Постановление № 5-579/2020 от 19 октября 2020 г. по делу № 5-579/2020




Дело № 5-579/2020

УИД 19RS0002-01-2020-002769-05


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


по делу об административном правонарушении

г. Черногорск 19 октября 2020 г.

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Малиновской М.С.

при секретаре Ворошиловой М.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Угольная компания «Разрез Степной» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:


при проведении внепланового мероприятия по контролю с 15.06.2020 по 06.08.2020 в связи с расследованием причин и условий возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (новой коронавирусной инфекцией COVID-19) в отношении юридического лица – АО «УК «Разрез Степной» (юридический адрес: <...>), по месту осуществления деятельности: <...>; <...>, Усть-Абаканский район, в 12 км юго-западнее г. Черногорска, промплощадка разреза, установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, выразившиеся в невыполнении требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (СП 3.1.3597-20, СП 3.5.1378-03), а именно:

- в здании аппарата управления (<...>) имеется бесконтактный термометр для проведения «входной» термометрии у сотрудников в начале рабочего дня, однако результаты проведения данной термометрии не регистрируются (журнал и т.п.), таким образом, организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу проводится не в полном объеме;

- в грузовой автоколонне (<...>) сотрудникам проводят термометрию с регистрацией в журнал учета состояния здоровья работников после получения путевого листа, т.е. фактически после допуска к работе и контакта с сотрудником, который осуществляет выдачу путевых листов, а не при входе в здание организации.

- на момент проведения обследования установлено, что в ходе выполнения работ сотрудники аппарата управления, технологической колонны находились без перчаток, часть сотрудников неправильно использовали маски (маска не закрывала органы дыхания – рот и нос), что свидетельствует о недостаточном информировании персонала о необходимости и правилах использования СИЗ и контроле за правильным использованием СИЗ со стороны администрации предприятия;

- согласно журналу учета обработки и дезинфекции автобуса *** рабочим раствором «***» ***% концентрации, автобус площадью *** кв.м. обрабатывают раствором дезинфицирующего средства объемом *** мл., при необходимой в соответствии с п. 5.3 инструкции *** по применению дезинфицирующего средства «***» *** мл/кв.м. (*** литра);

- не соблюдение работниками, среди которых выявлено инфекционное заболевание, масочного режима при нахождении их в общих служебных и бытовых помещениях, при перевозке в автобусах не соблюдалась социальная дистанция – 1,5 метра друг от друга. Отсутствовал должный контроль за соблюдением противоэпидемического режима.

Представитель административного органа – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Хакасия по доверенности главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения ФИО1 просила привлечь АО «УК «Разрез Степной» к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, при определении наказания полагалась на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель по доверенности АО «УК «Разрез Степной» ФИО2 вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала. Представила письменный отзыв, в котором указано, что обществом были приняты все необходимые меры по предотвращению распространения инфекции. До издания Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в обществе были приняты предупредительные меры: *** издано распоряжение о необходимости проводить ежедневное измерение температуры тела у всех работников общества; *** издан приказ *** о необходимости использовать на рабочих местах средства индивидуальной защиты, соблюдение безопасной дистанции и других мерах, направленных на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Издавались иные приказы об усилении мероприятий в целях предупреждения распространения заболевания, которые доводились до работников. Меры по предотвращению распространения инфекции отмечены и в акте Управления Роспотребнадзора по РХ от ***. Представитель также пояснила, что все случаи выявления заболеваний сотрудников общества, которые указаны в протоколе от ***, были выявлены именно обществом при проведении тестирования работников в рамках заключенного договора, что, по ее мнению, свидетельствует о том, что именно действия общества предотвратили распространение новой коронавирусной инфекции. Все выданные Управлением Роспотребнадзора РХ предписания в период с *** по *** выполнены Обществом в полном объеме, о чем сообщалось в контролирующий орган. Указала, что в акте проверки содержатся лишь предположения о заражении сотрудников по месту работы на предприятии от бессимптомного носителя.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенное, в том числе при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо невыполнение в установленный срок выданного в указанный период законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч. 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, в числе прочих, являются:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;

- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 131 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03, в соответствии с п. 4.3.9 которых средства, применяемые для текущей и заключительной дезинфекции, а также способы применения определяются методическими документами, регламентирующими проведение дезинфекционных мероприятий при отдельных инфекционных заболеваниях и применение дезинфицирующих средств.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, юридические лица, нарушающие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполняющие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Как следует из материалов дела, юридическим лицом АО «УК «Разрез Степной» в нарушение названных положений закона и санитарно-гигиенических норм и правил недостаточно обеспечено соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима в организации при создании условий, препятствующих распространению инфекции среди работников общества, выразившихся в ненадлежащей организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, недостаточном информировании персонала о необходимости и правилах использования средств индивидуальной защиты и контроле за правилами использования средств индивидуальной защиты со стороны администрации организации, социального дистанцирования в коллективе, недостаточном применении дезинфицирующих средств, что привело к расширению круга контактных лиц и распространению CОVID-19 внутри организации.

Несоблюдение АО «УК «Разрез Степной» требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, подтверждено совокупностью представленных доказательств.

Таким образом, действия (бездействие) АО «УК «Разрез Степной» суд квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Доводы представителя АО «УК «Разрез Степной» наряду с представленными в материалы дела доказательствами не свидетельствуют о том, что юридическое лицо в достаточной степени в названный период времени соблюдало санитарные правила и гигиенические нормативы нормы, соблюдало должным образом гигиенические и противоэпидемические мероприятия, что в силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ является обязательным для юридических лиц, а потому судом отклоняются.

По общему правилу административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит оказание содействия органу органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру административного правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и др.).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, с размером причиненного вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Исследовав представленные доказательства, учитывая характер совершенного АО «УК «Разрез Степной» административного правонарушения, поведение юридического лица до и после выявления административного правонарушения, оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предотвращения в последующем вредных последствий административного правонарушения, а также с учетом отсутствия достоверных данных о том, что возникновение группового очага новой короновирусной инфекции в организации произошло ввиду несоблюдения юридическим лицом отдельных санитарных правил и гигиенических нормативов в той степени, в которой такие нарушения установлены административным органом при проведении внепланового мероприятия по контролю, суд считает возможным прекратить производство по настоящему делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.929.11, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л :


Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Угольная компания «Разрез Степной» прекратить в виду малозначительности административного правонарушения.

Объявить АО «УК Разрез Степной» устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья М.С. Малиновская



Суд:

Черногорский городской суд (Республика Хакасия) (подробнее)

Судьи дела:

Малиновская М.С. (судья) (подробнее)