Решение № 2А-1434/2015 2А-1434/2020 2А-1434/2020~М-1233/2020 М-1233/2020 от 15 сентября 2020 г. по делу № 2А-1434/2015




37RS0010-01-2020-001956-18

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2020 года


Решение
в полном объеме изготовлено 22 сентября 2020 года

Дело № 2а-1434/20 15 сентября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иванова в составе

председательствующего по делу – судьи Оленевой Е.А.

секретаря судебного заседания – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иванову к ФИО2 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога,

У с т а н о в и л :


Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иванову (далее ИФНС по г. Иваново) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

Исковые требования мотивированы тем, что мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района города Иванова 13 января 2020 года вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-2497/2019 от 10 декабря 2019 года о взыскании с ФИО2 пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

По данным, предоставленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ в Ивановской области, на ФИО2 в 2014-2015 годах было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> государственный номер №.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Налоговая база в отношении транспортного средства, принадлежащего ответчику, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 361 НК РФ и ст. 2 Закона Ивановской области от 28.11.2002 № 88-ОЗ «О транспортном налоге» определяются ставки налога.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Однако, в установленный законодательством срок налогоплательщик ФИО2 транспортный налог за 2014 – 2015 годы не уплатил.

В соответствии со ст. ст. 57, 75 Налогового кодекса РФ за просрочку уплаты транспортного налога за 2014 год начислены пени за период с 15 ноября 2017 года по 18 июля 2018 года в сумме <данные изъяты> коп.; за просрочку уплаты транспортного налога за 2015 год начислены пени за период с 15 ноября 2017 года по 18 июля 2018 года в сумме <данные изъяты> коп.

На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ ответчику направлялось требование об уплате задолженности по пени № 33640 от 19 июля 2018 года. В срок, установленный в требовании, недоимка по пени не уплачена.

Просит суд взыскать с ФИО2 пени по транспортному налогу за период с 15 ноября 2017 года по 18 июля 2018 года в сумме <данные изъяты> коп.

В судебном заседании административный истец - представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново по доверенности ФИО3 поддержала заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Кроме того, просила восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления, указав, что на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа Инспекцией срок был пропущен. Однако, срок был пропущен по уважительным причинам.

Административный ответчик – ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (ст. 359 Налогового кодекса РФ).

Налоговые ставки установлены ст. 2 Закона Ивановской области от 28 ноября 2002 года № 88-ОЗ «О транспортном налоге».

Согласно ст. 4 указанного Закона сумма налога уплачивается физическими лицами на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом налогоплательщику.

В судебном заседании установлено, что в период с 16 июня 2013 года по 04 мая 2016 года на ФИО2 было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, что подтверждается информацией МРЭО ГИБДД УМВД России по Ивановской области.

Налоговая база в отношении указанного транспортного средства определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах умноженную на ставку налога. Согласно ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Коэффициент по транспортному средству для ответчика за 2014 год установлен в размере 12/12, за 2015 год – в размере 12/12.

Таким образом, сумма исчисленного транспортного налога за 2014 год составляет 34.000 руб. (340 (налоговая база) х 100 (налоговая ставка) : 12 х 12); за 2015 год – 40.800 руб. (340 (налоговая база) х 120 (налоговая ставка) : 12 х 12).

В установленный законодательством о налогах и сборах срок ответчик ФИО2 транспортный налог не уплатил.

В соответствии со ст. ст. 57, 75 Налогового кодекса РФ ответчику начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 15 ноября 2017 года по 18 июля 2018 года в общей сумме <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> коп. (пени за неуплату недоимки по транспортному налогу за 2014 год) + <данные изъяты> коп. (пени за неуплату недоимки по транспортному налогу за 2015 год)).

Расчет пени, представленный Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Иваново, ответчиком не оспорен, своего расчета ответчик в суд не представил. Суд соглашается с расчетом пени, представленным административным истцом.

На основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ ответчику ФИО2 было направлено требование № 33640 об уплате задолженности по пени. Однако, в установленный в требовании срок пени ФИО2 не погашены.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени указанная сумма задолженности по пени за несвоевременную уплату транспортного налога административным ответчиком не погашена, Инспекция обратилась в суд с рассматриваемым административным иском к ответчику.

