Решение № 2А-13916/2025 2А-3707/2026 2А-3707/2026(2А-13916/2025;)~М-9157/2025 М-9157/2025 от 5 апреля 2026 г. по делу № 2А-13916/2025




К делу № 2а-3707/2026

УИД 23RS0041-01-2025-011999-07


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2026 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бурдак Д.В.,

при секретаре Ужонковой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новороссийской таможни к ФИО4 о взыскании обязательных платежей,

установил:


Новороссийская таможня обратилась в суд с административными исковыми требованиями к ФИО2 о взыскании обязательных платежей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с пунктом 3 раздела I Перечня в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя применяются следующие коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора: для новых транспортных средств - 0,17 (размер утилизационного сбора составляет 3 400 руб.); для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - 0,26 (размер утилизационного сбора составляет 5 200 руб.). ФИО3 в отношении ввезенных в ФИО1 транспортных средств KIA Forte (VIN №), HONDA CR- V (VIN №), TOYOTA CAMRY (VIN №), Ford FUSION (VIN №) утилизационный сбор уплачен в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, исходя из расчета 5 200 руб. за каждое транспортное средство (применение льготного коэффициента 0,26 базовой ставки). На запрос Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № МРЭО ГИБДД (по обслуживанию <адрес> и <адрес>) ГУ МВД России по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлена информация, что ни одно из ввезенных транспортных средств на ФИО3 не зарегистрировано. На запрос Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О запросе информации» об уплате налогов - в отношении вышеуказанных транспортных средств ФИО3 ИФНС России № по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) сообщило, что по сведениям регистрирующих органов (органов ГИБДД) на имя ФИО3 регистрация вышеуказанных транспортных средств не производилась. Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО3 (ИНН <***>) в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован. Исходя из изложенного следует, что количество ввезенных ФИО3 транспортных средств существенно превышает общепринятые потребности одного гражданина или семьи. Сведения об общем количестве ввезённых транспортных средств, их собственниках, свидетельствуют о ввозе вышеуказанных транспортных средств не для личного пользования. Согласно сведениям, содержащимся в комплектах документов, представленных ФИО3 на Приморский таможенных пост Новороссийской таможни, ввезенные транспортные средства имеют бензиновый двигатель, год изготовления - 2017, 2008, 2007, 2015 соответственно. В соответствии с пунктом 2 раздела I Перечня в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых не для личного пользования, с рабочим объемом двигателя свыше 1 000 куб. см, но не более 2 000 куб. см применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 15,69 (размер утилизационного сбора составляет 313 800 руб.); для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых не для личного пользования, с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб. см, но не более 3 000 куб. см применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 24,01 (размер утилизационного сбора - 480 200 руб.). Таким образом, в отношении транспортных средств KIА Forte (VIN №), HONDA CR- V (VIN №), TOYOTA CAMRY (VIN №), Ford FUSION (VIN №) утилизационный сбор уплачен ФИО3 не в полном объеме. Учитывая изложенное, ФИО3 в отношении ввезенных в ФИО1 транспортных средств подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 1 754 400 руб. Поскольку утилизационный сбор уплачен в сумме 36 400 руб., доплате подлежит 1 733 600 руб. В связи с выявленным фактом незаконного применения льготного коэффициента для исчисления утилизационного сбора с последующей неполной уплатой УС в отношении ввезенных транспортных средств для личного пользования Новороссийская таможня ДД.ММ.ГГГГ направила ФИО2 письма о необходимости уплаты утилизационного сбора и пеней за неуплату утилизационного сбора. Согласно сведениям, представленным в отчете об отслеживании отправления (официальный сайт «Почта России») от ДД.ММ.ГГГГ вручение получателю ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ФИО3 в Новороссийскую таможню по вопросу уплаты утилизационного сбора и пеней не обращался.

