Решение № 2-418/2020 2-418/2020~М-487/2020 М-487/2020 от 13 ноября 2020 г. по делу № 2-418/2020Вичугский городской суд (Ивановская область) - Гражданские и административные УИД 37RS0002-01-2020-000865-29 Дело № 2-418/2020 г. Вичуга 13 ноября 2020 года Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сесекиной Е.В. при секретаре Егорычевой Е.Е, с участием представителя истца - помощника Вичугского межрайонного прокурора Фадеевой О.С., ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вичугского межрайонного прокурора в интересах М. к администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Вичугского муниципального района Ивановской области о предоставлении М. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Иск мотивирован тем, что заявленные требования должны быть исполнены ответчиком в силу положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8.1 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. М. относится к числу лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>. С 26.07.2010 М. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрации Гаврилковского сельского поселения Вичугского муниципального района, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, имела право на получение жилья с 2015 года, когда получила первое профессиональное образование, в 2020 году М. обратилась в администрацию Вичугского муниципального района с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако в предоставлении благоустроенного жилого помещения было отказано. В судебном заседании помощник Вичугского межрайонного прокурора Фадеева О.С. исковые требования поддержала по доводам иска, просила исковые требования удовлетворить. М. исковые требования поддержала, пояснила, что ее мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав в отношении нее, она воспитывалась опекуном, у которого проживала. Своего жилья не имеет, после окончания обучения в ПТУ жилое помещение ей предоставлено не было, ее очередь на жилье на протяжении нескольких лет стоит на месте. Представитель администрации Вичугского муниципального района ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам представленного отзыва, согласно которому администрация Вичугского муниципального района возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку средства на реализацию переданных в силу ст.8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» полномочий связанных с предоставлением жилья детям – сиротам предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций, составивших в 2020 году 2146914 руб., которые были израсходованы на приобретение четырех квартир для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На запрос администрации о выделении дополнительных средств на указанные цели Департаментом социальной защиты населения Ивановской области был дан ответ о возможности рассмотрения данного вопроса при перераспределении остатков субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов на указанные цели, сформировавшихся по итогам проведения конкурсных процедур по закупке жилых помещений, не ранее 4 квартала текущего года, при отсутствии остатков субвенций, вопрос о выделении дополнительных денежных средств будет рассмотрен при формировании проекта бюджета на 2021 год. Свободными денежными средствами на приобретение жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация в настоящее время не располагает. Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения Ивановской области для участия в судебном заседании не явился, просят рассмотреть дело без участия представителя Департамента. Из представленного отзыва следует, что М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 01.01.2020 ее порядковый номер в областном списке – №(постановка осуществлена по Вичугскому муниципальному району). В соответствии со ст.8 и ст.8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 года № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» государственные полномочия по однократному обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления, обязанность по предоставлению жилого помещения М. возложена на администрацию Вичугского муниципального района. На эти цели муниципальным образованиям предоставляются субвенции, распределение которых утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав таких же детей – сирот, которые старше ее по возрасту, что нельзя считать социально справедливым. М. сохраняет за собой право на получение жилого помещения в соответствии со списком детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и установленным финансированием данной государственной социальной поддержки детей – сирот. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что М. (фамилия изменена с ФИО10 в связи с вступлением в брак – л.д. 20) в связи со смертью своей матери ФИО6 на основании постановления главы <адрес> сельской администрации Вичугского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ передана под опеку (л.д. 18), решением Вичугского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ отец М. ФИО7 лишен в отношении нее родительских прав (л.д. 14-17), М. относится к категории лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления администрации <адрес> сельского поселения Вичугского муниципального района от 26.07.2010 поставлена на льготную очередь для детей-сирот по администрации <адрес> сельского поселения (л.д. 13), включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.11). 29.01.2015 М. окончила обучение в областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении <данные изъяты> (л.д.9-10), имеет регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 53), согласно сведениям, предоставленным администрацией <адрес> сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, указанный дом сломан (строение отсутствует) (л.д.55). М. обратилась в администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма, на которое получен ответ о том, что в настоящее время администрация Вичугского муниципального района не располагает свободными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, необходимого для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12). Из ответа Департамента социальной защиты населения Ивановской области следует, что законом Ивановской области от 16.12.2019 № 75-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в текущем году субвенции бюджету Вичугского муниципального района на приобретение жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены в объеме 2140000 руб., на которые администрация Вичугского муниципального района приобрела 4 жилых помещения и предоставила лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с судебными решениями, выделение дополнительных средств субвенции на указанные цели бюджету Вичугского муниципального района в текущем году не предусмотрено (л.д. 11). Благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда М. не предоставлено. Установленные судом обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, не оспариваются сторонами. В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Согласно п. 7 данной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В силу п. 1 ст. 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот). Пункт 1 ст. 8.2 указанного закона Ивановской области предусматривает, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, вправе: получать субвенции из областного бюджета для исполнения переданных им государственных полномочий; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеприведенных норм законодательства М., относящейся к категории лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, жилое помещение органами местного самоуправления не предоставлено. М. жилого помещения в собственности не имеет (л.д.19,54), что также подтверждается показаниями допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля ФИО8, иных сведений, а также сведений о том, что она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суду не представлено. М. согласно сведениям, представленным Департаментом социальной защиты населения Ивановской области по настоящее время числится в списке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением. Суд не принимает доводы представителей ответчика и третьего лица об отсутствии достаточного финансирования, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения от исполнения обязанностей возложенных законом. Доводы ответчика о том, что предоставление спорного жилого помещения возможно только за счет средств субвенций областного бюджета не состоятельны, поскольку по смыслу п.1 ст.8.2 в совокупности с п.1 ст.8.1 и п.4 ст.8. указанного Закона органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий по однократному обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предоставляемых по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что местом регистрации истца является <адрес>, суд считает необходимым обязать ответчика предоставить М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории Вичугского муниципального района Ивановской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области предоставить М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Вичугского муниципального района Ивановской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме (20.11.2020). Судья Е.В. Сесекина Суд:Вичугский городской суд (Ивановская область) (подробнее)Судьи дела:Сесекина Елена Валерьевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |