Решение № 2А-1689/2020 2А-1689/2020~М-1102/2020 М-1102/2020 от 25 мая 2020 г. по делу № 2А-1689/2020

Бийский городской суд (Алтайский край) - Гражданские и административные



Дело № 2а-1689/2020


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Пивоваровой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по НДФЛ, НДС, соответствующей пени и штрафа,

У С Т А Н О В И Л:


Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по НДФЛ, НДС, соответствующей пени и штрафа.

В обоснование требований административного иска указала, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в качестве налогоплательщика.

В период с 11 января 2010 года по 29 июля 2010 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Основной вид деятельности- сдача в наем собственного недвижимого имущества.

В период с 2015 года и по настоящее время в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 не зарегистрирован. Между тем, при проведении мероприятий налогового контроля, проведенных в рамках выездной налоговой проверки с 23 марта 2018 года по 21 мая 2018 года было установлено, что в период 2015-2016 годов, имея в собственности недвижимое имущество, налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность без регистрации в установленном законом порядке. Налоговым органом были установлены факты, свидетельствующие о том, что в различные периоды времени административный ответчик не только реализовывал имущество, но и приобретал его. Совокупность обстоятельств, полученных в ходе проверки, свидетельствует о том, что целью приобретения (строительства) объектов недвижимости являлось их дальнейшее использование при осуществлении предпринимательской деятельности недвижимое имущество фактически использовалось в предпринимательской деятельности.

В проверяемом периоде, согласно ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО1 являлся плательщиком налога на доходы физических лиц. Им были представлены декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год (30 апреля 2016 года) и за 2016 год (12 мая 2017 года).

За 2015 год представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, в которой отражен доход 54453211 руб. и имущественный налоговый вычет в размере 54453211 руб. (в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества).

Уточненные декларации по форме 3-НДФЛ за 2015-2016 годы ФИО1 в налоговый орган не представлены.

В нарушение подпункта 2 п. 1 ст. 228, ст. 225 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 не исчислен НДФЛ в сумме 8561096 руб. (за 2015 год- 6640787 руб., за 2016 год- 1920309 руб.).

За несвоевременную уплату ФИО1 НДФЛ, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, ему начислены пени на недоимку за 2015-2016 годы в сумме 1909582 руб. 16 коп.

Также в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что ФИО1 недвижимое имущество (цех строительный и административное здание), реализованное в проверяемом периоде, использовалось в предпринимательской деятельности. Данные объекты являлись нежилыми зданиями и находились в промышленной зоне г. Бийска, что подразумевает ведение предпринимательской деятельности. В данных объектах недвижимого имущества осуществляли деятельность организации, в которых ФИО1 являлся учредителем и руководителем. Реализованные объекты недвижимого имущества использовались для получения прибыли и имели систематический характер.

Деятельность ФИО1 подлежит налогообложению по общей системе налогообложения. Следовательно, в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации, в период с 12 января 2015 года по 31 декабря 2016 года он являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.

Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимостью ФИО1 занижена на сумму 37803181 руб., в том числе: за 1 квартал 2015 года в сумме 29500000 руб., за 2 квартал 2016 года в сумме 8303181 руб.

В нарушение п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации установлено занижение налоговой базы по НДС, что повлекло доначисление НДС за 1 квартал 2015 года в сумме 5310000 руб., за 2 квартал 2016 года в сумме 1494573 руб., всего 6804573 руб.

За несвоевременную уплату ФИО1 НДС на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, ему начислены пени на недоимку за 2015-2016 годы в сумме 2381357 руб. 44 коп.

По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт № АП-16-05 от 20 июля 2018 года, о чем ФИО1 был извещен. 27 ноября 2018 года налоговый орган вынес решение № РА-16-05 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было оспорено административным ответчиком вышестоящему должностному лицу и в суд и оставлено без изменения.

В ходе проведения выездной налоговой проверки ФИО1 было установлено, что налогоплательщиком допущены нарушения налогового законодательства, повлекшие за собой неполную уплату в бюджет налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц, за которые предусмотрена налоговая ответственность в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Штраф по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации составил 224185 руб. 95 коп.

Штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации составил 1005566 руб. 90 коп.

На основании ст.ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование № 36701 по состоянию на 03 апреля 2019 года было сформировано и направлено в налогоплательщика заказным письмом с уведомлением 08 апреля 2019 года, получено административным ответчиком 23 апреля 2019 года.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю просит взыскать с ФИО1 по реквизитам, указанным в требовании, недоимку по НДФЛ в размере: недоимки за 2015 год в сумме 6640787 руб., недоимки за 2016 год в сумме 1920309 руб., пени в сумме 1909582 руб. 16 коп.; недоимку по НДС в размере: недоимки за 1 квартал 2015 год в сумме 5310000 руб., недоимки за 2 квартал 2016 года в сумме 1494573 руб., пени в сумме 2381357 руб. 44 коп.; штраф по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 224185 руб. 95 коп.; штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1005566 руб. 90 коп., всего 20886361 руб. 45 коп.

Административный истец- представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю ФИО2, в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, суду дала аналогичные пояснения.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного ответчика имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО2, изучив материалы дела, суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

П. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1); представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4); представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6).

В силу положений п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения, как предусмотрено ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу (подпункт 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Налоговая ставка, согласно п. 1 ст. 214 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса, как предусмотрено п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей:

1) имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при передаче средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством);

2) имущественный налоговый вычет в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд;

3) имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;

4) имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности (подпункт 4 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании п. 3 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

В соответствии с абзацем 4 п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации положения настоящего пункта, согласно которому не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период: от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

П. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 Налогового кодекса Российской Федерации).

По делу установлено, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в качестве налогоплательщика.

В качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не зарегистрирован.

При проведении мероприятий налогового контроля, проведенных в рамках выездной налоговой проверки с 23 марта 2018 года по 21 мая 2018 года, было установлено, что в период 2015-2016 годов ФИО1, имея в собственности имущество, осуществлял предпринимательскую деятельность без регистрации в установленном законом порядке.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю были установлены факты, свидетельствующие о том, что административный ответчик не только реализовывал имущество, но и приобретал его. Целью приобретения (строительства) объектов недвижимости являлось их дальнейшее использование при осуществлении предпринимательской деятельности (имущество изначально не предназначалось для использования в бытовых целях (для личных потребительских нужд)) и недвижимое имущество фактически использовалось в предпринимательской деятельности.

При проведении мероприятий налогового контроля исследованы обстоятельства и факты, свидетельствующие об осуществлении ФИО1 предпринимательской деятельности, направленной на извлечение дохода от сдачи в аренду недвижимого имущества, а так же от его реализации.

Согласно сведениям, представленным Бийским отделом Управления Росреестра по Алтайскому краю и документам, представленным ФИО1, налоговым органом было установлено, что с 2004 года ФИО1 в собственность приобреталось недвижимое имущество (административные здания, здание цеха по производству строительных материалов и т.д.). Таким образом, в ходе выездной налоговой проверки установлен и доказан факт использования ФИО1 собственного недвижимого имущества в предпринимательской деятельности и извлечения дохода.

Так, в период с 2004 года по 2017 год ФИО1 приобретались в собственность здания следующего назначения: склад; здание административное с гаражом; галерея подачи заполнителей на БРУ-2; цех по производству строительных материалов; арматурный цех; трансформаторная подстанция и другие. Все указанные здания расположены в промышленной зоне города Бийска и ранее представляли собой единый производственный комплекс завода «ЭКАТЭ».

Принадлежащие ФИО1 нежилые помещения он передавал определенным организация в безвозмездное пользование, а эти организации, в свою очередь, сдавали недвижимое имущество в аренду иным юридическим лицам. Было установлено, что безвозмездная передача недвижимого имущества имела место взаимозависимым организациям (ООО «Баустон», ООО «СтройАльянс», ООО «Экатэ-Пром»), учредителем которых является ФИО1, последний получал доход от сдачи в аренду имущества через расчетный счет или кассу этих предприятий.

Основным источником дохода ООО «Экате-Пром» являлось предоставление в аренду помещений, принадлежащих на праве собственности ФИО1

Налоговым органом, в рамках проверки представлены сведения о том, что производство строительных и отделочных материалов по адресу: <...>, осуществляли следующие организации: ООО «Баустоун», ООО «СтройАльянс». Отдел кадров и проходная организаций ООО «Энергоальянс», ООО «Апарт-Отель Курортный», ООО «ТД «Баустоун», ООО «СтройАльянс», ООО «Экатэ», ООО «Галактика», ООО «Гаратия» располагались в административном здании.

Таким образом, приобретаемые ФИО1 здания использовались в производственной и иной хозяйственной деятельности организациями, являющимися взаимозависимыми с административным ответчиком. Объекты недвижимости в силу своих технических характеристик не могли использоваться в личных целях, а сама деятельность по приобретению и последующей реализации имущества имеет своей конечной целью получение положительного финансового результата.