Просит суд взыскать с ФИО3 в пользу Новороссийской таможни подлежащие уплате задолженности по уплате утилизационного сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в ФИО1, и пени по утилизационному сбору – 2 484 906,11 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения. Возражений относительно административных исковых требований не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая положения ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в ФИО1 или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

- осуществляют ввоз транспортных средств в ФИО1;

- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 данной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;

- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в <адрес>, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и. прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных пли излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее Постановление Правительства №).

Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в ФИО1 или производятся, изготавливаются в Российской Федерации, и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, в том числе, порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (пункт 1).

В соответствии с пунктом 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором, четвертом (в части лиц, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) и Перечнем определен порядок расчета и размеры утилизационного сбора для каждой категории транспортных средств.

Разделом I Перечня предусмотрен порядок расчета и размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории в зависимости от вида силовой установки транспортного средства, рабочего объема двигателя, целей, ввоза и года выпуска транспортного средства.

При этом согласно примечанию 2 к Перечню категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который утвержден Решением Комиссии I Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №.

В приложении № к данному техническому регламенту указано, что к категории М1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (примечание 3 к Перечню).

Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 рублей (примечание 5 к Перечню).

В соответствии с пунктом 3 раздела I Перечня в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя применяются следующие коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора: для новых транспортных средств - 0,17 (размер утилизационного сбора составляет 3 400 руб.); для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет -0,26 (размер утилизационного сбора составляет 5 200 руб.).

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки Новороссийской таможней установлено, что за 2022 год гражданином Российской Федерации ФИО3 О.А. на Приморский таможенный пост Новороссийской таможни поданы заявления о зачете денежных средств:

ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 200 руб. в счет уплаты утилизационного сбора на автомобиль KIA Forte, 2017 года выпуска, идентификационный №KPFK4A76HE125546, ввезенный с территории Республики Армения, предоставлен комплект документов: паспорт гражданина РФ серия 03 10 № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), договор купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из электронного П№, СБКТС № ТС RU А-КЛ.АП01.59764 от ДД.ММ.ГГГГ, письмо Комитета государственных доходов Республики Армения о декларировании транспортного средства в Армении, расчет суммы утилизационного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция от ДД.ММ.ГГГГ к ТПО № (вх. Приморского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ №);

ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 200 руб. в счет уплаты утилизационного сбора на автомобиль HONDA CR-V, 2008 года выпуска, идентификационный номер №, ввезенный с территории Республики Армения, предоставлен комплект документов: паспорт гражданина РФ серия 03 10 № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), перевод с армянского языка договора купли-продажи транспортного средства № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства об учете ТС № ХВ669613 от ДД.ММ.ГГГГ, перевод с армянского языка справки № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного учета транспортного средства, выписка из электронного П№, письмо Комитета государственных доходов Республики Армения о декларировании транспортного средства в Армении, пассажирская таможенная декларация (далее - ПТД) на вывоз транспортного средства из Республики Армения в ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, расчет суммы утилизационного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция от ДД.ММ.ГГГГ к ТПО № (вх. Приморского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ №);

ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 200 руб. в счет уплаты утилизационного сбора на автомобиль TOYOTA CAMRY, 2007 года выпуска, идентификационный №Т1ВЕ42К77Х441299, ввезенный с территории Республики Армения, предоставлен комплект документов: паспорт гражданина РФ серия 03 10 № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), перевод с армянского языка договора купли-продажи транспортного средства № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства об учете ТС № SB811469 от ДД.ММ.ГГГГ, перевод с армянского языка справки № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного учета транспортного средства, выписка из электронного П№, письмо Комитета государственных доходов Республики Армения о декларировании транспортного средства в Армении, ПТД на вывоз транспортного средства из Республики Армения в ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, расчет суммы утилизационного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция от ДД.ММ.ГГГГ ТПО № (вх. Приморского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ №);

ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 200 руб. в счет уплаты утилизационного сбора на автомобиль Ford FUSION, 2015 года выпуска, идентификационный №FA6P0H75GR114180, ввезенный с территории Республики Армения, предоставлен комплект документов: паспорт гражданина РФ серия 03 10 № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), договор купли-продажи транспортного средства № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства об учете ТС № ХВ660752 от ДД.ММ.ГГГГ, перевод с армянского языка справки № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с государственного учета транспортного средства, выписка из электронного П№, СБКТС № ТС RU А-МХ.НА71.02620 от ДД.ММ.ГГГГ, письмо Комитета государственных доходов Республики Армения о декларировании транспортного средства в Армении, ПТД на вывоз транспортного средства из Республики Армения в ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, расчет суммы утилизационного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, чек по операции от ДД.ММ.ГГГГ к ТПО № (вх. Приморского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ №).

Так, судом установлено, что ФИО3 в отношении ввезенных в ФИО1 транспортных средств KIA Forte (VIN 3KPFK4A76 HE125546), HONDA CR- V (VIN №), TOYOTA CAMRY (VIN №), Ford FUSION (VIN №) утилизационный сбор уплачен в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, исходя из расчета 5 200 руб. за каждое транспортное средство (применение льготного коэффициента 0,26 базовой ставки).

На запрос Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № МРЭО ГИБДД (по обслуживанию <адрес> и <адрес>) ГУ МВД России по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлена информация, что ни одно из ввезенных транспортных средств на ФИО3 не зарегистрировано.

На запрос Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О запросе информации» об уплате налогов - в отношении вышеуказанных транспортных средств ФИО3 ИФНС России № по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) сообщило, что по сведениям регистрирующих органов (органов ГИБДД) на имя ФИО3 регистрация вышеуказанных транспортных средств не производилась.

Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО3 (ИНН <***>) в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.

Согласно сведениям, содержащимся в комплектах документов, представленных ФИО3 на Приморский таможенных пост Новороссийской таможни, ввезенные транспортные средства имеют бензиновый двигатель, год изготовления - 2017, 2008, 2007, 2015 соответственно.

В соответствии с пунктом 2 раздела I Перечня в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых не для личного пользования, с рабочим объемом двигателя свыше 1 000 куб. см, но не более 2 000 куб. см применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 15,69 (размер утилизационного сбора составляет 313 800 руб.); для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых не для личного пользования, с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб. см, но не более 3 000 куб. см применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 24,01 (размер утилизационного сбора - 480 200 руб.).

Суд полагает, что количество ввезенных ФИО3 транспортных средств существенно превышает общепринятые потребности одного гражданина или семьи.

Сведения об общем количестве ввезённых транспортных средств, их собственниках, свидетельствуют о ввозе вышеуказанных транспортных средств не для личного пользования.

Согласно пункту 11 Правил взимания для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, копии платежных документов об уплате утилизационного сбора, документы (копии документов), подтверждающих право собственности на колесные транспортные средства (шасси) и (или) прицепы к ним и иные документы. Согласно пункту 11(2) Правил для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные Перечнем, действующие на: день регистрации таможенной декларации в отношении колесного транспортного средства (шасси) и (или) прицепа к нему; день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в случае если колесное транспортное средство (шасси) и (или) прицеп к нему не подлежат таможенному декларированию при ввозе в ФИО1.

Глава 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза регламентирует особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования, в том числе порядок применения таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза любым способом, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа либо по единой ставке.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установлены приложением № к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (таблица №).

Суд полагает, что в отношении ввезенного транспортного средства при расчете утилизационного сбора необходимо применять коэффициент расчета утилизационного сбора, установленный пунктом 2 Раздела I Перечня в отношении транспортных средств с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых не для личного пользования, с рабочим объемом двигателя свыше 1 000 куб. см, но не более 2 000 куб. см применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 15,69 (размер утилизационного сбора составляет 313 800 руб.); для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых не для личного пользования, с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб. см, но не более 3 000 куб. см применяется коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 24,01 (размер утилизационного сбора - 480 200 руб.).

С учетом изложенного, сумма утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства KIА Forte (VIN №), HONDA CR- V (VIN №), TOYOTA CAMRY (VIN №), Ford FUSION (VIN №) подлежит уплате в сумме 1 754 400 руб.

Поскольку утилизационный сбор уплачен в сумме 20 800 руб., доплате подлежит 1 733 600 руб.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указал, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, то есть суд обязан принимать предусмотренные процессуальным кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу.

В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под товарами для личного пользования понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Транспортные средства для личного пользования - категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что закреплено подпунктом 50 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

Под иностранными товарами согласно подпункта 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с ТК ЕАЭС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с ТК ЕАЭС.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации (ПТД).

Подача ПТД сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.

Согласно статье 261 Таможенного кодекса ЕАЭС, к таким документам относятся в том числе: документы, удостоверяющие личность; документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования; документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования.

Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах подлежат таможенному декларированию (подпункт 5 части 1 статьи 260 ТК ЕАЭС).

Государствами-членами Союза являются: <адрес>, Кыргызская Республика, ФИО1.

Согласно пункта 2 статьи 262 ТК ЕАЭС выпуск иностранных транспортных средств в свободное обращение производится таможенным органом при условии, что: уплачены таможенные пошлины, налоги; уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском транспортного средства.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории транспортных средств для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются согласно приложению № к Решению Совета ЕЭК от ДД.ММ.ГГГГ N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в ФИО1 или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, кроме случаев, указанных в пункте 6 статьи 24.1 данного закона.

Вопросы, касающиеся взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора регулируются правовыми актами, не относящимися к сфере таможенного дела.

Правила взимания, исчисления, уплаты, а также взыскания утилизационного сбора регулируются Постановлением Правительства №, при этом совокупность необходимых условий, при которых транспортное средство считается ввезенным для личного пользования в ФИО1, определена указанным постановлением и не ставится в зависимость об усмотрения таможенного органа.

Суд учитывает, что административный ответчик является плательщиком утилизационного сбора в силу пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а согласно пункту 15(1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в ФИО1 после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика.

Согласно пункту 15 (1) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

В связи с выявленным фактом незаконного применения льготного коэффициента для исчисления утилизационного сбора с последующей неполной уплатой УС в отношении ввезенных транспортных средств для личного пользования Новороссийская таможня ДД.ММ.ГГГГ направила ФИО2 письма о необходимости уплаты утилизационного сбора и пеней за неуплату утилизационного сбора.

Согласно сведениям, представленным в отчете об отслеживании отправления (официальный сайт «Почта России») от ДД.ММ.ГГГГ вручение получателю ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени ФИО3 в Новороссийскую таможню по вопросу уплаты утилизационного сбора и пеней не обращался.

Таким образом, на дату принятия решения судом по данному административному делу обязанность административным ответчиком по уплате утилизационного сбора не исполнена.

В соответствии с абзацем 4 пункта 11 (2) Правил взимания непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 1 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

На основании изложенного суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца о взыскании с ФИО3 задолженности по уплате утилизационного сбора в размере 2 484 906,11 руб., с учетом пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

На основании части 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.

Поскольку административный истец при подаче административного иска освобожден от уплаты госпошлины, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 39 849 рублей.

Суд на основании ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


Административные исковые требования Новороссийской таможни к ФИО2 о взыскании обязательных платежей - удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Новороссийской таможни подлежащие уплате задолженности по уплате утилизационного сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в ФИО1, и пени по утилизационному сбору – 2 484 906,11 руб.

Взыскать с ФИО3 доход бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 39 849 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий –



Суд:

Прикубанский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) (подробнее)

Истцы:

Новороссийская таможня (подробнее)

Судьи дела:

Бурдак Диана Владимировна (судья) (подробнее)