Решение № 2А-24/2024 2А-24/2024(2А-772/2023;)~М-764/2023 2А-772/2023 М-764/2023 от 26 января 2024 г. по делу № 2А-24/2024




Дело № 2а-24/2023 УИД 64RS0019-01-2023-001135-19


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2024 года г. Красноармейск

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Королевой Н.М.

при секретаре Домниной О.А.

с участием представителя административного истца – помощника Красноармейского межрайонного прокурора Саратовской области Ванина Г.А.,

заинтересованного лица – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Российской Федерации к призывной комиссии Саратовской области, призывной комиссии города Красноармейска Саратовской области, военному комиссариату города Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области о признании незаконными решений призывных комиссий об освобождении ФИО1 от призыва на военную службу, а также действий военного комиссара по выдаче военного билета,

УСТАНОВИЛ:


Военный прокурор Саратовского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что согласно протоколу заседания призывной комиссии г.Красноармейска Саратовской области от 13 апреля 2021 года № и протоколу призывной комиссии Саратовской области от 21 апреля 2021 года № принято решение об освобождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от призыва на военную службу по состоянию здоровья с признанием его «В» - ограниченно годным к военной службе. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что решение призывной комиссии г.Красноармейска Саратовской области и последующее решение призывной комиссии Саратовской области об освобождении ФИО1 от призыва на военную службу являются незаконными и подлежащими отмене, так как нарушен установленный порядок освобождения гражданина от призыва на военную службу, то есть без контрольного медицинского освидетельствования комиссией субъекта РФ граждан, получивших такое освобождение. Проведенной проверкой установлено, что ФИО1 с 29 января 2018 года состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Красноармейск и Красноармейского района Саратовской области. В ходе весенней призывной кампании 2021 года ФИО1, 05 апреля 2021 года прошел медицинское освидетельствование у врачей медицинской призывной комиссии г.Красноармейска. Всеми врачами ФИО1 вынесена категория годности «А» - годен к военной службе, за исключением врача-хирурга ГУЗ СО «Красноармейская районная больница» ФИО14. Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья ФИО1 от 07 апреля 2021 года № у него имеется плоскостопие третьей степени обеих стоп. Из листа медицинского освидетельствования на ФИО1 следует, что у него имеется диагноз «Плоскостопие третьей степени обеих стоп с незначительным нарушением функции», в связи, с чем ему установлена категория «В»- ограниченной годен к военной службе. В последующем личное дело ФИО1 со всеми медицинскими документами, в том числе и указанные медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина от 07 апреля 2021 года № и лист медицинского освидетельствования от 07 апреля 2021 года направлено фельдшером военного комиссариата г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области в призывную комиссию Саратовской области для утверждения категории годности. 21 апреля 2021 года призывной комиссией Саратовской области ФИО1 утверждена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе и он освобожден от прохождения военной службы по призыву. Проведенным обследованием 19 июля 2023 года установлено, что у ФИО1 имеется продольное плоскостопие обеих стоп второй степени без явлений деформирующего артроза, что соответствует категории годности «Б-3» - годен с незначительными ограничениями. При получении объяснений у врача-хирурга ГУЗ СО «Красноармейская районная больница» ФИО15 установлено, что в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина № и листе медицинского освидетельствования на ФИО1 от 07 апреля 2021 года имеются не его подписи, кому-либо право ставить подписи за него он не давал. Из показаний фельдшера ГУЗ СО «Красноармейская районная больница» ФИО16. следовало, подпись за врача-хирурга ФИО17. в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина № и листе медицинского освидетельствования на ФИО1 от 07 апреля 2021 года поставила она, с целью ускорения прохождения гражданами медицинского освидетельствования и скорейшего направления их личных дел в вышестоящую призывную комиссию. Достоверность медицинских документов ФИО18 не проверялась, выводы о наличии или отсутствии заболеваний сделаны ей на основании представленных медицинских документов и снимков, что свидетельствует о подделке ФИО19 официального документа листа медицинского освидетельствования на ФИО1 от 07 апреля 2021 года, предоставляющего право на освобождение гражданина от военной службы и в последующем его использование, путем направления в призывную комиссию Саратовской области. 13 апреля 2021 года на основании данных медицинских документов призывной комиссией г.Красноармейска Саратовской области в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принято решение об освобождении ФИО1 от прохождения военной службы и зачислении его в запас. Данное решение утверждено призывной комиссией Саратовской области, после чего военным комиссариатом г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области ФИО1 выдан военный билет №. Учитывая, что заболевания, препятствующего прохождению военной службы у ФИО1, фактически не выявлено, решения призывных комиссий об освобождении его от прохождения военной службы и вынесения ему категории годности к военной службе «В» ограниченно годен к военной службе незаконны.

