Решение № 21-1058/2023 21-40/2024 от 7 февраля 2024 г. по делу № 21-1058/2023

Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения



Судья Волобуева Е.А. № 21-40/2024


РЕШЕНИЕ


г. Самара 07 февраля 2024 года

Судья Самарского областного суда Гулевич М.И.,

с участием:

защитника Администрации муниципального района Волжский Самарской области Тавлуевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 24.11.2023, которым изменено, постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному району Волжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора муниципального района Волжский по пожарному надзору ФИО1 <адрес> от 11.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:


11.09.2023 постановлением <адрес> заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному району Волжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора муниципального района Волжский по пожарному надзору ФИО1, юридическое лицо Администрация муниципального района Волжский Самарской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

24.11.2023 судьей Самарского районного суда г. Самары постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Тавлуева А.В. просит отменить постановление должностного лица и решение суда, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Тавлуева А.В., доводы жалобы поддержала.

Допрошенный в суде апелляционной инстанции, старший инспектор ОНД и ПР по муниципальному району Волжский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО2 пояснил, что в период с 16.08.2023 по 18.08.2023 было проведено плановое контрольное (надзорное) мероприятие по соблюдению требований противопожарной безопасности в здании школы расположенной в п.г.т Рощинскй Волжского района Самарской области, в ходе которого был составлен акт проверки и собран административный материал в отношении Администрации муниципального района Волжский Самарской области. В ходе проведения проверки было выявлено несоответствие ширины дверей и выходов в здании школы, а также другие нарушения. Несоответствие размеров дверных проемов и запасных выходов было установлено с использованием рулетки, размеры указаны в акте проверки, который был составлен с участием представителя администрации муниципального района Волжский. Контрольные (надзорные) действия в виде экспертизы, испытаний, отбор проб (образцов) не проводились, сроки и время их проведения были ошибочно указаны в акте проверки. С доводами жалобы не согласен, возражает против их удовлетворения.

Выслушав защитника, должностное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"): собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Как следует из материалов дела, с 16.08.2023 по 18.08.2023 проводилось контрольное (надзорное) мероприятие включенное в план проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении Администрации муниципального района Волжский Самарской области по адресу: <адрес> в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. Ширина дверей лестничных клеток секций «В» и «С» не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно ширина выходов составляет 1.08 м. (при числе эвакуирующихся с этажа более 200 чел.). Нарушение: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.20 СП № «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

2. Ширина дверей выходов из учебных помещений с расчетным числом учащихся более 15 человек не соответствует требованиям пожарной безопасности и составляет 0,8 м. Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.12.3 СП № «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

3. Выход на кровлю здания из лестничной клетки музея выполнен не через противопожарный люк 2-го типа с размерами 0,6 X 0.8 м. либо противопожарную дверь 2-го типа с размерами 0,75 х 1,5 м. Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6, ст. 34, ст. 35, ст. 37, ст. 57, ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.5, п. 7.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

4. На объекте защиты отсутствует (не представлена) техническая документация (сертификат пожарной безопасности) показателей пожарной безопасности (опасности) материала, свидетельствующая о допустимости применения данного материала (не представлена техническая документация по отделки стен поэтажных коридоров и лестничных клеток (краска)). Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6, ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.2 СП № «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 23, п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

5. На объекте защиты отсутствует (не представлена) техническая документация (сертификат пожарной безопасности) показателей пожарной безопасности (опасности) материала, свидетельствующая о допустимости применения данного материала (не представлена техническая документация на покрытие пола поэтажных коридоров (гамаген)). Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6, ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.2 СП № «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 23, п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

6. Ширина эвакуационных выходов из «Большого» спортивного зала не соответствует требованиям пожарной безопасности, так ширина выходов составляет 0,8 м. Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6, Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.19 СП № «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

7. Ширина запасного эвакуационного выхода из обеденного зала столовой не соответствует требованиям пожарной безопасности, так ширина выхода составляет 1,05 м. Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6. Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.19 СП № «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

8. Допускается эксплуатация средств пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем. Нарушены: (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; п. 6.6.4 ГОСТ Р 59638-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 791-ст));

9. Для помещений электрощитовых не определена категория по взрывопожарной опасности (15 помещений). Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6, с. 26, ст. 27 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

10. На объекте защиты отсутствует (не представлена) техническая документация, позволяющая определить класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем. Нарушены: (ст. 1, ст. 4, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.2.3 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»).

