Решение № 2-4060/2020 от 14 октября 2020 г. по делу № 2-4060/2020Волжский городской суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные Дело № 2-4060/2020 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Волжский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Поповой И.Н. при секретаре Перепелицыной К.Ю., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, «14» октября 2020 года, в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 1 о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, его отмене, возложении обязанности засчитать в специальный стаж периоды работы, ФИО1 обратилась в суд с иском, изменённым в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ГУ – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 1 (сокращенное наименование – Центр ПФР № 1 по установлению пенсий в Волгоградской области), которым просит: - признать незаконным решение от "."..г. №... об отказе в назначении пенсии в части не включения в педагогический стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с "."..г. по "."..г., с "."..г. по "."..г., пребывания в командировке с "."..г. по "."..г., работы в должности пионервожатой в <...> СОШ <адрес> с "."..г. по "."..г. и отменить его; - обязать указанные периоды засчитать в ее специальный стаж педагогической работы; - возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В обоснование исковых требований указала, что решением УПФР в <...> районе Волгоградской области от "."..г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В ее специальный стаж педагогической работы не были включены вышеназванные периоды работы. С решением не согласна, так как в период пребывания на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в период нахождения в командировке за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, из которой производились удержания страховых взносов. До "."..г. период работы в должности пионервожатого (старшего пионервожатого) в целях исчисления досрочной пенсии включался в стаж работы учителей, но для включения указанного периода в стаж работы необходимо было соблюдение следующих условий: осуществление работы в качестве штатных пионервожатых (старших пионервожатых) в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах, не менее 2\3 стажа педагогической деятельности, должно было приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на досрочную пенсию в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии. Ее педагогический стаж составляет 23 года 2 месяца и 24 дня, что превышает существенно требуемые 16 лет 8 месяцев. В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, указанным выше, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика - Центра ПФР № 1 по установлению пенсий в Волгоградской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Поддержала письменные возражения на иск из которых усматривается, что в силу статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости устанавливается при достижении определенного возраста (мужчины 65 лет, женщины 60 лет). При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в "."..г. составляет 8 лет; в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и или иные, приравненные к ним платежи; профиль деятельности, профессия, должность, учреждение, в которых, протекала работа в данном случае не имеет никакого значения. Для отдельных категории граждан Закон предусматривает повышенный уровень пенсионного обеспечения, связанный с определенными показателями социального или профессионального характера. Так страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального за при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждению подлежат периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы, начиная с 1 сентября 2000 года при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы) и подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования - "."..г., в ее специальный стаж засчитано 23 года 02 месяца 24 дня. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не подлежат включению. Кроме этого, в указанные периоды истец непосредственно не осуществляла педагогическую деятельность, не подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Обоснованно не были засчитаны в специальный стаж истца и периоды работы в должности пионервожатой, поскольку в соответствии с Положением № 1397, для включения в педагогический стаж периода работы в должности пионервожатой необходимо не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев, при льготном стаже 25 лет педагогического стажа), требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости, периоды работы по специальности имелись до 1 октября 1993 года. Указанные условия истцом не были выполнены. Кроме этого, в соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы в должностях, прямо предусмотренных Списком. Наименование должности «старшая вожатая» Списком не предусмотрено; работа в качестве пионервожатой не поименована также Законом РСФСР от 02 августа 1974 года «О народном образовании» в качестве педагогической деятельности. Учитывая, что у истца на дату обращения "."..г. отсутствует необходимая продолжительность 25 лет специального стажа, требуемого для досрочного назначения страховой пенсии, оснований для назначения ей страховой пенсии по старости не имеется. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу доказательств, считает требования истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ). В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года. Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно трудовой книжки истца <...> №..., "."..г. ФИО1 была принята пионервожатой в <...> среднюю школу <адрес> (приказ №... от "."..г.). В указанной должности истец проработала до "."..г. С "."..г. по "."..г. проходила обучение в <...> высшем педагогическом училище (приказ о зачислении №... от "."..г., приказ об отчислении в связи с окончанием №... от "."..г.). "."..г. ФИО1 принята на должность учителя иностранного языка в <...> среднюю школу <адрес> (в настоящее время – МБОУ <...> средняя общеобразовательная школа <адрес>) (приказ №... от "."..г.), где продолжает работать по настоящее время. В период работы в должности учителя истец направлялась работодателем в командировку в период с "."