Решение № 2-266/2024 2-266/2024~М-1762/2023 М-1762/2023 от 29 января 2024 г. по делу № 2-266/2024Переславский районный суд (Ярославская область) - Гражданское Дело № 2-266/2024 76RS0008-01-2023-002463-04 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 января 2024 года г. Переславль-Залесский Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Быковой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Городские коммунальные сети» о возложении обязанности, Переславский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился с требованиями к ООО «Городские коммунальные сети», просил обязать ООО «Городские коммунальные сети» получить в министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области решения о предоставлении водных объектов р.Нерль, р.Ветлянка, р.Кубрь в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Городские коммунальные сети» заключить с министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области договор на водопользование в отношении объекта озеро Плещеево в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требование мотивирует тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства. В ходе которой установлено, что 26.01.2023 заключено с ООО «ГКС» концессионное соглашение по объектам водоснабжения и водоотведения. Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области от 27.02.2023 № 13 ООО «ГКС» определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Переславля-Залесского. Вместе с тем, ООО «ГКС» осуществляется водопользование, а именно: эксплуатация водозабора и биологических очистных сооружений города Переславля-Залесского (забор воды из озера Плещеево, сброс стоков в р.Нерль, р.Ветлянка, р.Кубрь), без разрешительных документов на пользование водными объектами. По фактам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 20.09.2023 в адрес директора ООО «ГКС» внесено представление, которое рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены. Использование ООО «ГКС» водного объекта без решения о его предоставлении в пользование и заключения соответствующего договора нарушает права неопределенного круга лиц в сфере охраны окружающей среды и водопользования, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан. В судебном заседании процессуальный истец в лице старшего помощника прокурора Гришан Е.Н. заявленные требования поддержала, пояснила обстоятельства, изложенные в иске. Представитель ответчика ООО «Городские коммунальные сети» в судебном заседании не участвовал, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, прислал в адрес суда письменные пояснения, согласно которых пояснил, что документы для сдачи в Минприроды России готовы и в ближайшее время будут сданы, пакет документов для получения решений собран полностью, но в связи со сменой директора не могут их пока подать. Представитель третьего лица министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области в судебном заседании не участвовал, уведомлен судом надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает, сообщает суду, что на сегодняшний день ООО «ГКС» не обращалось в министерство с заявлением о предоставлении водных объектов. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч.1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно п.8 ст. 1 ВК РФ под водопользователем понимается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Право пользования поверхностными водными объектами в соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации приобретается на основании и в порядке, определенными гл. 3 Водного кодекса. В соответствии с ч.1 и п.2 части 3 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе в целях сброса сточных вод. Согласно части 2 статьи 21 ВК РФ в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. В силу части 1 статьи 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: 1) сведения о водопользователе; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; 3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 4) срок водопользования. Согласно части 3 статьи 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: 1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; 2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; 3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод. В силу статьи 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату (часть первая). К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования (часть вторая). Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (часть третья). Порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с ч.1 ст. 11 ВК РФ, водные объекты или их части предоставляются в пользование, урегулирован Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165. В соответствии с положениями данных Правил подготовка и заключение договора водопользования осуществляются на основании обращения юридического лица. Юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта в пользование, обращаются в соответствующий орган по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, прилагая к нему перечень необходимых документов. В ходе проверки межрайонной прокуратурой установлено, что 26.01.2023 заключено с ООО «ГКС» концессионное соглашение по объектам водоснабжения и водоотведения. Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области от 27.02.2023 № 13 ООО «ГКС» определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Переславля-Залесского. Вместе с тем, ООО «ГКС» осуществляется водопользование, а именно: эксплуатация водозабора и биологических очистных сооружений города Переславля-Залесского (забор воды из озера Плещеево, сброс стоков в р.Нерль, р.Ветлянка, р.Кубрь), без разрешительных документов на пользование водными объектами. По фактам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 20.09.2023 в адрес директора ООО «ГКС» внесено представление, которое рассмотрено, однако фактически нарушения не устранены. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «ГКС» допущены нарушения требований, предусмотренных действующим законодательством, а именно, не получено решение о предоставлении водных объектов р.Нерль, р.Ветлянка, р.Кубрь, а также не заключен договор на водопользование в отношении озера Плещеево. Сам ответчик, как усматривается из представленных в адрес суда письменных пояснений, допущенными им нарушения не оспаривает, напротив, признает их и сообщает суду, что намерен их устранить в ближайшее время. При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает, что срок исполнения решения суда подлежит установлению в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок исполнения возложенной на ответчика обязанности является достаточным. Обратное стороной ответчика не опровергнуто и возражений относительно заявленного прокурором срока исполнения решения суда со стороны ответчика не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд Исковые требования Переславского межрайонного прокурора (<данные изъяты>) в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Городские коммунальные сети» (<данные изъяты>) удовлетворить. Обязать ООО «Городские коммунальные сети» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области решения о предоставлении водных объектов р.Нерль, р.Ветлянка, р.Кубрь. Обязать ООО «Городские коммунальные сети» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области договор на водопользование в отношении объекта озеро Плещеево. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024г. Судья Н.Н. Быкова Суд:Переславский районный суд (Ярославская область) (подробнее)Судьи дела:Быкова Наталья Николаевна (судья) (подробнее) |