Принимая во внимание положения абзаца 4 п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО1 обязан был отразить в декларации 3-НДФЛ за 2015, 2016 годы доход от продажи реализованного недвижимого имущества.

Из материалов дела установлено, что декларация 3-НДФЛ за 2015 год была представлена налогоплательщиком в Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю 30 апреля 2016 года. В данной декларации был отражен доход в сумме 54453211 руб. и имущественный налоговый вычет в размере 54453211 руб. (в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества).

Статьей 215 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы (п. 1).

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 2).

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 3).

В нарушение ст. 225 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 не исчислен НДФЛ в сумме 8561096 руб. 00 коп.:

2015 год – 54453211 руб. 00 коп. - 3370235 руб. 00 коп. (расходы по приобретению) = 51082976 руб. 00 коп. х 13% = 6640787 руб. 00 коп.;

2016 год - 17877270 руб. 00 коп. - 3105664 руб. 00 коп. (расхода по приобретению) = 14771606 руб. 00 коп. х 13 % = 1920309 руб. 00 коп.

Итого недоимки по 3-НДФЛ за период 2015-2016 годов составила 8561096 руб. 00 коп.

Также в рамках проверки было установлено, что выручка получена ФИО1 от финансово-хозяйственной операции по реализации имущества.

Деятельность ФИО1 в проверяемом периоде подлежит налогообложению по общей системе налогообложения. Следовательно, в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО1 в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2016 года являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.

На основании п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются следующие операции:

1)реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты), согласно ст. 163 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается как квартал.

По делу установлено, что налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость ФИО1 занижена на сумму 37803181 руб., в том числе: за 1 квартал 2015 года в сумме 29500000 руб., за 2 квартал 2016 года в сумме 8303181 руб.

В нарушение п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, п.1. ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации установлено занижение налоговой базы по НДС:

- в размере 29500000 руб. при реализации объекта недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности (цех по производству строительных материалов), что повлекло доначисление НДС за 1 квартал 2015 года в сумме 5310000 руб. 00 коп. (29500000 руб. * 18%);

-в размере 8303181 руб. 00 коп. при реализации объекта недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности (здание административное), что повлекло доначисление НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 1494573 руб. 00 коп. (8303181 руб. * 18%).

Итого недоимка по НДС за период 1 квартал 2015 года, 2 квартал 2016 года составила 6804573 руб. 00 коп.

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт № АП-16-05 от 20 июля 2018 года, согласно которому установлена неуплата ФИО1 налога на доходы физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 8561096 руб. и налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года, 2 квартал 2016 года в размере 6804573 руб.

27 ноября 2018 года Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю принято решение № РА-16-05 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислена сумма неуплаченных налогов в размере 15365669 руб.; ФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде штрафа в общей сумме 1229752 руб. 85 коп.; административному ответчику начислены пени за неуплату налогов в сумме 4290939 руб. 60 коп.

Согласно ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться в частности пеней.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За несвоевременную уплату НДФЛ административному ответчику ФИО1 начислены пени в сумме 1909582 руб. 16 коп.:

с 16 июля 2016 года по 18 сентября 2016 года- (6640787 руб. х 0,000350) х 65 дней = 151077 руб. 90 коп.

с 19 сентября 2016 года по 26 марта 2017 года- (6640787 руб. х 0,00033333) х 189 дней = 418369 руб. 58 коп.

с 27 марта 2017 года по 01 мая 2017 года- (6640787 руб. х 0,000325) х 36 дней = 77697 руб. 21 коп.

с 02 мая 2017 года по 18 июня 2017 года- (6640787 руб. х 0,00030833) х 48 дней = 98283 руб. 65 коп.

с 19 июня 2017 года по 17 июля 2017 года- (6640787 руб. х 0,000300) х 29 дней = 57774 руб. 85 коп.

с 18 июля 2017 года по 17 сентября 2017 года- (8561096 руб. х 0,000300) х 62 дня = 159236 руб. 39 коп.

с 18 сентября 2017 года по 29 октября 2017 года- (8561096 руб. х 0,00028333) х 42 дня = 101877 руб. 04 коп.

с 30 октября 2017 года по 17 декабря 2017 года- (8561096 руб. х 0,000275) х 49 дней = 115360 руб. 77 коп.

с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2017 года- (8561096 руб. х 0,00025833) х 56 дней = 123850 руб. 52 коп.

