Решение № 2А-534/2020 2А-534/2020~М-599/2020 М-599/2020 от 23 сентября 2020 г. по делу № 2А-534/2020

Ряжский районный суд (Рязанская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-534/2020

УИД: 62RS0020-01-2020-001037-68


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Ряжск 23 сентября 2020 года

Ряжский районный суд Рязанской области в составе судьи Александрова А.Г., при секретаре Семизаровой Ю.Е., с участием административного истца помощника прокурора Ряжского района Рязанской области Ратникова Д.Н., представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ряжского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :


Прокурор Ряжского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ряжского района совместно с Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с биологическими отходами. В ходе проверки установлено, что на территории Ряжского городского поселения по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, расположена биотермическая яма (скотомогильник), координаты места расположения 53,691795; 40,044845. Территория скотомогильника не огорожена по всему периметру глухим забором, что создает условия доступа на территорию биотермической ямы посторонних лиц и животных в нарушение п. 5.6 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, в соответствии с которым территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны территории скотомогильника отсутствует по всему периметру траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м, а также перекидной мост. Данный скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и соответственно, предполагает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанный скотомогильник на балансе ни у кого не числится, право собственности на скотомогильник и земельный участок под ним в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано, то есть, скотомогильник является бесхозяйнымобъектом недвижимости. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района включает в себя город Ряжск, исполнение полномочий администрации МО – Ряжское городское поселение с 01.01.2014 года передано администрации МО – Ряжский муниципальный район.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Орган, уполномоченный управлять имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь. Иной процедуры вовлечения бесхозяйного недвижимого имущества в гражданский оборот, кроме как признания на него права муниципальной собственности, Гражданский кодекс РФ не предусматривает. Полагает, что только орган местного самоуправления может обратиться с заявлением о постановке на учет скотомогильника в качестве бесхозяйного, что необходимо для дальнейшего обращения уполномоченного органа с целью регистрации права собственности на данное сооружение и последующего устранения выявленных нарушений ветеринарно-санитарного законодательства, как собственником указанного недвижимого имущества, и его содержания.

По мнению прокурора, обращаясь в суд с административным заявлением о признании бездействия административного ответчика по непроведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах территории Ряжского городского поселения – в части не обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – скотомогильника, прокурор выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, постоянно и временно проживающих, пребывающих на территории муниципального образования – Ряжское городское поселение Ряжского муниципального района Рязанской области.

Прокурор Ряжского района Рязанской области просит признать бездействие административного ответчика по не обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на территории Ряжского городского поселения Ряжского муниципального района Рязанской области, по адресу: г. Ряжск (координаты места расположения биометрической ямы - 53,691795; 40,044845), незаконным; обязать администрацию МО – Ряжский муниципальный район Рязанской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на территории Ряжского городского поселения Ряжского муниципального района Рязанской области, по адресу: с. Ряжск (координаты места расположения биометрической ямы - 53,691795; 40,044845).

В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Ряжского района Ратников Д.Н. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что администрация Ряжского муниципального района не является надлежащим ответчиком по исковому заявлению, так как, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Полномочия по решению данного вопроса администрации Ряжского муниципального района не передавались, денежные средства для изготовления документации, необходимой для постановки на кадастровый учет бесхозяйного имущества, не перечислялись. Кроме того, не установлена принадлежность земельного участка с указанными координатами муниципальному образованию - Ряжское городское поселение. Полномочия по сбору, утилизации и уничтожения биологических отходов, а так же соблюдению санитарных правил в области содержания и использования скотомогильников не являются полномочиями органа местного самоуправления. Просила в удовлетворении иска отказать, а в случае его удовлетворения установить срок для исполнения решения суда не менее 9 месяцев.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), совершенных органами местного самоуправления.

В силу п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации; осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 49 п. 2 ст. 26.6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Для осуществления данных полномочий, согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (ред. от 28.09.2017, с изм. от 14.02.2020), приватизация объектов, предприятий и оборудования для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Определяя круг вопросов местного значения городского поселения, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не относит к таковым вопросы создания скотомогильников (биотермических ям) (часть 1 статьи 14 указанного Закона).

