел затраты административного истца в размере аналогичном понесенных в предыдущем периоде регулирования, исходя из принятой численности персонала, а также утвержденных по данной статье расходов в предшествующем периоде, учитывая норму ее износа, что согласуется с положениями Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 340н. Таким образом, проанализировав оспариваемый Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6 (в редакции приказа №34/2) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы» в части столбца 4 пункта 1 таблицы на предмет его соответствия положениям Закона об электроэнергетике, Основам ценообразования, Методическим указаниям, исследовав материалы дела, включая экспертное заключение органа регулирования, прихожу к выводу о том, что оспариваемый тариф установлен Комитетом по тарифам Республики Алтай на основании анализа представленных ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» обосновывающих материалов, в экономически обоснованном размере, расчет выполнен с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, прав и законных интересов административного истца приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6 (в редакции приказа №34/2) в оспариваемой части не нарушает, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленного административного иска. Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ суд в удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2022 № 40/6 (в редакции приказа №34/2) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2023-2027 годы» в части столбца 4 пункта 1 таблицы «Долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО «Россети Сибири» - «Алтайэнерго», производственное отделение «Горно-Алтайские электрические сети» в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2023 - 2027 годы» Приложения 1, устанавливающего базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год в размере 632 126,59 тыс. рублей, недействующим со дня его принятия как не соответствующего требованиям федерального законодательства, возложении обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющий нормативный правовой акт в части, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Верховный суд Республики Алтай. Судья Э.В. Ялбакова Мотивированное решение изготовлено 31 января 2024 года. Суд:Верховный Суд Республики Алтай (Республика Алтай) (подробнее)Судьи дела:Ялбакова Эркелей Владиславовна (судья) (подробнее)Судебная практика по:Простой, оплата времени простояСудебная практика по применению нормы ст. 157 ТК РФ
По договорам страхования Судебная практика по применению норм ст. 934, 935, 937 ГК РФ |