..г. по "."..г. (приказ №... от "."..г.), а также обучалась на курсах повышения квалификации по специальности: с 14 по "."..г. (приказ №... от "."..г.) и с 16 по "."..г. (приказ №... от "."..г.). Полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку её специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, "."..г. ФИО1 обратилась с заявлением в УПФР в <...> районе Волгоградской области о досрочном назначении страховой пенсии. "."..г. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <...> районе Волгоградской области реорганизовано путем присоединения в ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 1, о чем "."..г. в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись ГРН №.... Решением УПФР в <...> районе Волгоградской области №... от "."..г. ФИО1 в назначении страховой пенсии отказано по причине отсутствия 25 лет специального стажа в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В специальный стаж засчитано 23 года 02 месяца 24 дня. При этом, в специальный стаж не включены следующие периоды работы, с которыми не согласна истец: период работы в должности пионервожатой в <...> СОШ <адрес> с "."..г. по "."..г.; период пребывания в командировке с "."..г. по "."..г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "."..г. по "."..г., с "."..г. по "."..г. Нахождение истца в указанные периоды на курсах повышения квалификации и в командировке, связанных с педагогической деятельностью подтверждается копиями приказов и выписками из приказов общеобразовательного учреждения о направлении истца на курсы повышения квалификации и в командировки. Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее по тексту - Правила) установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. 5 Правил). В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. В силу ст. 173 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительно отпуска с сохранением заработной платы. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Учитывая, что истец направлялась на курсы повышения квалификации и в служебную командировку в связи с осуществлением педагогической деятельности, с сохранением рабочего места, средней заработной платы, за неё производились отчисления в пенсионный фонд, суд приходит к выводу о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с "."..г. по "."..г. пионервожатой <...> средней школы <адрес>, суд исходит из следующего. В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях" в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу пункта 4 Положения № 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая». С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, вопрос N 10). ФИО1 в период с "."..г. по "."..г. занимала штатную должность пионервожатой в <...> средней школе <адрес>. Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ "."..г., предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом». Приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого, который организует пионерскую работу в школе. Таким образом, учитывая, что понятие «пионервожатый» включает в себя старшего пионервожатого и отрядного пионервожатого, соответственно, работа в должности пионервожатой в школе подлежала зачету в специальный стаж по пункту 2 Положения № 1397, но при условии, если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с Положением № 1397, обязательности выработки стажа именно в должностях, поименованных в указанном нормативном акте, нет, правовое значение имеет наличие у работника 2/3 педагогического стажа в тех должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, после окончания срока действия этого Положения, названная работа может быть предусмотрена и иными нормативными актами, важно, чтобы работник не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) работал в тех должностях, которые прямо поименованы в списках в качестве педагогических должностей. Истцом данное требование соблюдено, так как на дату обращения для назначения пенсии она проработала 23 года 02 месяца 24 дня в должности учителя в учреждении, предусмотренном соответствующими списками, дающими право на назначение пенсии досрочно с учетом педагогической деятельности. С учетом изложенного, период работы в должности пионервожатой в <...> средней школе <адрес> подлежит зачету в специальный педагогический стаж для назначения пенсии. В силу п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины являются судебными расходами и подлежат возмещению по правилам п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истца по уплате государственной пошлины за подачу иска в суд составили 300 руб., документально подтверждены чеком по операции Сбербанк онлайн от "."..г. Поскольку основные исковые требования удовлетворены в полном объеме, данные судебные расходы суд взыскивает с ответчика в пользу истца. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в <...> районе Волгоградской области №... от "."..г. в части отказа во включении в специальный стаж ФИО1 периода работы в должности пионервожатой в МБОУ <...> средняя общеобразовательная школа <адрес> с "."..г. по "."..г.; периода пребывания в командировке, связанной с педагогической деятельностью с "."..г. по "."..г.; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с "."..г. по "."..г., с "."..г. по "."..г.; в указанной части решение отменить Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 1 включить в специальный стаж ФИО1 период работы в должности пионервожатой в МБОУ <...> средняя общеобразовательная школа <адрес> с "."..г. по "."..г.; период пребывания в командировке, связанной с педагогической деятельностью с "."..г. по "."..г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с "."..г. по "."..г., с "."..г. по "."..г.. Взыскать с Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 1 в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения. Председательствующий: подпись СПРАВКА: мотивированное решение составлено "."..г. Судья Волжского городского суда: подпись И.Н. Попова Суд:Волжский городской суд (Волгоградская область) (подробнее)Судьи дела:Попова Ирина Николаевна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |