Решение № 2А-3028/2026 2А-3028/2026~М-1001/2026 М-1001/2026 от 17 марта 2026 г. по делу № 2А-3028/2026Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) - Административное Петрозаводский городской суд Республики Карелия 10RS0011-01-2026-001730-56 https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru 10RS0011-01-2026-001730-56 № 2а-3028/2026 Именем Российской Федерации 17 марта 2026 года г. Петрозаводск Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Нуриевой А.В., при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к ФИО1 о признании задолженности безнадежной к взысканию, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – административный истец, УФНС России по Республике Карелия, налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать безнадежной к взысканию налоговым органом недоимку по обязательным платежам, исчисленным ФИО1, в общей сумме 3373,84 руб., в том числе: - транспортный налог за 2017 год в сумме 820 руб.; - транспортный налог за 2018 год в сумме 820 руб.; - пени, начисленные за неуплату транспортного налога за 2015 – 2018 годы в размере 1733,84 руб. Административный истец в судебном заседании участия не принимал, представителя не направил, о рассмотрении настоящего административного дела извещен судом надлежащим образом. Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении настоящего административного дела извещен судом надлежащим образом. Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с частью 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса. Согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, признаются налогоплательщиками транспортного налога. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 ст. 85 НК РФ предусмотрена обязанность органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами). Статьей 6 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-3PK «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» установлен размер ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств. Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения налоговой базы (мощность двигателя в л.с.; валовая вместимость в тоннах; единица транспортного средства) на налоговую ставку и на коэффициент (определяемых как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), с учетом льгот. Административный истец указывает, что за ответчиком в спорный период были зарегистрированы транспортные средства, подлежащие налогообложению, в связи с чем, ему был исчислен транспортный налог: - <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (12/12 мес. владения 2015 – 2018 годы); - <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (8/12 мес. владения – 2015 год, 10/12 мес. владения – 2016 год). В установленный законом срок оплата по налоговым обязательствам не была произведена. Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с редакцией ст. 70 НК РФ на момент возникновения спорных правоотношений требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Согласно ст. 70 НК РФ (в действующей редакции) требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если размер отрицательного сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента превышает 500 рублей, но составляет не более 3000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования отрицательного сальдо его единого налогового счета в размере, превышающем 500 рублей. Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленные законом сроки административному ответчику были начислены пени и выставлены требования: - от 21.06.2018 № об уплате в срок до 14.08.2018 пени, начисленных на недоимку за неуплату транспортного налога; - от 05.02.2019 № об уплате в срок до 21.03.2019 задолженности по транспортному налогу за 2017 год и начисленных за несвоевременную его уплату пени; - от 08.02.2020 № об уплате в срок до 24.03.2020 задолженности по транспортному налогу за 2018 год и начисленных за несвоевременную его уплату пени; - от 27.06.2020 № об уплате в срок до 18.11.2020 пени, начисленных на недоимку за неуплату транспортного налога. Требования налогового органа в установленный срок налогоплательщиком в полном объеме не исполнены. Сведения о дальнейших мерах, принятых истцом в целях взыскания задолженности по транспортному налогу и пени за спорный период, в налоговом органе отсутствуют. Административный истец указывает, что с учетом положений ст. 48 НК РФ в настоящее время им утрачена возможность взыскания указанной в иске задолженности. Пунктом 3 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. К иным обстоятельствам, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, относится, в том числе обстоятельство признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в случаях, предусмотренных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Недоимка может быть признана безнадежной к взысканию в том числе и в случаях, когда законная возможность принудительного взыскания налоговых платежей была утрачена при обстоятельствах, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований, главным образом в силу упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 №32-П). Порядок признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списанию установлен ст. 59 НК РФ. В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности. В соответствии с п. 2 ст. 59 НК РФ органом, в компетенцию которого входит принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, является в том числе и налоговый орган. Согласно п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза). Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ признание задолженности безнадежной к взысканию возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 177 - 180 КАС РФ, суд Административные исковые требования удовлетворить. Признать безнадежной к взысканию налоговым органом недоимку, числящуюся за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, ИНН №, в общей сумме 3373,84 руб., в том числе: - транспортный налог за 2017 год в размере 820 руб.; - транспортный налог за 2018 год в размере 820 руб.; - пени, начисленные за неуплату транспортного налога за 2015 – 2018 годы в размере 1733,84 руб. Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия: в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме; в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Судья А.В. Нуриева Мотивированное решение изготовлено 18.03.2026 Суд:Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) (подробнее)Истцы:Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (подробнее)Судьи дела:Нуриева Анна Валерьевна (судья) (подробнее) |