Решение № 2А-391/2020 2А-391/2020~М-320/2020 М-320/2020 от 20 ноября 2020 г. по делу № 2А-391/2020

Белозерский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные



УИД: 45RS0002-01-2020-000465-59

Дело № 2а-391/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

с. Белозерское 20 ноября 2020 г.

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Копылова А.Ф.,

при секретаре Жевлаковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Кургану к ФИО2 Саид-Эминовичу о взыскании задолженности по налогам, пени,

У С Т А Н О В И Л:


ИФНС России по г. Кургану обратилась в Белозерский районный суд Курганской области с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени. В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО2 является собственником недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; здание, расположенное по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Ответчик не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, уплате земельного налога, пени за 2017 год. Руководствуясь ст.ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику заказным письмом направлялось требование об уплате налога от 29.01.2019 № 18113. Оплата по требованию налогоплательщиком не произведена. ИФНС России по г. Кургану пропущен срок обращения в суд с требованиями о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налогов с ФИО2, что связано с усложнением процедуры подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по обязательным платежам. Просит суд: восстановить срок для подачи административного искового заявления о взыскании суммы недоимки, а также взыскать с ответчика ФИО2 в пользу ИФНС России по г. Кургану задолженность по уплате налогов: на имущество физических лиц за 2017 год в размере 12 506 руб. 00 коп., пени в размере 179 руб. 56 коп.; земельному налогу за 2017 год в размере 8 614 руб. 00 коп., пени в размере 123 руб. 69 коп., всего взыскать 21 423 руб. 25 коп.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по г. Кургану в судебное заседание не явился. В заявлении заместитель начальника Межрайонной ИФНС России 3 по г. Кургану ФИО1 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя налоговой инспекции.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом по месту жительства.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закреплена статьей 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом (ст. 23 НК РФ).

Пункт 1 статьи 30 НК РФ устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Таким образом, определение суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, предъявление требований о взыскании недоимки по налогам и пени является правом территориальных налоговых органов.

В силу положений п. 1-2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как следует из материалов дела ФИО2 является собственником недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; здание, расположенное по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из положений п. 1 ст. 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Из положений п. 1 ст. 401 НК РФ следует, что объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

С учетом ст.ст. 397,408 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию объектов недвижимости на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397, п. ст. 409 НК РФ).

Как следует из сведений ИФНС России по г. Кургану о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 29 января 2019 г. за ФИО2 числится задолженность по налогам: на имущество физических лиц за 2017 год в размере 12 506 руб. 00 коп., пени в размере 179 руб. 56 коп.; земельному налогу за 2017 год в размере 8 614 руб. 00 коп., пени в размере 123 руб. 69 коп., общий размер задолженности составляет сумму 21 423 руб. 25 коп.

Расчет задолженности по взыскиваемым истцом налогам, пени принимается судом во внимание, поскольку произведен в соответствии с действующими в рассматриваемый период тарифами и ставками.

Доказательств об иной сумме задолженности по налогам и пени, ответчиком в соответствии со ст. 62 КАС РФ суду не представлено.

Поскольку срок обращения в суд с требованиями о взыскании указанных налогов и сборов пропущен ИФНС России по г. Кургану обратилась с настоящим административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и сборам в Белозерский районный суд Курганской области, минуя процедуру приказного производства и заявляя ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО2, являясь налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, а также земельного налогов не исполнил обязанность по их уплате в установленные законом сроки.

Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Из материалов дела следует, что административным истцом предъявлено требование о взыскании с ФИО2 налога на имущество физических лиц, а также земельного налогов за 2017 год и пени. В требовании № 18113 определены сроки уплаты недоимки по указанным налогам год до 26 марта 2019 г. Таким образом, последний срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций истек 27 сентября 2019 г.

Данное административное исковое заявление направлено в суд 12 сентября 2020 г., т.е. за пределами установленного срока.

Из положений ст. 75 НК РФ следует, что утрата возможности взыскания основной недоимки по налогам и сборам влечет за собой утрату возможности взыскания пени, начисленных на указанную недоимку, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.

Учитывая, что административным истцом пропущен срок для обращения с заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании недоимки по указанным налогам и пени в полном объеме.

Ходатайство о восстановлении пропущенных процессуальных сроков для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением также удовлетворению не подлежит, поскольку административным истцом не указано причин уважительности пропуска указанных сроков.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Кургану к ФИО2 Саид-Эминовичу о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья А.Ф. Копылов

(мотивированное решение суда составлено 30 ноября 2020 г.)



Суд:

Белозерский районный суд (Курганская область) (подробнее)

Судьи дела:

Копылов Андрей Федорович (судья) (подробнее)