Решение № 2-3960/2020 2-3960/2020~М-3540/2020 М-3540/2020 от 19 ноября 2020 г. по делу № 2-3960/2020

Шахтинский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные



Дело № 2-3960/2020


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года г. Шахты, Ростовской области

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Администрации г.Шахты об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:


В обоснование иска истцы сослались на следующие обстоятельства: квартира № по адресу: <адрес> находящаяся в муниципальной собственности, была предоставлена 04.10.2016г. ФИО1 и членам его семьи Администрацией <адрес> в бессрочное пользование.

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, семья из 5 человек: ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО2 была включена в список на переселение из расчета общей площади жилья на семью 90 кв.м.

На обращение в Администрацию г. Шахты истцами получен ответ о том, что вопрос переселения семьи истцов будет рассмотрен после 2022г., а именно: после переселения граждан, включенных в списки до 2016г., в связи с тем, что бюджетных ассигнований для завершения планового периода 2021 г. и 2022 г. недостаточно.

Однако, в настоящее время квартира истцов находится в аварийном состоянии, стены квартиры сыреют, поражены плесенью, поражение стен плесенью растет с каждым днем, нахождение в квартире создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истцы просят суд обязать Администрацию г. Шахты заключить договор с ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО2 о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего по критериям безопасности непригодным для проживания».

Истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ФИО1 и ФИО4 - ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление с подписью представителя.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 5 Правил.

Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению/ утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.

Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из материалов дела следует, что квартира № по адресу: <адрес>, является собственностью Муниципального образования «Город Шахты».

04.10.2016г. между Администрацией г.Шахты и ФИО1 на основании решения (распоряжения) о предоставлении жилого помещения от 22.03.1974г. №7155 ФИО1 и членам его семьи ФИО4 (супруге), ФИО3 (сыну), ФИО5 (дочери), ФИО2 (внуку) в бессрочное владение и пользование передана квартира № по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда №270.

Жилой дом по адресу: <адрес> значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности на основании заключения ОАО СКП «ВНИМИ» от 30.05.2016г. №2230.

Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности от 27.09.2016г. №АЯ-670пр, семья ФИО1, состоящая из 5-ти человек: ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО2 под ТЭО №1520 включена в список переселение из ветхого жилья.

21.02.2020 г. ФИО1 обратился в Администрацию г.Шахты по вопросу переселения из ветхого жилья.

Письмом от 28.02.2020г. ФИО1 было отказано в переселении из ветхого жилья со ссылкой на то, что исходя из предельных объемов финансирования, предусмотренных на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности федеральным законом от 02.12.2019г. №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» вопрос переселения его семьи планируется после 2022 г.

Таким образом, установлено, что с 2016г. истцы включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья, однако до настоящего времени договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья с ними не заключен.

Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.

Учитывая то обстоятельство, что жилой дом по адресу: <адрес>, значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности на основании заключения ОАО СКП «ВНИМИ» от 30.05.2016г. №2230; семья ФИО1, состоящая из 5-ти человек: ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО2 включена в список переселения из ветхого жилья,то суд полагает обязать Администрацию г.Шахты заключить с ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО2 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:


Обязать Администрацию г.Шахты заключить с ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности»

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 23.11.2020 года.

Судья:



Суд:

Шахтинский городской суд (Ростовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Сухов Олег Анатольевич (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