Решение № 2А-543/2025 2А-543/2025~М-43/2025 М-43/2025 от 19 января 2025 г. по делу № 2А-543/2025Первомайский районный суд г. Кирова (Кировская область) - Административное Дело № 2а-543/2025 (43RS0003-01-2024-006783-81) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 января 2025 года г. Киров Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе: председательствующего судьи Марушевской Н.В., при секретаре Широковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Кировской области к ФИО2 о восстановлении срока, взыскании задолженности по транспортному налогу, УФНС России по Кировской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу. В обоснование требований указано, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган из УГИБДД УМВД России по Кировской области, административный ответчик с {Дата} является собственником транспортного средства (Данные деперсонифицированы), гос.рег.знак {Номер}, с {Дата} собственником транспортного средства (Данные деперсонифицированы), гос.рег.знак {Номер}, с {Дата} собственником транспортного средства (Данные деперсонифицированы), гос.рег.знак {Номер}. В соответствии со ст. 357 НК РФ и Законом Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области» от {Дата} ФИО2 является плательщиком транспортного налога. В соответствии со ст. 362 НК РФ и Законом Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области» административному ответчику был начислен транспортный налог за {Дата} год в сумме 3615 руб. со сроком уплаты до {Дата}. В адрес административного ответчика налоговым органом направлялось требование об оплате задолженности по транспортному налогу от {Дата} {Номер}. До настоящего времени требование административным ответчиком не исполнено. На основании изложенного, просили восстановить срок для обращения с административным иском в суд, взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за {Дата} г. в размере 3615 руб. В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ в редакции, действующей в период возникновения спорных правотношений). Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ст.362 НК РФ). Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области "О транспортном налоге в Кировской области" налоговая ставка устанавливается в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. Неисполнение обязанности по уплате налогов, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности ( ст. 69 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган из УГИБДД УМВД Кировской области за административным ответчиком зарегистрированы следующие транспортные средства: с {Дата} (Данные деперсонифицированы), гос.рег.знак {Номер}, с {Дата} (Данные деперсонифицированы), гос.рег.знак {Номер}, с {Дата} (Данные деперсонифицированы), гос.рег.знак {Номер}. В соответствии со статьей 362 НК РФ и статьей 3 Закона Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области» административному ответчику начислен транспортный налог за (Данные деперсонифицированы) г. в размере 3615 руб. (за транспортные средства (Данные деперсонифицированы), (Данные деперсонифицированы), (Данные деперсонифицированы)) со сроком уплаты не позднее {Дата}. В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за (Данные деперсонифицированы) год. Однако административным ответчиком транспортный налог за (Данные деперсонифицированы) г. в установленный срок не уплатил. В адрес административного ответчика направлено требование от {Дата} {Номер} об уплате задолженности по транспортному налогу в срок до {Дата}. Требование налогового органа в добровольном порядке административным ответчиком не исполнено, задолженность по уплате транспортного налога и пени не погашена. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Таким образом, административный истец должен был обратиться в мировой суд с заявлением в порядке приказного производства в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате транспортного налога, то есть до {Дата} С заявлением на вынесение судебного приказа УФНС России по Кировской области к мировому судье не обращалось. С настоящим иском обратилось в суд {Дата}. На основании изложенного суд приходит к выводу о пропуске УФНС России по Кировской области срока для взыскания с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за (Данные деперсонифицированы) год. В силу ч. 5 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования. Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Следует учитывать, что соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Оснований для восстановления срока на обращение в суд, по доводам административного истца, не имеется. В соответствии с со ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности (подпункт 4 пункта 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ). Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, являются налоговые органы. Поскольку сторона административного истца в установленные ст. 48 НК РФ сроки не предпринимала мер по взысканию заявленных сумм с налогоплательщика в установленном судебном порядке, то причитающиеся к уплате суммы налога на день рассмотрения, суд признает установленным обстоятельство утраты налоговым органом возможности к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных сроков ее взыскания, так как спорная сумма задолженности по транспортному налогу является безнадежной к взысканию. При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска УФНС России по Кировской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за (Данные деперсонифицированы) г. в размере 3615 руб. следует отказать. Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, В удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Кировской области к ФИО2 о восстановлении срока, взыскании задолженности по транспортному налогу, отказать. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме. Судья Марушевская Н.В. Мотивированное решение изготовлено: 23.01.2025 г. Суд:Первомайский районный суд г. Кирова (Кировская область) (подробнее)Судьи дела:Марушевская Н.В. (судья) (подробнее) |