Решение № 2-1020/2023 2-162/2024 2-162/2024(2-1020/2023;)~М-1134/2023 М-1134/2023 от 23 января 2024 г. по делу № 2-1020/2023Скопинский районный суд (Рязанская область) - Гражданское № № Именем Российской Федерации 23 января 2024 года г. Скопин Скопинский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи – Тимониной О.Б., при секретаре – Пиастровой М.А., с участием: представителя истца – помощника Скопинского межрайонного прокурора – Шатрова М.Ю., представителя ответчика – <данные изъяты> – Т.О.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Скопине гражданское дело по исковому заявлению Скопинского межрайонного прокурора Рязанской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - городской округ г. Скопин Рязанской области, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты> муниципального образования – городской округ г. Скопин Рязанской области об обязании совершить действия, Скопинский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области, МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области, в котором просит: обязать администрацию муниципального образования - городской округ г. Скопин Рязанской области профинансировать установку информирующих тактильных табличек ( в том числе тактильно-звуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ г. Скопин Рязанской области; обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> муниципального образования – городской округ г. Скопин Рязанской области установить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в срок ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований процессуальным истцом указано, что Скопинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при реализации мероприятий, направленных на формирование «доступной среды» для инвалидов, расходовании средств на указанные цели. По результатам которой установлено, что в МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно в образовательном учреждении отсутствует: информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. Бездействие ответчиков нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в части безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными действующими нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников организации. В судебном заседании помощник Скопинского межрайонного прокурора Рязанской области Шатров М.Ю., поддержал заявленные требования в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области - Т.О.П. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, указав при этом, что в настоящее время уже ведется работа по устранению выявленных нарушений. Ответчик администрация муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился. От ответчика в суд поступило заявление о признании настоящего иска прокурора и проведении судебного заседания в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ. Суд, заслушав объяснения помощника Скопинского межрайонного прокурора Рязанской области Шатрова М.Ю., представителя ответчика МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области - Т.О.П. исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации). В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор и его заместитель вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено и следует из Устава МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области, что МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области является юридическим лицом, организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение, тип образовательной организации – дошкольное образовательное учреждение, вид учреждения – детский сад. Учреждение создано в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предметом деятельности учреждения является, в том числе, обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Учредителем и собственником имущества учреждения является – муниципальное образование – городской округ город Скопин Рязанской области <данные изъяты> Согласно положениям Устава муниципального образования – городской округ г. Скопин Рязанской области в ведении городского округа г. Скопин находится вопросы местного значения, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и городского округа г. Скопин, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. В судебном заседании установлено, что нежилое помещение, общей <адрес> находится в оперативном управлении МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в деле. В судебном заседании установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о юридическом лице – МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области, которое зарегистрировано администрацией МО- городской округ город Скопин Рязанской области. Заведующей МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области в настоящее время является Т.О.П.. Данные факты подтверждаются имеющимися в деле документами: выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта Т.О.П. В судебном заседании установлено, что Скопинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при реализации мероприятий, направленных на формирование «доступной среды» для инвалидов, в части соблюдения требований безопасности, в образовательных организациях, в частности в МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области. Как показала проверка в МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно в образовательном учреждении отсутствует: информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. Также установлено, что на момент рассмотрения дела судом в МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области не установлены информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. Данные факты признаны представителями ответчиков МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области, администрацией муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области и в судебном заседании не оспаривались. В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41). Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности. Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с положениями части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ к основным правам обучающихся отнесено академическое право на охрану жизни и здоровья (пункт 9 части 1 статьи 34). Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Согласно п.п. «г», «д» п. 3 Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе оказание инвалидов помощи, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него Согласно п.«б» п. 4 Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий В соответствии со ст. 2 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 14 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Согласно п. 6.5.9. СП «Свод правил». Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, информирующие тактильные таблички ( в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах. На основании исследованных в судебном заседании доказательств, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, суд приходит к выводам о законности и обоснованности заявленных исковых требований Скопинским межрайонным прокурором, поскольку дошкольным образовательным учреждением МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области, не в полном объеме соблюдаются требования законодательства, в части безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными действующими нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников организации. Указанные нарушения подлежат устранению дошкольным образовательным учреждением МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области. Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом разумности, обоснованности и достаточности суд считает, что исковые требования Скопинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования - городской округ г. Скопин Рязанской области, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> муниципального образования – городской округ г. Скопин Рязанской области об обязании совершить действия, подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд Исковые требования Скопинского межрайонного прокурора Рязанской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - городской округ г. Скопин Рязанской области, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> муниципального образования – городской округ г. Скопин Рязанской области об обязании совершить действия, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области профинансировать установку информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в МБДОУ <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области. Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области установить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения до ДД.ММ.ГГГГ Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья – Суд:Скопинский районный суд (Рязанская область) (подробнее)Судьи дела:Тимонина Ольга Борисовна (судья) (подробнее) |