Решение № 12-110/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 12-110/2020Железнодорожный районный суд г. Орла (Орловская область) - Административное № 12-110/2020 10 ноября 2020 года г. Орел Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Севостьянова Н.В., рассмотрев жалобу представителя некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на постановление № 139/20/57024-АП по делу об административном правонарушении от 31.08.2020 начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 о привлечении организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, решение № 57904/20/34095 от 23.09.2020 заместителя руководителя УФССП России по Орловской области, Постановлением № 139/20/57024-АП начальника отделения- страшим судебным приставом МОСП и ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Решением № 57924/20/3409 от 23.09.2020 заместителя руководителя УФССП по Орловской области – заместителем главного судебного пристава Орловской области ФИО2 постановление № 139/20/57024-АП начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП и ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 оставлено без изменения. Не согласившись с указанными постановлением и решением представитель некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что 05.09.2019 Арбитражным судом Орловской области по делу № А48-8686/2018 исковые требования ООО «Домсервис» к НО «РФКР» об обязании выполнить гарантийные работы по капитальному ремонту МКД № 36 по ул. Салтыкова-Щедрина в г. Орле удовлетворены. Суд постановил: «Обязать НО «РФКР» в течение 80 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда выполнить гарантийные работы по ремонту фасада и кровли многоквартирного дома № 36 по ул. Салтыкова-Щедрина в г. Орле». Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. В смете расходов НО «РФКР», в т.ч. на 2020 год, статья расходов, по которой денежные средства могли бы быть направлены на финансирование работ по устранению недостатков, отсутствует. Для выполнения работ по капитальному ремонту МКД № 36 по ул. Салтыкова-Щедрина в г. Орле была привлечена подрядная организация ООО «Центурион» в отношении которой возбуждено исполнительное производство, имеется исполнительный лист на сумму пять млн. рублей. До настоящего времени, указанная сумма пять млн. рублей службой судебных приставов не взыскана. Исх. 1437 НО «РФКР» направила в Правительство Орловской области корректировку сметы расходов на 2020 год с учетом статьи расходов «Исполнение решений судов» (неимущественные требования) на сумму 6,08 млн. руб. До настоящего времени решение о финансировании не принято, смета с представленными изменениями не утверждена. 14.07.2020 в адрес регионального оператора поступил ответ от Департамента финансов Орловской области о том, что в связи с ухудшением макроэкономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, приводящей к сокращению доходной части бюджета, в первоочередном порядке обеспечиваются расходы социально-значимого характера и мероприятия, направленные на устранение последствий covid-19 (исх. № вн-3-2/02-04-04/285 от 09.07.2020). Несмотря на это региональный оператор регулярно делает запросы на увеличение финансирования. 11.08.2020 исх. 1899 НО «РФКР» дополнительно направила в адрес Правительства Орловской области и Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обращение о финансировании работ по устранению недостатков. Указывает, что до настоящего времени вопрос об источнике финансирования вышеуказанных расходов не разрешен в силу отсутствия надлежащего финансирования со стороны Правительства Орловской области. В судебном заседании представитель НО «РФКР» ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в ней. Представитель заинтересованного лица УФССП России по Орловской области ФИО4 просила постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам. На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. В силу ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 105, 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Орловской области 02 марта 2020 года на основании исполнительного листа серии ФС № 034138713, выданного Арбитражным судом Орловской области было возбуждено исполнительное производство № 12018/20/57024-ИП в отношении должника – НО «РФКР». Предметом взыскания по указанному исполнительному производству является обязание в течение 80 календарных дней со дня вступления в законную силу решении суда выполнить гарантийные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома № 36 по ул. Салтыкова-Щедрина в г. Орел.. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Орловской области 23.06.2020 года было вынесено постановление о взыскании с НО «РФКР» исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 123.06.2020 « О назначении нового срока исполнения» НО «РФКР» был установлен новый для исполнения решения- до 03.08.2020г. В связи с тем, что в установленный срок решение суда должником добровольно исполнено не было, действия НО «РФКР» были расценены начальником отдела – старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП по Орловской области, составившим в отношении последнего протокол об административном правонарушении, как уклонение от исполнения решения суда, а само НО «РФКР» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления № 139/20/27024-АП от 31 августа 2020 года не учтены следующие обстоятельства. НО «РФКР» (региональный оператор) является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая всеми необходимыми полномочиями наделена государством. Согласно Уставу НО «РФКР» учредителем Фонда является Орловская область. Функции и полномочия учредителя НО «РФКР» от имени Орловской области осуществляет Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (п. 1.5). Орловская область несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Фондом обязательств (п. 1.9). НО «РФКР» не является членом саморегулируемой организации строителей и в силу требований ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ не вправе выполнять строительные, ремонтные работы, в т.ч. для устранения недостатков, в связи с чем необходимо привлечение подрядной организации для проведения данных работ.Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов региональный оператор организует в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615. Согласно п. 2 Положения закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функции специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения. В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения электронного аукциона. Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. 26.11.2019 внесены изменения в Постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 302 (ред. от 26.11.2019) "Об утверждении Правил предоставления субсидии областного бюджета в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, полномочия учредителя в отношении которых исполняет Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области". Пункт 3 Правил предоставления субсидии дополнен следующим подпунктом: с) расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по устранению недостатков работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Предметом деятельности регионального оператора является обеспечение организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, в пределах средств фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений, с привлечением при необходимости средств из бюджета Орловской области и (или) местного бюджета (п. 2.1). В силу действующего законодательства РФ НО «РФКР» является исполнителем государственных программ, финансируется из бюджета и взносов собственников помещений МКД. Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений, образуют фонд капитального ремонта. В соответствии с ч. 3 ст. 179 ЖК РФ денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта в соответствии с ч. 1 ст. 170 настоящего Кодекса, учитываются на счете, счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в ст. 174 настоящего Кодекса. Частью 1 ст. 174 ЖК РФ установлено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, могут осуществляться финансирование только работ, включенных в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта РФ, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно- хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается (ч.З ст. 179 ЖК РФ). На основании ч. 5 ст. 179 ЖК РФ на денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам регионального оператора. Таким образом, действующее законодательство РФ содержит прямой запрет на использование денежных средств, формируемых на счетах регионального оператора, за счет взносов, пеней, процентов, займов на иные цели кроме проведения капитального ремонта. Работы по устранению недостатков не входят в перечень работ (услуг) по капитальному ремонту. Указанные денежные средства не могут быть направлены Фондом на проведение гарантийных работ. В целях своевременного исполнения судебного решения НО «РФКР» неоднократно, в том числе в период времени, предоставленный судебным приставом-исполнителем для исполнения решения, с 23.06.2020 г. до 03.08.2020 г., обращалась в адрес Департамента строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Правительства Орловской области по вопросу финансирования из областного бюджета расходов регионального оператора, связанных с необходимостью проведения ремонтно-строительных работ по устранению недостатков, допущенных недобросовестными подрядчиками в ходе ремонта многоквартирных домов. До настоящего времени вопрос об источнике финансирования вышеуказанных расходов не разрешен в силу отсутствия надлежащего финансирования со стороны Правительства Орловской области. 29.06.2020 г. НО «РФКР» обратилось к заместителю Губернатора и председателя Правительства Орловской области по инфраструктуре с просьбой увеличить финансирование НО «РФКР», в том числе на исполнение решений суда. Принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств областного бюджета Орловской области, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного срока решений суда по рассматриваемому исполнительному производству невозможно вследствие объективных обстоятельств. Вышеизложенное свидетельствует о том, что НО «РФКР» предприняло в установленный приставом период с 23.06.2020 г. до 03.08.2020 г. зависящие от нее необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решения Арбитражного суда Орловской области. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями НО «РФКР». Следовательно, имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебным решениям обязанностей. Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в действиях НО «РФКР» отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия. Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть совершение НО «РФКР» предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ административного правонарушения. При таких обстоятельствах вину НО «РФКР» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, нельзя считать установленной и доказанной, а обжалуемое постановление постановлением № 139/20/57024-АП начальника отделения- страшим судебным приставом МОСП и ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 признать законным и обоснованным. С учетом изложенного обжалуемое постановление № 139/20/57024-АП от 31 августа 2020 года по данному делу подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Жалобу представителя некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на постановление № 139/20/57024-АП по делу об административном правонарушении от 31.08.2020 начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 о привлечении организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, решение № 57904/20/34095 от 23.09.2020 заместителя руководителя УФССП России по Орловской области. удовлетворить. Постановление № 139/20/57024-АП от 31.08.2020 начальника отдела -старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 о привлечении некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а также решение № 57904/20/34095 от 23.09.2020 заместителя руководителя УФССП России по Орловской области отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья Н.В. Севостьянова Суд:Железнодорожный районный суд г. Орла (Орловская область) (подробнее)Судьи дела:Севостьянова Наталья Владимировна (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Капитальный ремонтСудебная практика по применению норм ст. 166, 167, 168, 169 ЖК РФ
|