Решение № 2А-1494/2024 2А-1494/2024(2А-5794/2023;)~М-4686/2023 2А-5794/2023 М-4686/2023 от 18 января 2024 г. по делу № 2А-1494/2024Ялтинский городской суд (Республика Крым) - Административное В окончательной форме Дело № 2а-1494/2024 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ялта 16 января 2024 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности, ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 30 августа 2023 года №<номер>-п «Об отказе в предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка площадью 39 кв.м., с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность. Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами №<номер> На указанных земельных участках и на земельном участке с кадастровым номером №<номер>, находящемся в муниципальной собственности, расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности. По его заявлению, постановлением Администрации города Ялта от 22 февраля 2023 года № 967-п, земельному участку с кадастровым номером №<номер> был установлен вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». На основании данного постановления в ЕГРН в отношении указанного участка внесены изменения. <дата> он обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером №<номер> Оспариваемым постановлением ему было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. на необходимость уточнить границы земельного участка. Однако испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, проведено его межевание и право собственности на него зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым, в связи с чем отказ в предоставлении его в собственность является незаконным и нарушает его право на приобретение земельного участка в собственность. В судебное заседание истец не явился, обеспечил явку своего представителя, которая поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать. В соответствие с ч. 6 ст. 116 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Судом установлено, что согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости, за ФИО2 на праве собственности зарегистрированы: - земельный участок площадью 22 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - земельный участок площадью 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - жилой дом площадью 140,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Также установлено, что за муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым зарегистрирован земельный участок площадью 39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ФИО2 обратился в Администрацию города Ялта с заявлением об установлении земельному участку с кадастровым номером №<номер> вида разрешенного использования - «Для индивидуального жилого строительства». Постановлением Администрации города Ялта от 22 февраля 2023 года №<номер>-п земельному участку с кадастровым номером №<номер>, расположенному по адресу: <адрес>, находящемуся в муниципальной собственности, был установлен вид разрешенного использования «Для индивидуального жилого строительства» (код 2.1). Пунктом 2 указанного постановления Департаменту имущественных и земельных отношений указано не необходимость в установленный законом срок направить в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым настоящее постановление для внесения изменений в ЕГРН. <дата> ФИО2 подал в Департамент имущественных и земельных отношений заявление, в котором просил передать ему бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером №<номер>, площадью 39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». В обоснование возможности предоставления земельного участка бесплатно, без проведения торгов к заявлению были приложены: копия паспорта гражданина Российской Федерации; оригинал кадастрового паспорта без отметки о необходимости уточнения границ; графический план; копии правоустанавливающих документов на расположенный на участке жилой дом. Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 30 августа 2023 года № 5207-п ФИО2 отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 39 кв.м., с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> на основании пункта 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. П. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ). 24 декабря 2014 года Государственным советом Республики Крым принят Закон № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", который, как следует из его преамбулы, устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Статьей 1 Закона № 66-ЗРК/2015 установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Частью 7 статьи 18 Закона № 66-ЗРК/2015 установлено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3-6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются. Исчерпывающий перечень оснований, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации. Пунктом 5 ст. 39.17 Земельного Кодекса РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Постановлением Администрации города Ялта № 3179-п от 2 октября 2020 года утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов». В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) заключение договора купли-продажи земельного участка; 2) заключение договора аренды земельного участка; 3) заключение договора безвозмездного пользования земельным участком; 4) постановление Администрации города Ялта о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; 5) постановление Администрации города Ялта о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 6) постановление Администрации города Ялта об отказе в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие постановления Администрации города Ялта об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. Как следует из оспариваемого истцом постановления, отказывая ему в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка, Администрация города Ялта руководствовалась пунктом 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Вместе с этим, как было установлено выше, постановлением Администрации города Ялта от 22 февраля 2023 года № 967-п испрашиваемому земельному участку с кадастровым номером №<номер> был установлен вид разрешенного использования «Для индивидуального жилого строительства» (код 2.1). Согласно представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым выписке из ЕГРН и копии дела правоустанавливающих документов, указанный земельный участок сформирован, зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым, местоположение его границ уточнено и они содержаться в Едином государственном реестре недвижимости. Таким образом, поскольку Единый государственный реестр недвижимости содержит в себе сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> и основания для их уточнения отсутствуют, отказ Администрации города Ялта в предоставлении истцу бесплатно в собственность земельного участка со ссылкой на пункт 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является необоснованным и нарушает законные права и интересы истца на получение в собственность земельного участка. Исходя из вышеизложенного, суд считает заявленные исковые требования о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ялта об отказе в предоставлении бесплатно в собственность истцу земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Учитывая обоснованность требований истца о признании незаконным и отмене постановления, в целях устранения нарушений его прав, свобод и законных интересов, на Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть его заявление от 27 марта 2023 года о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность. С учетом удовлетворения исковых требований, в соответствии со ст. 111 КАС Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд иск удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта от 30.08.2023 года №<номер>-п «Об отказе в предоставлении бесплатно в собственность ФИО2 земельного участка площадью 39 кв. метров, кад. номер №<номер> расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования, - для индивидуального жилищного строительства». Обязать Администрацию города Ялта повторно рассмотреть заявление ФИО2 от <дата> о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 39 кв. метров, №<номер> расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования, - для индивидуального жилищного строительства». Взыскать с Администрации города Ялта в пользу ФИО2 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Ю.С. Кононова Суд:Ялтинский городской суд (Республика Крым) (подробнее)Судьи дела:Кононова Юлия Сергеевна (судья) (подробнее) |