В соответствии с 5.1. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы, по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Указанный в иске скотомогильник (биотермическая яма) на балансе администрации муниципального района не стоит.

Таким образом, суд установил, что вопросы создания и содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, последствием постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи является дальнейшее оформление прав муниципальной собственности на эту вещь.

Однако действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Учитывая, что ст. 225 ГК РФ предусмотрено право органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, после постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, а действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность скотомогильника, суд приходит к выводу о том, что избранный прокурором способ защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц не соответствует правовому механизму, регулирующему спорные правоотношения, и не способен достичь указанной в административном иске цели предотвращения угрозы возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Сама по себе постановка скотомогильника на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не влечет возникновение права собственности на неё, обязанностей по надлежащему безопасному содержанию и эксплуатации потенциально опасного объекта, поэтому не может устранить нарушения, по поводу которых прокурором заявлены исковые требования.

Суд принимает во внимание, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления полномочий по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - скотомогильника, административному ответчику не передавались.

В связи с изложенным, не имеется предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого бездействия административного ответчика незаконным, и возложения на администрацию МО – Ряжский муниципальный район Рязанской области обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – скотомогильника, без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

В подтверждение исковых требований административным истцом представлены следующие доказательства: справка помощника прокурора Ряжского района Кареевой Т.С. о результатах проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами животноводства от 17.08.2020, в которой указаны координаты места расположения скотомогильника (биотермической ямы) и нарушения в его содержании, с фототаблицами; справка от 25.08.2020, составленная государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областях ФИО5, в которой содержатся сведения, аналогичные приведенным выше в справке помощника прокурора; ответ на запрос прокуратуры от 27.08.2020 № главы администрации МО - Ряжский муниципальный район Рязанской области, согласно которому закрытый (не действующий) скотомогильник размещен на территории бывшего хозяйства АОЗТ «Ряжское», которое было ликвидировано решением Арбитражного суда 03 декабря 2001 года. Право собственности на указанный скотомогильник не регистрировалось.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанные выше доказательства не отвечают требованию относимости доказательств, предусмотренному ст. 60 УК РФ, так как носят справочный характер, не содержат указания на первоначальные сведения о фактах, подтверждающих определенные судом по настоящему делу юридически значимые обстоятельства, в том числе факт нахождения на территории муниципального образования административного ответчика скотомогильника (биотермической ямы), его точное местоположение.

Приложенные к административному иску доказательства не содержат данных, подтверждающих, что обнаруженный объект является скотомогильником (биотермической ямой), не имеет собственника, расположен на земельном участке, который не имеет собственника, и находится на территории Ряжского городского поселения.

В административном иске указано, что в ходе проверки было установлено, что на территории Ряжского городского поселения по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, расположена биотермическая яма (скотомогильник), координаты места расположения 53,691795; 40,044845.

При этом в деле отсутствуют сведения о том, кто, каким образом, с использованием каких технических средств, установил указанные координаты места расположения скотомогильника, и что эти координаты обозначают место на территории Ряжского городского поселения, так как отсутствует привязка к местности на карте, с указанием границ земельного участка Ряжского городского поселения.

В соответствии с п. 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.

Данных о наличии (отсутствии) в ветеринарной службе сведений, указанных в п. 7.3 Ветеринарно-санитарных правил, административным ответчиком не представлено.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области, выразившегося в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного на территории Ряжского городского поселения Ряжского муниципального района Рязанской области, и возложении на административного ответчика соответствующей обязанности, поэтому заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении административного искового заявления прокурора Ряжского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда, через Ряжский районный суд Рязанской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Г. Александров



Суд:

Ряжский районный суд (Рязанская область) (подробнее)

Судьи дела:

Александров Алексей Георгиевич (судья) (подробнее)