с 12 февраля 2018 года по 25 марта 2018 года- (8561096 руб. х 0,000250) х 42 дня = 89891 руб. 51 коп.

с 26 марта 2018 года по 16 сентября 2018 года- (8561096 руб. х 0,00024166) х 175 дней = 362062 руб. 01 коп.

с 17 сентября 2018 года по 27 ноября 2018 года- (8561096 руб. х 0,000250) х 72 дня = 154099 руб. 73 коп.

За несвоевременную уплату НДС административному ответчику ФИО1 начислены пени в сумме 2381357 руб. 44 коп.:

с 28 апреля 2015 года по 25 мая 2015 года- (1770000 руб. х 0,000275) х 28 дней = 13629 руб. 00 коп.

с 26 мая 2015 года по 25 июня 2015 года- (3540000 руб. х 0,000275) х 31 день = 30178 руб. 50 коп.

с 26 июня 2015 года по 31 декабря 2015 года- (5310000 руб. х 0,000275) х 189 дней = 275987 руб. 25 коп.

с 01 января 2016 года по 13 июня 2016 года- (5310000 руб. х 0,0003666667) х 165 дней = 321255 руб. 00 коп.

с 14 июня 2016 по 25 июля 2016 года- (5310000 руб. х 0,000350) х 42 дня = 78057 руб. 00 коп.

с 26 июля 2016 года по 25 августа 2016 года- (5808191 руб. х 0,000350) х 31 день = 63018 руб. 87 коп.

с 26 августа 2016 года по 18 сентября 2016 года- (6306382 руб. х 0,000350) х 24 дня = 52973 руб. 61 коп.

с 19 августа 2016 года по 26 сентября 2016 года- (6306382 руб. х 0,0003333333) х 8 дней = 16817 руб. 02 коп.

с 27 сентября 2016 года по 26 марта 2017 года- (6804573 руб. х 0,0003333333) х 181 день = 410542 руб. 57 коп.

с 27 марта 2017 года по 01 мая 2017 года- (6804573 руб. х 0,000325) х 36 дней = 79613 руб. 50 коп.

с 02 мая 2017 года по 18 июня 2017 года- (6804573 руб. х 0,0003083333) х 48 дней = 100707 руб. 68 коп.

с 19 июня 2017 года по 17 сентября 2017 года- (6804573 руб. х 0,000300) х 91 день = 185764 руб. 84 коп.

с 18 сентября 2017 года по 29 октября 2017 года- (6804573 руб. х 0,00028333) х 42 дня = 80974 руб. 42 коп.

с 30 октября 2017 года по 17 декабря 2017 года- (6804573 руб. х 0,000275) х 49 дней = 91691 руб. 62 коп.

с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года- (6804573 руб. х 0,00025833) х 56 дней = 98439 руб. 49 коп.

с 12 февраля 2018 года по 25 марта 2018 года- (6804573 руб. х 0,000250) х 42 дня = 71448 руб. 02 коп.

с 26 марта 2018 года по 16 сентября 2018 года- (6804573 руб. х 0,00024166) х 175 дней = 287776 руб. 74 коп.

с 17 сентября 2018 года по 27 ноября 2018 года- (6804573 руб. х 0,000250) х 72 дня = 122482 руб. 31 коп.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 допущены нарушения налогового законодательства, повлекшие за собой неполную уплату в бюджет налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц, за которые предусмотрена налоговая ответственность по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах налоговых деклараций, за что предусмотрена ответственность по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Как следует из решения о привлечении ФИО1 к ответственности за нарушение налогового правонарушения от 27 ноября 2018 года № РА-16-05, сумма штрафа, исчисленного в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 224185 руб. 95 ((НДС за 2 квартал 2016 года 1494573 руб. х 30%) : 2);

сумма штрафа, исчисленная в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 10055766 руб. 90 коп ((НДФЛ за 2015 года 6640787 руб. х 20% ) : 2) + (НДФЛ за 2016 года 1920309 руб. х 20 %) : 2) + (НДС за 12 квартал 2016 года 1494573 руб. х 20 %): 2)).

Таким образом, с учетом принятого Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю решения от 27 ноября 2018 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на ФИО1 лежала обязанность по уплате недоимки по НДФЛ за 2015 года в сумме 6640787 руб., недоимки по НДФЛ за 2016 года в сумме 1920309 руб., недоимки по НДС за 1 квартал 2015 года в сумме 5310000 руб., недоимки по НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 1494573 руб., пени на недоимку по НДФЛ в сумме 1909582 руб. 16 коп., пени на недоимку по НДС в сумме 2381357 руб. 44 коп., штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 224185 руб. 95 коп., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1005566 руб. 90 коп., всего 20886361 руб. 45 коп.

