Решение № 2А-3285/2020 2А-3285/2020~М-3090/2020 М-3090/2020 от 18 ноября 2020 г. по делу № 2А-3285/2020Ялтинский городской суд (Республика Крым) - Гражданские и административные Дело № 2а-3285/2020 УИД 91RS0024-01-2020-005209-98 г. Ялта 18 ноября 2020 г. Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Леоновой П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления незаконным, ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 13 июля 2020 г. № 2243-п об отказе в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 13 июля 2020 г. № 2243-п ему в порядке завершения оформления прав отказано в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 11 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №<номер>. Основанием для отказа послужило то, что согласно ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Административный истец не согласен с указанным постановлением, ссылаясь на то обстоятельство, что нежилое здание магазина на указанном земельном участке принадлежит ему на праве собственности, является стационарным объектом, в связи с чем ответчик незаконного отказал в завершении оформлении права аренды на земельный участок. Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Представителем административного истца по доверенности ФИО2 представлено заявление о рассмотрении дела без его участия, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме. Административные ответчики Администрация города Ялта Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. От представителя Администрации города Ялта Республики Крым в суд поступили письменные возражения, согласно которых в удовлетворении исковых требований просит отказать, поскольку оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции и согласно действующему законодательству. В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон. Изучив заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Положениями части 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи здания магазина, заключенного 24 декабря 2010 г. между ФИО-1 и ФИО1, реестр № 3993, административный истец приобрел в собственность нежилое здание магазина общей площадью 7,6 кв. м по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 0,0011 га, с кадастровым номером №<номер>, переданного в аренду для обслуживания торгового павильона (л.д. 61-62). Право собственности ФИО1 на указанное нежилое здание было зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество 4 февраля 2011 г. (л.д. 64). 8 февраля 2017 г. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об объекте недвижимого имущества - нежилое здание магазина, состоящего из одного этажа, площадью 7,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового номера №<номер>. 10 августа 2018 г. сведения о праве собственности ФИО1 на вышеуказанный объект недвижимого имущества были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, о чем сделана запись регистрации №<номер> (л.д. 51-52). Из материалов дела также следует, что решением Ялтинского городского совета от 27 декабря 2011 г. № 59, с внесенными в него изменениями решением Ялтинского городского совета от 24 апреля 2013 г. № 90, ФЛП ФИО1 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0011 га, для обслуживания торгового павильона по адресу: <адрес>, в связи с переходом права собственности на имущество, из земель жилой и общественной застройки (л.д. 11, 12). 28 марта 2017 г. ФИО1 с целью завершения оформления права аренды на земельный участок для обслуживания здания магазина обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (л.д. 68). Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 13 июля 2020 г. № 2243-п ФИО1 отказано в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 11 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №<номер>, в порядке завершения оформления прав. Основанием для отказа послужило то, что согласно ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (л.д. 66-67). Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закона № 38-ЗРК). Из пункта 1 статьи 13 Закона № 38-ЗРК следует, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления. Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. В соответствии с частью 1 - 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. По смыслу указанной нормы, вещи, обладающие таким признаком, как физическая связь с землей, могут быть признаны недвижимостью в случае, если они созданы как объекты недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что ФИО1 является собственником нежилого здания магазина площадью 7,6 кв. м по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, право собственности на которое зарегистрировано за ним в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке, никем из заинтересованных лиц не оспорено, на основании решения Ялтинского городского совета от 27 декабря 2011 г. № 59 административный истец претендует в порядке завершения оформления прав на предоставление в аренду земельного участка площадью 11 кв. м для обслуживания здания магазина. Тогда как административными ответчиками не представлено суду достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что приобретенное истцом в установленном законом порядке нежилое здание магазина не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи и не является капитальным строением в силу своих природных и физических свойств, не связан прочно с землей, на которой строение расположено. Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией города Ялта Республики Крым не представлено суду доказательств в подтверждение правомерности принятого постановления, а из представленных административным ответчиком документов оснований для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав не установлено, в связи с чем суд считает, что исковые требования ФИО1 о признании незаконным постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 13 июля 2020 г. № 2243-п являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Признав незаконным обжалуемое постановление, суд в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Администрацию города Ялта Республики Крым обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 от 28 марта 2017 г. о предоставлении в аренду земельного участка площадью 11 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав. С учетом удовлетворения исковых требований в силу ст. 111 КАС РФ с Администрации города Ялта Республики Крым подлежит взысканию в пользу административного истца уплаченная им при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 13 июля 2020 г. № 2243-п «Об отказе гражданину ФИО1 в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 28 марта 2017 г. о предоставлении в аренду земельного участка площадью 11 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав. Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу. Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья О.И. Кулешова Решение суда изготовлено в окончательной форме 25.11.2020 Суд:Ялтинский городской суд (Республика Крым) (подробнее)Судьи дела:Кулешова Оксана Игоревна (судья) (подробнее) |