Решение № 2А-2340/2023 2А-2340/2023~М-1881/2023 А-2340/2023 М-1881/2023 от 10 июля 2023 г. по делу № 2А-2340/2023




Дело №а-2340/2023

УИД 50RS0№-45


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2023 г. г. Коломна Московской области

Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Жучковой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Шарине Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ФСИН России, УФСИН России по Московской области, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:


Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по Московской области, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере <данные изъяты> руб.

Требования мотивирует тем, что в период содержания в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были нарушены его права в связи с ненадлежащими условиями содержания, а именно: в камере № ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области, где он содержался, был перелимит, нарушалась норма жилой площади, не были выданы спальные принадлежности, отсутствовало горячее водоснабжение, не надлежащим образом был обустроен туалет (отсутствовал сливной бачок, вода не подведена, сломана перегородка, нет освещения и вытяжки), на стенах чёрная плесень, сырость.

В судебное заседание административный истец не явился, будучи надлежащим образом извещён о времени и месте слушания по делу, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 19).

Административный ответчик ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области извещено надлежаще, явку представителя не обеспечило, возражений по существу спора не представило.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Московской области ФИО4 представила письменные возражения, доводы, изложенные в которых поддержала в ходе судебного заседания. Просит в иске отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, в том числе справками и журналом количественной проверки, представленными ответчиками, что административный истец ФИО2 содержался в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ СИЗО-7 УФСИН России по Московской области.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 названного Закона).

Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осуждённые не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осуждённых не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

В соответствии с доводами истца, изложенными в исковом заявлении и Журналом количественной проверки лиц, содержащихся под стражей административный истец содержался в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области в камере №, площадь камеры <данные изъяты> кв.м.

Судом установлено, что указанное камерное помещение, оборудовано умывальником с централизованной подачей холодной воды.

При этом, горячее водоснабжение в камерах не предусмотрено в виду давности постройки следственного изолятора, при строительстве (проектировании) которого применялись действовавшие на тот момент нормы.

Кроме того, правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденные приказом приказа Министерства юстиции РФ № 189 от 14 октября 2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС» (действовали в период содержания административного истца, утратили силу 17.07.2022) (далее - ПВР), не предусматривают обязательной централизованной подачи горячей воды.

При необходимости в горячей и кипяченной воде обеспечение производится согласно п. 43 ПВР (при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности).

Подогрев горячей воды осуществляется за счет собственной котельной.

Помимо этого, в соответствии с приложением 2 к ПВР, подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчёту электрокипятильник бытовой заводского изготовления или чайник электрический мощностью не более 0,6 кВт.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении его прав ввиду отсутствия горячей воды в камере, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В части доводов административного истца об отсутствии спальных принадлежностей, суд учитывает, что в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 111 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются в СИЗО для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями (простыни, наволочка, полотенца) и мягким инвентарем (матрац, подушка, одеяло) в соответствии с нормами вещевого довольствия, столовой посудой (тарелки глубокая и мелкая, кружка) столовыми приборами (ложка столовая) согласно установленным нормам обеспечения.

По прибытии в СИЗО-6, административный истец был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями (две простыни, наволочка, полотенца) и мягким инвентарем (матрац, подушка, одеяло), столовой посудой (тарелка, кружка, ложка), что подтверждается справкой, выданной учреждением.

Жалобы на отсутствие спальных принадлежностей ФИО2 в адрес администрации учреждения не подавались.

Судом на основании представленных административным ответчиком справок установлено, что камерное помещение, в котором содержался ФИО2, оборудовано в соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых приказом Минюста России от 14.10.2005 №189, в том числе бачком с питьевой водой, полкой для туалетных принадлежностей.

Также камерное помещение оборудовано согласно пунктом 28 ПВР, в том числе светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), унитазом, умывальником.

Санузел (туалет) в камере № оборудован изолированно от камерного помещения, имеет запираемую дверь, что позволяет соблюсти приватность отправления естественных надобностей,

Все камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, которая смонтирована в соответствии с «Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России».

Вентиляционная система выполнена единообразно в виде короба по всему коридору корпуса и ответвлений от него в камеры, отсутствие ее в какой-либо отдельно взятой камере исключено. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные каналы. Приточные и вытяжные отверстия располагались в перегородках под потолком и ограждаются металлическими решетками. Вентиляция всегда находится в исправном состоянии, ее работоспособность контролируется как со стороны сотрудников отдела режима, так и со стороны коммунально-бытовой службы.

Также все камеры для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных оборудованы окнами, которые имеют открывающиеся форточки, позволяющие проветривать помещение в случае необходимости. На летний период по распоряжению начальника учреждения в камеры выдаются дополнительные вентиляторы.

Принимая во внимание изложенное, доводы административного истца о нарушении его прав не надлежащим обустройством туалета (отсутствовал сливной бачок, вода не подведена, сломана перегородка, нет освещения и вытяжки), а также наличием плесени, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Равно как и не нашли своего подтверждения доводы о наличии плесени в камерах, поскольку ежедневно сотрудниками учреждения производятся осмотры камер, при наличии недостатков, проводится антисептическая обработка грунтовкой.

Согласно абзацу 5 статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Таким образом, с учётом площади камер, максимальное количество лиц, которое могло содержаться в камере № составляет 2 человека.

Вместе с тем, анализируя данные, указанные в Журнале количественной проверки лиц, содержащихся под стражей, судом установлено, что в камере № в период пребывания там административного истца содержалось 6 человек. Принимая во внимание изложенное, учитывая, что судом установлен факт несоблюдения нормы, установленной частью 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", при содержании ФИО2 в ФКУ СИЗО-6 по <адрес>, суд приходит к выводу, что содержание административного истца в указанном учреждении требованиям закона не соответствовало.

С учетом характера допущенных нарушений и их незначительной длительности, принимая во внимание, что в период отбывания наказания административный истец с жалобами на условия содержания, на состояние здоровья в администрацию исправительного учреждения и прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не обращался, равно как и не обращался в Европейский Суд по Правам Человека, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает требования ФИО2 подлежащими частичному удовлетворении, и полагает необходимым взыскать в его пользу с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России за счёт казны Российской Федерации компенсацию в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с частью 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Учитывая, что на мент подачи иска государственная пошлина ФИО2 оплачена не была ввиду отсутствия у последнего на счёте денежных средств, что подтверждается справкой исправительного учреждения, суд взыскивает государственную пошлину в размере 300 руб. с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России за счёт казны Российской Федерации

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Административный иск ФИО2 к ФСИН России, УФСИН России по Московской области, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по <адрес> в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к ФСИН России, УФСИН России по Московской области, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Московской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере <данные изъяты> рублей отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России за счёт казны Российской Федерации государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы в Коломенский городской суд <адрес>.

Председательствующий подпись О.Ю. Жучкова

Копия верна. Судья: О.Ю. Жучкова

Решение в окончательной форме принято 14 июля 2023 г.



Суд:

Коломенский городской суд (Московская область) (подробнее)

Судьи дела:

Жучкова Ольга Юрьевна (судья) (подробнее)