Решение № 2А-2170/2024 2А-2170/2024(2А-6583/2023;)~М-5291/2023 2А-6583/2023 М-5291/2023 от 15 февраля 2024 г. по делу № 2А-2170/2024




Административное дело № 2а-2170/2024 (2а-6583/2023;)

УИД: 47RS0005-01-2023-007383-96


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2024 года г. Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,

при секретаре Юзовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, и. о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области ФИО3, КУМИГ администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным отказа №оз-14176 от Дата, об обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:


административный истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, в котором просил:

признать незаконным отказ № оз-14176 от Датаг. администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов,

обязать администрацию администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области повторно рассмотреть заявление от Дата. N09244215 о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование требований указала, что постановлением главы окружной администрации Полянской волости муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области» № от Дата ее мужу ФИО2 был предоставлен из земель окружной администрации земельный участок под огород площадью <данные изъяты> кв.м. Указанным участком семья пользуется <данные изъяты> лет. Участок огорожен. В настоящее время поставлен на кадастровый учет с межеванием, спора по границам нет.

Дата муж умер, истец продолжала пользоваться огородом. Дата с истцом был заключен договор аренды на указанный участок, арендная плата вносится регулярно.

Дата г. она обратилась в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. Ранее неоднократно обращалась с заявлением о предоставлении спорного участка в аренду без проведения торгов. Заключить договор администрация отказывалась по разным причинам.

Решением от Дата ей было отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка. Отказ мотивирован тем, что она лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретения земельного участка без проведения торгов, т.к. не является арендатором данного участка.

Полагает указанный отказ незаконным, т. к. ссылка администрации на то обстоятельство что она не является арендатором не соответствует действительности.

В ходе рассмотрения спора, исходя из характера спорных правоотношений, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, и. о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области ФИО3

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса, не просивших суд об отложении разбирательства по делу.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Часть 1 статьи 4 КАС РФ гарантирует право каждому заинтересованному лицу на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что постановлением главы окружной администрации Полянской волости муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области» № от Дата супругу истца ФИО2 был предоставлен из земель окружной администрации земельный участок под огород площадью <данные изъяты> кв.м. Указанным участком семья пользуется <данные изъяты> лет. Участок огорожен. В настоящее время поставлен на кадастровый учет с межеванием, спора по границам нет.

Дата ФИО2 умер.

Дата с истцом был заключен договор аренды на указанный участок №, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду без права возведения некапитального, жилого строения, хозяйственных построек и сооружений, без права последующего выкупа земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес><адрес>, для использования под огород без права посадки плодово-ягодных кустов и деревьев до Дата.

Дата г. ФИО1 обратилась в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

Ответом КУМИГ № оз-14176 от Дата по результатам рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги: «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (государственная собственность на который не разграничена), в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов» от Дата № и приложенных к нему документов, принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, указанным как основание предоставления земельного участка без проведения торгов, осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2022 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок) от Дата) категория земель земельного участка с кадастровым номером № - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - под огород.

Учитывая изложенное выше и в соответствии с действующим земельным законодательством, отсутствует основание для продажи земельного участка с кадастровым номером № согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

В сведениях Единого государственного реестра недвижимости (выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (земельный участок) от Дата) отсутствует информация об обременении правом аренды земельного участка с кадастровым номером №.

Постановлением администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 28.03.2023 №1305 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (государственная собственность на который не разграничена), в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов» (далее - Административный регламент).

Пунктом 2.10. Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.10. Административного регламента уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Настоящий отказ не лишает права повторно обратиться с заявлением, соответствующим требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".

Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.

Подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Однако, такое основание, указанное в отказе КУМИГ,ввиду отсутствия в ЕГРН сведений об аренде, судом оценивается критически, поскольку доказательств того, что договор аренды признан недействительным либо договор аренды не заключался ответчиками не представлено.

Основание отказа, указанное административным ответчиком в письме № оз-14176 от Дата, при буквальном толковании не соответствует ст. 39.16 ЗК РФ.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требования о признании отказа незаконным, а также об обязании повторно рассмотреть заявление административного истца, поскольку суд не может заменять органы в чью компетенцию входит решения соответствующего вопроса.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


административные исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, и. о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области ФИО3, КУМИГ администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным отказа №оз-14176 от Дата, об обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ № оз-14176 от Датаг. администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов.

Обязать администрацию администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области повторно рассмотреть заявление от 10.11.2023г. № о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья: Ю.С. Грачева

Мотивированное решение изготовлено Дата



Суд:

Выборгский городской суд (Ленинградская область) (подробнее)

Судьи дела:

Грачева Юлия Сергеевна (судья) (подробнее)