Решение № 2-736/2020 2-736/2020~М-667/2020 М-667/2020 от 10 ноября 2020 г. по делу № 2-736/2020

Багаевский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные



УИД:61RS0025-01-2020-001958-72

Дело №2-736/2020


РЕШЕНИЕ


И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

10 ноября 2020г. п. Весёлый

Багаевский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Васильева А.А.

при секретаре: Дю Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Весёловском районах в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Спартак» об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд

УСТАНОВИЛ:


Территориальный отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Весёловском районах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ООО «Спартак», ссылаясь на то, что согласно ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее, Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система федерального государственного санитарно - эпидемиологического надзора (в числе иных) включает в себя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, а также территориальные органы указанного федерального органа исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», согласно которого Федеральная служба Роспотребнадзора осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 г. № 257.

Целью обращения в суд с исковым заявлением является признание незаконных действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Предметом иска является требование неимущественного характера о признании действий противоправными.

Основанием иска являются факты совершения противоправных действий, а именно нарушения санитарного законодательства, которые должны быть прекращены.

Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга лиц -посетителей рынка общества с ограниченной ответственностью «Спартак» по адресу <...>.

Хозяйствующим субъектом ООО «Спартак» не обеспечено соблюдение санитарно - эпидемиологического законодательства при осуществлении при предоставлении услуг и условий по размещению торговых площадей на территории рынка общества с ограниченной ответственностью «Спартак» по адресу <...>, хозяйствующими субъектам и физическим лицам, деятельность которых осуществляется с нарушением санитарных правил и нормативов, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан (неопределенного круга лиц).

В нарушение ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г., п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не обеспечено соблюдение мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции: физическими лицами, предпринимателями, осуществляющими торговлю пищевыми продуктами на территории рынка общества с ограниченной ответственностью «Спартак» по адресу, <...> в части использования продавцами защитных масок и перчаток (отсутствие или неправильное ношение), на момент проверки на территории рынка выявлены посетители без лицевых масок, респираторов, отсутствие перед торговыми местами и перед кассами разметки, позволяющей соблюдать расстояние между посетителями не менее 1,5 м., отсутствие ограничение допуска граждан в занимаемые здания, строения, сооружения без лицевых масок, респираторов, что подтверждается экспертными заключениями ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» от 06.08.2020 № 22-01.1-13/970, от 13.08.2020 № 22-01.1-13/987 по результатам обследования рынка.

Пунктом 3 части 3 статьи 13 Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ) определено, что на рынке должно обеспечиваться выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

Пунктами 5, 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ установлены требования о том, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований; осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным этим Законом, ежедневно до начала работы рынка; в случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Основной задачей Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как условия реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, которое регулируется в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, издаваемыми уполномоченными государственными органами.

Согласно абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г., несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г., индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой ответчик осуществляет свою предпринимательскую деятельность, грубо нарушая требования Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 3 ч. 3 ст. 13 Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Ответчик в добровольном порядке не принимает достаточных действий по исполнению требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, которой определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны (среди иного) выполнять требования санитарного законодательства.

Просят суд обязать ООО «Спартак» устранить нарушения требований санитарного законодательства, именно: признать деятельность рынка общества с ограниченной ответственностью «Спартак» по адресу <...> не соответствующей требованиям ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; обязать ООО «Спартак» устранить нарушения требований ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В судебном заседании представитель истца (по доверенности) ФИО1 исковые требования уточнила, пояснив, что истец не настаивает на удовлетворении п.2 искового заявления. Требования в остальной части являются обоснованными, так как ответчик не выполняет соблюдение мероприятий по «разрыву» механизма передачи коронавирусной инфекции. Это подтверждается не только экспертными заключениями, но и постановлением Багаевского районного суда ростовской области, которым ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КРФ об АП.

Представитель ответчика в суд не явился, уведомлялся судом по имеющимся в деле адресам, своей правовой позиции не изложил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит уточнённые исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

В соответствии со статьей 24 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случае, если при осуществлении указанной деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.

Указанные санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Суд исходит из того, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Указанная обязанность не ставится в зависимость от того, какие действия необходимо осуществить для выполнения требований, и предусмотрено ли это видами деятельности общества.

Судом установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г., п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не обеспечено соблюдение мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции: физическими лицами, предпринимателями, осуществляющими торговлю пищевыми продуктами на территории рынка общества с ограниченной ответственностью «Спартак» по адресу, <...> в части использования продавцами защитных масок и перчаток (отсутствие или неправильное ношение), на момент проверки на территории рынка выявлены посетители без лицевых масок, респираторов, отсутствие перед торговыми местами и перед кассами разметки, позволяющей соблюдать расстояние между посетителями не менее 1,5 м., отсутствие ограничение допуска граждан в занимаемые здания, строения, сооружения без лицевых масок, респираторов, что подтверждается экспертными заключениями ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» от 06.08.2020 № 22-01.1-13/970, от 13.08.2020 № 22-01.1-13/987 по результатам обследования рынка.

В рассматриваемом случае у общества имелась возможность для исполнения санитарно-эпидемиологических требований. При достаточной степени заботливости и осмотрительности, заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применения закона и об ответственности за невыполнение закона ООО "Спартак" могло и должно было обеспечить выполнение требований действующего законодательства. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.

Так, 6.08.2020г. и 13.08.2020г. вынесены экспертные заключения врачами по гигиене Филиала ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», из которых следует, что юридическое лицо не соблюдает рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции в организациях торговли (л.д.7-10).

Постановлением Багаевского районного суда Ростовской области от 14.09.2020г. ООО «Спартак» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КРФ об АП (л.д.35-38).

Таким образом, судом установлено, что не исполнение требований санитарного законодательства не обусловлено какими-либо чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ООО. Препятствий для соблюдения требований законодательства, возможности контроля по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия у юридического лица не имелось. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере, которую бы оплатил истец, если бы не был от неё освобожден в силу закона.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 191-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Искового заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Весёловском районах в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Спартак» - удовлетворить.

Признать деятельность рынка ООО «Спартак», расположенного по адресу: <...> не соответствующей требованиям ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Обязать ООО «Спартак» устранить нарушения требований ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Взыскать с ООО «Спартак» в доход местного бюджета государственную пошлину по делу в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца.

Мотивированный текст решения изготовлен 12.11.2020г.

Судья:



Суд:

Багаевский районный суд (Ростовская область) (подробнее)

Судьи дела:

Васильев Андрей Алескандрович (судья) (подробнее)