Решение № 2А-970/2020 2А-970/2020~М-919/2020 М-919/2020 от 24 ноября 2020 г. по делу № 2А-970/2020Эжвинский районный суд г. Сыктывкара (Республика Коми) - Гражданские и административные №... Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В., при секретаре судебного заседания Кузнецове Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре №... административное дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району к Жилищно-строительному кооперативу № 24 о ликвидации, назначении ликвидатора (ликвидаторов) юридического лица, возложить на ликвидатора (ликвидаторов) обязанности произвести действия по ликвидации и окончанию ликвидации юридического лица в установленный законом срок, Государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району обратилась в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Жилищно-строительного кооператива № 24. В обоснование требований указано, что на основании обращения собственника помещений многоквартирного по адресу ... по адресу ..., деятельность по управлению которым осуществляет Жилищно-строительный кооператив № 24, поступившего в Государственную жилищную инспекцию по городу Сыктывкару и Корткеросскому району, по факту нарушений, допущенных при осуществлении ЖСК указанной деятельности, истцом проведен анализ сведений, размещенных на сайте ГИС ЖСК. В ходе проверки установлено, что в разделе «реестр членов ТСЖ, ЖСК» размещена информация только о четырех членах Жилищно-строительного кооператива № 24. При этом, ФИО 1, указанная в реестре членов ЖСК, избрана в состав ревизионной комиссии, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 120 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, в Жилищно-строительном кооперативе № 24 в нарушение требований ч. 1 ст. 112 Жилищного кодекса РФ в Жилищно-строительном кооперативе № 24 менее пяти членов. Ответчиком подтвержден факт отсутствия реестра членов кооператива, избранных в установленном порядке. На основании изложенного, ссылаясь на положения ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, Государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району просит ликвидировать Жилищно-строительный кооператив № 24, назначить ликвидатора (ликвидаторов) юридического лица, возложить на ликвидатора обязанности произвести действия по ликвидации и окончанию ликвидации юридического лица в установленный законом срок. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми, представитель которой в судебное заседание при надлежащем извещении не явился. Административный истец Государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району в судебное заседание при надлежащем извещении своего представителя не направила, в представленном суду заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. Суд, учитывая, что участие указанных лиц в судебном заседании при рассмотрении дела не признано судом обязательным, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца и заинтересованного лица. Мороз С.С., представляющий интересы административного ответчика Жилищно-строительного кооператива № 24 на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагал, что с учетом характера допущенных ответчиком нарушений жилищного законодательства, выявленных истцом в ходе проведения проверки, а также их устранением к моменту рассмотрения дела, исковые требования Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району, не подлежат удовлетворению. Кроме того, указал, что фактически в Жилищно-строительном кооперативе № 24 состоят более пяти членов, что подтверждается соответствующими заявлениями граждан, являющихся собственниками жилых помещения в указанном многоквартирном доме. Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу. Материалами дела подтверждается, что деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу ... осуществляет Жилищно-строительный кооператив № 24, созданный до **.**.** (т.е. до введения в действие Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), зарегистрированный в качестве юридического лица **.**.**. Государственной жилищной инспекцией по городу Сыктывкару и Корткеросскому району в связи с обращением собственника помещения в указанном многоквартирном доме по факту нарушений, допущенных при осуществлении кооперативом своей деятельности, проведен анализ сведений, размещенных Жилищно-строительным кооперативом № 24 на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖСК). В ходе проверки установлено, что в разделе «реестр членов ТСЖ, ЖСК» размещена информация только о четырех членах Жилищно-строительного кооператива № 24. ФИО 1, указанная в реестре членов ЖСК, избрана в состав ревизионной комиссии. Ссылаясь на допущенные Жилищно-строительным кооперативом № 24 нарушения жилищного законодательства, административный истец обратился в суд с настоящим иском. Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 22.12.2015 № 541 Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми. Служба имеет территориальные органы - инспекции, не являющиеся юридическими лицами, исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Службы: инспекции по жилищному надзору согласно приложению 1 к настоящему Положению. На территории города республиканского значения Сыктывкар с подчиненной ему территорией, а так же Корткеросского района территориальным органом Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) является Государственная жилищная инспекция по городу Сыктывкару и Корткеросскому району. Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре». На основании п. 4 названного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением. В соответствии с ч 1 ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 116 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 112 Жилищного кодекса Российской Федерации количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (ч. 1). Членами жилищного кооператива с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица становятся лица, проголосовавшие за организацию жилищного кооператива (ч. 5). Согласно ст. 121 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией). Согласно ст. 117 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании (ч. 1). Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива (ч. 2). Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью (ч. 3). В соответствии со ст. 120 Жилищного кодекса Российской Федерации для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) избирается ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива на срок не более чем три года. Количество членов ревизионной комиссии жилищного кооператива определяется уставом кооператива. Члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления жилищного кооператива, а также занимать иные должности в органах управления жилищного кооператива (ч. 1). Жилищный кооператив может быть ликвидирован по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (ст. 123 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с ч. 3 ст. 123.1 Жилищного кодекса РФ жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в единой информационной системе жилищного строительства, реестр своих членов, содержащий следующие сведения: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица; 2) определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью; 3) размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива. В соответствии с Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. В силу ч. 1 ст. 123.2 Жилищного кодекса РФ контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом. По окончании строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод в эксплуатацию в отношении жилищно-строительных кооперативов осуществляется государственный жилищный надзор в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Кодекса. В силу ч. 2 приведенной правовой нормы контролирующий орган при осуществлении контроля вправе, в том числе: осуществлять контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 настоящего Кодекса требований к размещению им информации и документов; требовать от органов управления жилищно-строительного кооператива устранения выявленных нарушений; рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса; обращаться в суд с заявлением в защиту предусмотренных настоящей главой прав и законных интересов членов жилищно-строительного кооператива, которые своими средствами участвуют в строительстве многоквартирного дома, в случае нарушения таких прав и интересов. В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации). Разрешая заявленный спор, установив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав их применительно к вышеуказанным нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, разъяснениям Верховного Суда РФ по их применению, суд приходит к выводу об отсутствии на момент разрешения спора оснований для удовлетворения административных исковых требований Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району о ликвидации Жилищно-строительного кооператива № 24, поскольку выявленные истцом нарушения жилищного законодательства, допущенные Жилищно-строительным кооперативом № 24, носят устранимый характер. На момент рассмотрения дела административным ответчиком данные нарушения устранены. Так, согласно сведениям сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства внесены сведения о членстве в Жилищно-строительном кооперативе № 24: ФИО 2 (включена в члены ЖСК на основании заявления), ФИО 3 (собственник по адресу ..., имеется заявление о вступлении в члены ЖСК), ФИО 4 (собственник по адресу ..., имеется заявление о вступлении в члены ЖСК), ФИО 8 (включен в члены ЖСК на основании заявления, ему предоставлена по адресу ..., собственником которой в настоящее время является его сын - ФИО 5), ФИО 6 (собственник по адресу ..., имеется заявление о вступлении в члены ЖСК), ФИО 7 (включена в члены ЖСК на основании заявления, собственник по адресу ...). Кроме того, согласно списку членов Жилищно-строительного кооператива № 24, представленному суду ответчиком, в члены кооператива включены и иные граждане, являющиеся собственниками квартир в указанном многоквартирном доме, принятые в кооператив на основании соответствующих заявлений. Жилищно-строительный кооператив № 24 осуществляет свою деятельность с **.**.**, изначально создавался для целей удовлетворения потребностей граждан в жилье. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, - отсутствие в пункте 2 статьи 61 в Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Само по себе формальное установление поименованных в законе случаев (оснований) назначения соответствующей санкции (ликвидации) достаточным для принятия решения, затрагивающего права юридического лица на существование, являющейся крайней мерой, не является. Надлежит учитывать и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к юридическому лицу мер. По убеждению суда, требования Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району о ликвидации Жилищно-строительного кооператива № 24 по заявленным основаниям, предъявлены преждевременно, и оснований для применения к Жилищно-строительному кооперативу № 24 такой крайней меры как ликвидация юридического лица, в связи с которой оно утрачивает свои право- и дееспособность, по настоящему делу не имеется. Доводы административного искового заявления о том, что допущенные ответчиком нарушения законодательства носят неустранимый характер, нарушают права собственников помещений в многоквартирном жилом доме и являются безусловными причинами для ликвидации юридического лица, суд признает несостоятельными, поскольку с учетом характера и значимости допущенных ответчиком нарушений жилищного законодательства, его действий по устранению выявленных нарушений, при отсутствии доказательств грубых, неустранимых нарушений жилищного законодательства ответчиком, повлекших нарушение прав и интересов иных лиц, включая собственников помещений в многоквартирном доме, удовлетворение требований истца не будет являться соразмерным тем значимым целям, которые преследовал законодатель при определении порядка осуществления государственного жилищного надзора. Принимая во внимание изложенное, суд находит заявленные Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району к Жилищно-строительному кооперативу №24 о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора (ликвидаторов), возложении на ликвидатора обязанности произвести действия по ликвидации и окончанию ликвидации юридического лица в установленный законом срок не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административные исковые требования Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району к Жилищно-строительному кооперативу №24 о ликвидации Жилищно-строительного кооператива № 24, назначении ликвидатора (ликвидаторов) юридического лица, возложить на ликвидатора (ликвидаторов) обязанности произвести действия по ликвидации и окончанию ликвидации юридического лица в установленный законом срок оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено **.**.**. Судья Е.В.Баудер Суд:Эжвинский районный суд г. Сыктывкара (Республика Коми) (подробнее)Судьи дела:Баудер Елена Вильгельмовна (судья) (подробнее) |