Согласно части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в фонд предусмотренных законодательством о налогах и сборах платежей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

В силу положений статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу в его адрес налоговым органом направляется требование об уплате налога, которое должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из анализа приведенных норм действующего законодательства следует, что срок обращения в суд будет считаться соблюденным налоговым органом только при одновременном соблюдении двух сроков: срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, исчисляемого в соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ, исходя из обстоятельств конкретного дела, и срока обращения в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу, пени и штрафа в случае отмены мировым судьей судебного приказа, составляющего в любом случае шесть месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Однако, в рассматриваемом случае совокупность указанных сроков административным истцом не соблюдена.

Как следует из материалов дела, 23 июля 2018 года Инспекцией в адрес ФИО2 было направлено требование № 33640, которым ему предлагалось оплатить пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 – 2015 годы в размере <данные изъяты> коп. в срок до 11 сентября 2018 года. Факт направления данного требования подтверждается материалами дела.

В указанный срок административный ответчик пени за несвоевременную уплату транспортного налога не уплатил, в связи с чем, по состоянию на 11 сентября 2018 года у него образовалась недоимка по пени за 2014 - 2015 годы в общей сумме 7.096 руб. 22 коп.

С учетом изложенных обстоятельств, в соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 пени за несвоевременную уплату транспортного налога налоговый орган был вправе обратиться к мировому судье в течение шести месяцев, начиная с даты образования недоимки, то есть в срок, не позднее 11 марта 2019 года.

Данный срок обращения к мировому судье был нарушен налоговым органом. Как следует из материалов дела, 10 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Иваново по делу № 2а-2497/2019 на основании заявления ИФНС России по г. Иваново был выдан судебный приказ на взыскание с ФИО2 пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного района города Иванова от 13 января 2020 года данный судебный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения, что послужило основанием для обращения Инспекции в Ленинский районный суд города Иванова с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО2 пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 – 2015 годы.

Данное административное исковое заявление направлено Инспекцией в суд 17 июня 2020 года, то есть в течение шести месяцев с даты отмены судебного приказа определением мирового судьи.

Вместе с тем, поскольку налоговым органом был пропущен срок для подачи мировому судье заявления о вынесении судебного приказа, совокупность сроков, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ, не соблюдена.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подано административным истцом с нарушением установленного законом срока.

Оснований для удовлетворения заявления Инспекции о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления суд не усматривает, поскольку в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ, части 1 статьи 95, части 2 статьи 286 КАС РФ данный срок может быть восстановлен только в случае его пропуска по уважительной причине.

Однако доказательств наличия таких причин административным истцом в нарушение требований части 2 статьи 95, части 1 статьи 62, части 4 статьи 289 КАС РФ не представлено.

Ссылка, приведенная налоговым органом в обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока, на то, что срок обращения в суд был пропущен в связи с большим объемом претензионной работы, суд находит несостоятельной.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны порядок и сроки обращения в суд за взысканием обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, оснований для удовлетворения требований налогового органа у суда не имеется.

Указанное налоговыми органом основание относится к обстоятельствам организационного характера и не может являться уважительной причиной пропуска срока, восстановление которого возможно в исключительных случаях, при этом таковым данный случай не является.

Суд учитывает, что прямой и основной обязанностью налогового органа в силу статей 30, 32 НК РФ является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а также ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц.

Отсутствие ресурсов на реализацию процедуры взыскания, большое количество претензионно-искового материала к налогоплательщикам, на что также указано в ходатайстве истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, не могут служить основаниями для восстановления пропущенного срока для подачи иска в суд.

Других уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском административный истец суду не предоставил.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска к ФИО2 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточное количество времени для своевременных подготовки и направления заявления о вынесении судебного приказа – мировому судье, в установленные действующим законодательством сроки.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления и для удовлетворения административного искового заявления не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявления о восстановлении срока и исковых требований, предъявленных к административному ответчику, Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иванову следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :


Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иванову к ФИО2 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А.Оленева



Суд:

Ленинский районный суд г. Иваново (Ивановская область) (подробнее)

Судьи дела:

Оленева Елена Александровна (судья) (подробнее)