Делая такой вывод, суд принимает во внимание решение Бийского городского суда Алтайского края от 01 октября 2019 года, вступившее в законную силу 14 января 2020 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю от 27 ноября 2018 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).

По делу установлено, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому по состоянию на 03 апреля 2019 года составлено требование № 36701, соответствующее положениям ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, административный ответчик ФИО1 свою обязанность по уплате недоимки по налогам, пеней и штрафа не исполнил в полном объеме.

Таким образом, на дату разрешения административного спора в суде у ФИО1 имеются: недоимка по НДФЛ за 2015 года в сумме 6640787 руб., недоимка по НДФЛ за 2016 года в сумме 1920309 руб., недоимка по НДС за 1 квартал 2015 года в сумме 5310000 руб., недоимка по НДС за 2 квартал 2016 года в сумме 1494573 руб., пени на недоимку по НДФЛ в сумме 1909582 руб. 16 коп., пени на недоимку по НДС в сумме 2381357 руб. 44 коп., штраф по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 224185 руб. 95 коп., штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1005566 руб. 90 коп., всего 20886361 руб. 45 коп., которые Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю просит взыскать.

Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней, штрафов в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).

На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как указано выше, требование № 36701 по состоянию на 03 апреля 2019 года было вручено ФИО1 11 апреля 2019 года, которым установлен срок для добровольного погашения недоимки до 23 апреля 2019 года.

Определением Бийского городского суда Алтайского края от 22 апреля 2019 года были приняты меры предварительной защиты по административному иску ФИО1, действие решения Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю от 27 ноября 2018 года № РА-16-05, которое оспаривал налогоплательщик, было приостановлено. На основании определения Бийского городского суда Алтайского края от 10 февраля 2020 года меры предварительной защиты были отменены.

Согласно п. 76 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в том случае, когда суд, принявший к рассмотрению заявление налогоплательщика о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа, на основании которого предполагается взыскание недоимки, пеней, штрафов, руководствуясь статьей 91 и частью 3 статьи 199 АПК РФ, запретил ответчику принимать меры, направленные на принудительное взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленные статьями 46, 47, 70 НК РФ сроки на принятие указанных мер, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.

Таким образом, действие мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения № РА-16-05 от 27 ноября 2018 года в период с 22 апреля 2019 года по 10 февраля 2020 года исключало возможность обращения Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю с в суд с соответствующим заявлением о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафа.

Поскольку требование не было исполнено, Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю 19 февраля 2020 года обратилась к мировому судье судебного участка №8 г. Бийска Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 8 г.Бийска от 20 февраля 2020 года в принятии заявления отказано на основании ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку требования не являются бесспорными.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю с заявлением о вынесении судебного приказа обратилась к мировому судье в установленный срок.

При этом, административный иск о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по налогам, штрафа подан Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в Бийский городской суд Алтайского края 24 марта 2020 года, что также свидетельствует о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд.

Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по НДФЛ, НДС, пеней и штрафа, в связи с чем административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом требований подпункта 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ФИО1 надлежит взыскать госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 60000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 6640787 руб., за 2016 год в сумме 1920309 руб., пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 1909582 руб. 16 коп.;

недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 год в сумме 5310000 руб., за 2 квартал 2016 года в сумме 1494573 руб., пени на недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 2381357 руб. 44 коп.;

штраф по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 224185 руб. 95 коп.;

штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1005566 руб. 90 коп.,

всего 20886361руб. 45 коп.

по следующим реквизитам, перечисленным в требовании:

налог на добавленную стоимость: КБК 18210301000011000110, ОКТМО 01705000);

налог на доходы физических лиц: КБК 18210102020011000110, ОКТМО 01705000;

пени по налогу на добавленную стоимость: КБК 18210301000012100110, ОКТМО 01705000;

пени по налогу на доходы физических лиц: КБК 18210102020012100110, ОКТМО 01705000;

штраф по налогу на доходы физических лиц: КБК 18210102020013000110, ОКТМО 01705000;

штраф по налогу на добавленную стоимость: КБК 18210301000013000110, ОКТМО 01705000.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в сумме 60000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н. Курносова



Суд:

Бийский городской суд (Алтайский край) (подробнее)

Судьи дела:

Курносова Анна Николаевна (судья) (подробнее)