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении №39 от 05.09.2023 (л.д.69-71) и вынесения заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному району Волжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области – заместителем главного государственного инспектора муниципального района Волжский по пожарному надзору ФИО1 постановления <адрес> от 11.09.2023 в отношении администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании данного юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы Администрации муниципального района Волжский Самарской области, решением Самарского районного суда г. Самары от 24.11.2023 из постановления заместителя главного государственного инспектора муниципального района Волжский по пожарному надзору. <адрес> от 11.09.2023 исключены нарушения указанные в пунктах: 3, 4, 5, 8, 9, 10,

С учетом положений ст. 30.7 КоАП РФ при проверке законности постановления и решения по жалобе лица привлекаемого к административной ответственности, оценка выводам судьи районного суда в этой части не дается.

Вместе с тем, доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, необоснованности привлечения к административной ответственности, поскольку Администрация не является субъектом административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 № 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Таким образом, ответственность за нарушение требований норм и правил пожарной безопасности, обеспечивающихся в рамках капитального ремонта возложена на собственника имущества, а именно на Администрацию муниципального района Волжский Самарской области, так как в бездействии, выразившемся в несоблюдении требований пожарной безопасности усматривается объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Администрации квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.

Доводы жалобы, об отсутствии в материалах дела сведений о применении в ходе проверки средств измерений, не составления протокола инструментального обследования, суд апелляционной не принимает во внимание в связи с тем, что при составлении акта проверки присутствовал представитель администрации муниципального района Волжский Самарской области ФИО3 и каких-либо возражений в акте выездной проверки об отсутствии средств измерений, определении должностным лицом параметров (ширина дверных проемов, размеров эвакуационных выходов), заложенных в акт проверки визуально, не указывал. Сведения об иных параметрах, которые поставили бы под сомнение произведенные должностным лицом замеры в акте проверки, не представлено.

При этом, согласно представленным в суд апелляционной инстанции доказательствам, а также пояснениям должностного лица следует, что при проведении проверки, измерения проводились с использованием измерительной рулетки, в судебном заседании должностное лицо представило фотографии измерительного инструмента, кроме того согласно пояснениям должностного лица, измерения производились в присутствии представителя Администрации.

Отсутствие протокола инструментального обследования в ходе которого старшим инспектором ОНД и ПР по муниципального района Волжский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО2 было выявлено не соответствие ширины дверных проемов, размеров эвакуационных выходов, в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" решения, не влечет недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия.

При этом, в соответствии со статьей 89 вышеуказанного Федерального закона в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия Администрация вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.

С учетом изложенного, в суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Администрация муниципального района Волжский Самарской области обязана соблюдать требования и принимать своевременные меры, направленные на приведение здания школы в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара, поскольку данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Порядок привлечения Администрации муниципального района Волжский Самарской области к административной ответственности соблюден.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено учреждению в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса. Оснований для изменения назначенного учреждению административного наказания не имеется.

Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены обжалуемого постановления административного органа и решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение или отмену состоявшегося судебного акта при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:


Решение судьи Самарского районного суда г. Самары от 24.11.2023, которым, изменено постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному району Волжский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора муниципального района Волжский по пожарному надзору ФИО1 <адрес> от 11.09.2023 о признании Администрации муниципального района Волжский Самарской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Самарского областного суда (подпись) М.И. Гулевич

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи _______________________ ¦

¦ ¦

¦Наименование должности ¦

¦уполномоченного работника аппарата ¦

¦федерального суда общей юрисдикции ¦

¦ ¦

¦ ______________ _ ¦

¦ (Инициалы, фамилия) ¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------



Суд:

Самарский областной суд (Самарская область) (подробнее)

Иные лица:

Администрация муниципального района Волжский Самарской области (подробнее)
Малкин А.Е.-ГУ МЧС России по Самарской области (подробнее)

Судьи дела:

Гулевич М.И. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По пожарной безопасности
Судебная практика по применению нормы ст. 20.4 КОАП РФ