Решение № 2А-534/2018 2А-534/2018 (2А-5384/2017;) ~ М-5533/2017 2А-5384/2017 М-5533/2017 от 7 февраля 2018 г. по делу № 2А-534/2018




№ 2а-534/ 2018


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г.Хабаровск 08 февраля 2018 года

Индустриальный районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Савченко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Макарцевой А.А.,

с участием административного истца К,

административного ответчика С,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к С о взыскании транспортного налога, пени,

установил:


Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> в Индустриальный районный суд <адрес> с административным иском к С. о взыскании транспортного налога, пени. В обоснование иска указано, что С являлся собственником транспортного средства № государственный регистрационный знак №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязан был уплачивать транспортный налог. С направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, однако обязанность по уплате налога не была исполнена. На основании заявления налогового органа выдан судебный приказ на взыскание с С задолженности по транспортному налогу за период с 2012 по 2015 год в размере 3 285 рублей, пени в размере 81 рубль 03 копейки, по заявлению налогоплательщика судебный приказ отменен, однако задолженность в указанном размере до настоящего времени не погашена. Просит взыскать с С недоимку по транспортному налогу за 2012-215 г.г. в размере 3 285 рублей, пеню по транспортному налогу в размере 81 рубль 03 копейки.

В дальнейшем истец представил заявление, согласно которому просит взыскать с С недоимку по транспортному налогу за 2012-215 г.г. в размере 3 285 рублей, пеню по транспортному налогу в размере 81 рубль 03 копейки.

В судебном заседании представитель административного истца К исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства.

В судебном заседании административный ответчик С исковые требования не признал, указав, что автомобиль снят с учета.

Выслушав пояснения административного истца К, административного ответчика С, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статья 57 Конституции РФ и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьями 400, 401 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В силу положений статей 405, 408 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 363 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как следует из статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога и сбора направляется налогоплательщику при наличии у него соответствующей недоимки.

В судебном заседании установлено, что С являлся собственником автомобиля №, государственный регистрационный знак №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом в адрес С направленытребования:

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 409 рублей, пени в размере 54 рубля 75 копеек со сроком оплаты ДД.ММ.ГГГГ

- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 876 рублей пени в размере 26 рублей 28 копеек со сроком оплатыДД.ММ.ГГГГ

В силу положений статьи 11 Налогового кодекса РФ недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Посчитав, что к установленному сроку ответчиком не оплачен налог, административный истец начислил пеню и в последующем обратился в суд с настоящими требованиями.

Взыскание налога и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2012-2015 г.г., при этом не представлено доказательств наличия в собственности административного ответчика в указанном периоде транспортного средства.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи48 Налогового кодекса РФ.

В суд с иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку со дня истечения срока исполнения требования до момента предъявления в суд заявления о взыскании задолженности прошло более шести месяцев, то суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срока предъявления в суд заявления о взыскании задолженности по пене по транспортному налогу за 2012-2015 г.г. Доказательств в уважительности причины пропуска срока административным истцом не предоставлено.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.

Тот факт, что ранее налоговый орган в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате транспортного налога и пени обращался в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении налоговым органом срока принудительного взыскания налога.

Обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и последующая отмена судебного приказа на основании заявления налогоплательщика не свидетельствует о соблюдении налоговым органом срока принудительного взыскания налога.

Таким образом, оснований для взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу не имеется.

После истечения срока взыскания задолженности по налогам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена, и с этого момента не подлежат начислению, а начисленные пени следуют судьбе основного обязательства.

Учитывая, что пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, при этом возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть лишь в случае своевременного принятия мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению судебного акта к исполнению, оснований для взыскания пени также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:


в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к С о взыскании транспортного налога, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Савченко Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2018 года.



Суд:

Индустриальный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) (подробнее)

Судьи дела:

Савченко Е.В. (судья) (подробнее)