В связи с чем, административный истец просил признать решение призывной комиссии города Красноармейска Саратовской области от 13 апреля 2021 года (протокол № от 13 апреля 2021 года), а также решение призывной комиссии Саратовской области от 21 апреля 2021 года (протокол № от 21 апреля 2021 года) об освобождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от призыва на военную службу незаконными и отменить их, а также признать незаконными действия военного комиссара г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области по выдаче ФИО1 военного билета АЕ №.

Представитель административного истца – помощник Красноармейского межрайонного прокурора Саратовской области Ванин Г.А. в судебном заседании поддержал административные исковые требования, дал пояснения, аналогичные изложенному в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков - призывной комиссии Саратовской области, призывной комиссии г. Красноармейска Саратовской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.

Представитель административного ответчика – военного комиссариата г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области – врио военного комиссара г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области ФИО20 в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что решением призывной комиссии Саратовской области от 09 ноября 2023 года (протокол №) решение призывной комиссии Красноармейского района Саратовской области от 13 апреля 2021 года (протокол №) и решение призывной комиссии Саратовской области от 21 апреля 2021 года (протокол №) об освобождении ФИО1 от призыва на военную службу и зачислении в запас, отменены, военный билет АЕ №, выданный ФИО1 уничтожен.

Представитель заинтересованного лица призывной комиссии Саратовской области – военный комиссар Саратовской области ФИО21 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен, в своих возражениях на административное исковое заявление указал, что оспариваемые решений призывных комиссий в отношении ФИО1 отменены, просил дело рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 по ордеру адвокат Баринова О.В. в судебное заседание не явилась, в своих возражениях направленных в суд, а также в предыдущем судебном заседании, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, указав, что военной прокуратурой не проводилась проверка достоверности медицинских документов и снимков, а вывод о недействительности заключения ВВК сделан лишь на основании поставленной подписи неуполномоченным лицом. Кроме того административным истцом пропущен срок для обращения с иском.

Заинтересованное лицо ФИО22 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен, об уважительности своей неявки суду не сообщил.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 4 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 4 Федерального закона № 53-ФЗ, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

В соответствии со ст.26, 28 Закона №53-ФЗ, п.3 Положения о призыв на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663 призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, на которые в том числе возлагаются обязанности о принятии решения об освобождении граждан от призыва на военную службу.

Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565 (далее Положение), для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.

В соответствии с пунктом 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Согласно пунктам 13, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года №565 определены категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также определение причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы, службы в органах, относится к компетенции военно-врачебной экспертизы.

В силу п.4 ст.5.1 Закона №53-ФЗ, пункта 20 Положения о ВВЭЖ, пункта 12 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной совместным приказом Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 года №240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование (дополнительное медицинское обследование) в медицинскую организацию для уточнения диагноза, на основании решения призывной комиссии.

При этом перечень медицинских организаций, в которые могут быть направлены призывники по соответствующему профилю заболевания, утверждаются решением главы субъекта РФ 2 раза в год перед проведением очередной призывной кампании.

В соответствии с ч.2 ст.29 закона №53-ФЗ, п.22 Положения о ВВЭ в случае принятия призывной комиссией муниципального образования решения об освобождении гражданина от прохождения военной службы по состоянию здоровья последний подлежит контрольному медицинскому освидетельствованию, а решение призывной комиссии муниципального образования утверждению призывной комиссией субъекта.

Призывная комиссия субъекта РФ организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в вида и родах войск Вооруженных Сил РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как установлено в судебном заседании, на основании постановления Губернатора Саратовской области от 29 марта 2021 года №, в Саратовской области создана призывная комиссия о призыве в апреле-июле 2021 года граждан РФ на срочную военную службу и утвержден ее состав.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 29 января 2018 года состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Красноармейск и Красноармейского района Саратовской области. В ходе весенней призывной кампании 2021 года, ФИО1, 05 апреля 2021 года ФИО1 прошел медицинское освидетельствование у врачей медицинской призывной комиссии г.Красноармейска (л.д. 30, 38)

Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья ФИО1 от 07 апреля 2021 года № у него имеется плоскостопие третьей степени обеих стоп. Из листа медицинского освидетельствования на ФИО1 следует, что у него имеется диагноз «Плоскостопие третьей степени обеих стоп с незначительным нарушением функции», в связи, с чем ему установлена категория «В»- ограниченной годен к военной службе (л.д. 34, 35, 36).

21 апреля 2021 года призывной комиссией Саратовской области ФИО1 утверждена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе и он освобожден от прохождения военной службы по призыву. Проведенным обследованием 19 июля 2023 года установлено, что у ФИО1 имеется продольное плоскостопие обеих стоп второй степени без явлений деформирующего артроза, что соответствует категории годности «Б-3» - годен с незначительными ограничениями (л.д. 40-41).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что при получении объяснений у врача-хирурга ГУЗ СО «Красноармейская районная больница» ФИО23. он пояснил, что в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина № и листе медицинского освидетельствования на ФИО1 от 07 апреля 2021 года имеются не его подписи, кому-либо право ставить подписи за него он не давал (л.д. 179-183).

Из показаний фельдшера ГУЗ СО «Красноармейская районная больница» ФИО24. следовало, что ей подготавливались медицинские заключения о состоянии здоровья граждан и листы медицинского освидетельствования, она в медицинском заключении о состоянии здоровья гражданина № и листе медицинского освидетельствования на ФИО1 от 07 апреля 2021 года поставила подпись за врача-хирурга ФИО25. с целью ускорения прохождения гражданами медицинского освидетельствования и скорейшего направления их личных дел в вышестоящую призывную комиссию. Достоверность медицинских документов ФИО26. не проверялась, выводы о наличии или отсутствии заболеваний сделаны ей на основании представленных медицинских документов и снимков, что свидетельствует о подделке ФИО27. официального документа листа медицинского освидетельствования на ФИО1 от 07 апреля 2021 года, предоставляющего право на освобождение гражданина от военной службы и в последующем его использование путем направления в призывную комиссию Саратовской области (л.д. 188-190, 191-194).

13 апреля 2021 года на основании данных медицинских документов призывной комиссией г.Красноармейска Саратовской области в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принято решение об освобождении ФИО1 от прохождения военной службы и зачислении его в запас. Данное решение утверждено призывной комиссией Саратовской области (л.д.40, 41).

02 декабря 2021 года военным комиссаром г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области ФИО28., ФИО1 выдан военный билет АЕ № (л.д. 38).

Кроме этого в судебном заседании установлено, что решением призывной комиссии Саратовской области от 09 ноября 2023 года (протокол №) решение призывной комиссии Красноармейского района Саратовской области от 13 апреля 2021 года (протокол №) и решение призывной комиссии Саратовской области от 21 апреля 2021 года (протокол №) об освобождении ФИО1 от призыва на военную службу и зачислении в запас, отменены (л.д. 223).

Согласно акту № на уничтожение бланков строгой отчетности в военном комиссариате г. Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области, военный билет АЕ №, выданный ФИО1 уничтожен (л.д. 224).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Поскольку оспариваемые решения призывных комиссий Саратовской области и г.Красноармейска Саратовской в настоящее время отменены и не нарушают права и законные интересы административного истца, а также то, что военный билет, выданный ФИО1 уничтожен, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для признания решений и действий должностных лиц незаконными, а потому административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административных исковых требований военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Российской Федерации к призывной комиссии Саратовской области, призывной комиссии города Красноармейска Саратовской области, военному комиссариату города Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области о признании незаконными решения призывной комиссии города Красноармейска Саратовской области от 13 апреля 2021 года (протокол № от 13 апреля 2021 года), а также решение призывной комиссии Саратовской области от 21 апреля 2021 года (протокол № от 21 апреля 2021 года) об освобождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от призыва на военную службу, а также действий военного комиссара г. Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области по выдаче военного билета АЕ №, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем обращения с апелляционной жалобой либо представлением через Красноармейский городской суд Саратовской области.

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2023 года.

Председательствующий судья Н.М. Королева



Суд:

Красноармейский городской суд (Саратовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Королева Наталья Михайловна (судья) (подробнее)