Решение № 2А-795/2020 2А-795/2020~М-762/2020 М-762/2020 от 7 октября 2020 г. по делу № 2А-795/2020Няндомский районный суд (Архангельская область) - Гражданские и административные Дело №2а-795/2020 именем Российской Федерации г.Няндома 7 октября 2020 г. Няндомский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Тимошенко А.Г., при секретаре Флемер А.С., с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и административного ответчика начальника отдела – старшему судебному приставу Отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю ФИО1, начальнику отдела – старшему судебному приставу ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и Ненецкому автономному округу о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, отмене постановления об окончании исполнительного производства, общество с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» (далее – ООО «АФК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отделе судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ОСП по Няндомскому району) ФИО1, начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП по Няндомскому району ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП) о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, отмене постановления об окончании исполнительного производства, указав в обоснование, что 4 августа 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Няндомскому району ФИО1 в соответствии с п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № от 23 марта 2020 г. Копия указанного постановления с исполнительным документом поступила в ООО «АФК» 25 августа 2020 г. С указанными действиями административный истец не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу действующего и неисполненного судебного акта. Поскольку решение суда на сегодняшний день не исполнено, административный истец полагает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источника дохода. Просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Няндомскому району ФИО1; обязать начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Няндомскому району ФИО2 обязать отменить постановление об окончании исполнительного производства № для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № от 29 августа 2018 г. В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Няндомскому району ФИО1 полагала заявленные исковые требования необоснованными. Начальник отдела - старший судебный пристав ОСП по Няндомскому району ФИО2, действующая за себя и как представитель УФССП, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Административный истец, заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего спора, в судебное заседание не явились. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и заинтересованного лица. Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п.1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п.2). Согласно ст.121 Федерального закона №229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, а также иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса. При этом ч.2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо. Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является соблюдение судебным приставом-исполнителем сроков совершения исполнительных действий, примерный перечень которых установлен ст.64 Федерального закона №229-ФЗ, их полнота, эффективность и достаточность, осуществление контроля за ходом исполнительного производства, включая контроль за получением запрошенных судебным приставом-исполнителем сведений в порядке п. 2 части 1 статьи 64 указанного Закона, выяснение причины, по которым решение суда не представляется возможным исполнить. Указанные обстоятельства должны быть доказаны судебным приставом-исполнителем. Из материалов дела следует, что на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области от 29 августа 2018 г. с ФИО3 в пользу административного истца взыскана сумма задолженности и государственная пошлина в размере 115422 рубля 62 копейки. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Няндомскому району от 23 марта 2020 г. возбуждено исполнительно производство №. Из сводки по исполнительному производству № следует, что судебным приставом-исполнителем 23 марта, 4 июня 2020 г. направлены запросы информации о должнике и его имуществе в регистрирующие органы и кредитные организации. Согласно ответам регистрирующих органов и кредитных организации сведений о должнике нет. 30 марта 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Няндомскому району вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника ФИО3 на сумму 115 422 рубля 62 копейки, находящиеся счете, открытом в ООО «ХКБ Банк». Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Няндомскому району от 11 июня 2020 г. ограничен выезд из Российской Федерации ФИО3 сроком на 6 месяцев с момента вынесения данного постановления, то есть до 11 декабря 2020 г. 17 июля 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Няндомскому району осуществлен выход по адресу, указанному в исполнительном документе и адресной справке, <адрес>. В ходе совершения исполнительных действий установлено, что ФИО3 по данному адресу не проживает, имущество, подлежащее описи и аресту не обнаружено. Из акта от 4 августа 2020 г., утвержденного начальником отдела-старшим судебным приставом, следует, что ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Няндомскому району ФИО1, рассмотрев материалы исполнительного производства от 13 марта 2020 г. № установила, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев когда предусмотрен розыск. 4 августа 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Няндомскому району вынесено постановление об окончании исполнительного производства № и возврате исполнительного документа судебного приказа от 11 сентября 2018 г. № взыскателю ООО «АФК». Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава от 16 сентября 2020 г. отменено постановление об окончании исполнительного производства № от 4 августа 2020 г., возобновлено исполнительное производство №. 16 сентября 2020 г. в адрес административного истца направлен запрос о направлении оригинала исполнительного документа в ОСП по Няндомскому району. В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона №229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи. В силу абзаца 2 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон №118-ФЗ) в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном №N 229-ФЗ, входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В силу абзаца третьего ч.2 ст.10 Федерального закона №118-ФЗ старший судебный пристав обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Указанные положения закона позволяют сделать вывод о том, что деятельность судебного пристава-исполнителя в рамках конкретного исполнительного производства находится во временной и логически-причинной взаимосвязи. В той степени, в которой судебный пристав-исполнитель должен своевременно исполнить требования исполнительного документа, старший судебный пристав обязан проконтролировать и организовать работу названного должностного лица. Данным положениям корреспондирует ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ, содержащая перечень необходимых исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Из названной нормы следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела. При этом принятие или непринятие тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя, а неисполнение в срок судебных постановлений службой судебных приставов может обосновываться объективными обстоятельствами, препятствующими своевременному исполнению требований исполнительного документа. Отсутствие положительного результата для заявителя от проводимых исполнительных действий, а также истечение срока, установленного ч. 1 ст. 36 Федерального закона №229-ФЗ, также не может служить основанием для установления факта незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, на что указано в абзаце 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.) (абзац. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50). Вместе тем названных обстоятельств из материалов дела не усматривается. Так, из материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем были проведены розыскные мероприятия в отношении принадлежащего ФИО3 имущества и установления его места жительства, в результате которых выявлено, что по адресу регистрации должник не проживает, имущества не имеет, транспортных средств на него не зарегистрировано. При этом установлено наличие счета, открытого в ООО «ХКФ Банк», и вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника ФИО3 на сумму 115 422 рубля 62 копейки. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается. Так, учитывая совокупность и последовательность предпринятых судебными приставами-исполнителями исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а также принимая во внимание отмену начальником отделения - старшим судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства № от 4 августа 2020 г., суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ОСП не допущено нарушения прав либо свобод административного истца. В рассматриваемом случае судебным приставом-исполнителем своевременно производились исполнительные действия по исполнению судебного акта, в настоящее время исполнительное производство не окончено, находится на исполнении. Ссылка административного истца, сводящаяся к необходимости совершения судебным приставом-исполнителем конкретных мер, направленных по выявлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода, а также привлечение лиц к административной ответственности в соответствии со ст.19.7 КоАП РФ, в случае не предоставления или не своевременного предоставления ответа, само по себе не свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, поскольку необходимость совершение указанных действий принимается указанным должностным лицом самостоятельно, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела. При этом сторона административного истца не представила суду данных о том, какие конкретно негативные последствия последовали для административного истца фактом окончания исполнительного производства и дальнейшим его возобновлением. Кроме того, решение об удовлетворении искового требования в части отмены постановления об окончании исполнительного производства № в условиях невозможности фактического восстановления прав (поскольку административным ответчиком уже совершены исполнительные действия по отмене постановления об окончании исполнительного производства) лишено юридического смысла. С учетом изложенного административный иск удовлетворению не подлежит в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю ФИО1, начальнику отдела – старшему судебному приставу ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, отмене постановления об окончании исполнительного производства отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий подпись А.Г. Тимошенко Мотивированное решение составлено 8 октября 2020 г. Суд:Няндомский районный суд (Архангельская область) (подробнее)Судьи дела:Тимошенко А.Г. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |