Решение № 2А-2552/2020 от 8 сентября 2020 г. по делу № 2А-2552/2020





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

08 сентября 2020 года Свердловский районный суд г. Иркутска под председательством судьи Белик С.О., при секретаре судебного заседания Неминущей Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 38RS0033-01-2020-001007-69 (№ 2а-2552/2020) по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:


По подсудности из Куйбышевского районного суда г. Иркутска в Свердловский районный суд г. Иркутска передано административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области (далее также – МИФНС России № 16 по Иркутской области, Инспекция, налоговая инспекция) к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. В обоснование иска указано следующее. В собственности ФИО2 в <Дата обезличена> году находились транспортные средства: «...., гос.рег.знак <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>), «....», гос.рег.знак <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время). Указанные транспортные средства в соответствии со ст. 358 НК РФ признаются объектами налогообложения. Задолженность по транспортному налогу за <Дата обезличена> год составляет .... рублей. Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о необходимости уплаты налогов за <Дата обезличена> год в срок не позднее <Дата обезличена>. Поскольку обязанность по уплате налогов не исполнена, ему также направлялось требование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате недоимки и были начислены пени по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере .... рублей. Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путём обращения к мировому судье судебного участка № <адрес обезличен> с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был отменён <Дата обезличена> в связи с поступлением от ФИО2 возражений, относительно его исполнения. В связи с изложенным, Инспекция просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере .... рублей, пени по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере .... рублей, всего в размере .... рублей.

В судебное заседание представитель административного истца налоговой инспекции не явился, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие. Дополнительно направил в суд карточку расчётов с бюджетом актуальную на дату рассмотрения дела, подтверждающую отсутствие оплаты задолженности ФИО1 транспортного налога и пени за <Дата обезличена> год.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие. В ходатайстве указал о пропуске срока предъявления требований Инспекцией, в связи с чем, просил в административном иске отказать.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, обозрев материал административного дела <Номер обезличен> о вынесении судебного приказа, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Согласно п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 361 НК РФ, п.1 ст.1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 28.11.2014) налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (с каждой лошадиной силы): свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) в размере 92.5 рублей; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно в размере 50 рублей.

В силу п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На основании п.1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действующей в налоговый период) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником транспортных средств в <Дата обезличена> году:

-«....», гос.рег.знак <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, мощность двигателя .....), в связи с чем был обязан уплатить транспортный налог за <Дата обезличена> год в размере .... рублей (.... доля в праве);

-«....», гос.рег.знак <Номер обезличен> (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время, мощность двигателя ....с.), в связи с чем был обязан уплатить транспортный налог за <Дата обезличена> год за указанное транспортное средство в размере .... рублей (....

Таким образом, задолженность ФИО2 по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в общей сумме составляет .... рублей, которая подлежит взысканию.

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции Федерального закона от <Дата обезличена> № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о необходимости уплаты транспортного налога за <Дата обезличена> год в срок не позднее <Дата обезличена>.

Направление налогового уведомления подтверждается списком отправки заказной корреспонденции <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, имеющим оттиск штампа почтового отделения.

В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

При этом сроки, в течение которых надлежит подать в суд заявление, исчисляются со дня истечения срока исполнения требования налогового органа.

В силу п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 ст. 75 НК РФ).

Согласно п.6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счёт денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.

В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.

В связи с неуплатой налогов ФИО2 начислены пени по транспортному налогу в размере .... рублей за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате недоимки.

Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Поскольку в установленный законом и в уведомлении срок налогоплательщик не уплатил налоги и пени, налоговым органом согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ ФИО2 направлялось требование об уплате транспортного налога и пени <Номер обезличен> от <Дата обезличена> - в срок до <Дата обезличена>.

Направление требования подтверждается списком отправки заказной корреспонденции <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, имеющим оттиск штампа почтового отделения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в установленный срок данные требования налогоплательщиком не исполнены.

Неуплата ответчиком налоговых недоимок и пени в сроки, указанные в требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у ответчика задолженности.

Административным истцом представлен расчёт задолженности налогоплательщика по транспортному налогу за <Дата обезличена> год, который является арифметически верным, произведённым в соответствии с размерами ставок, установленными ст. 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге». Административным ответчиком расчёт не оспорен.

В силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 НК РФ, согласно пункту 2 которой, предусмотрена возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.

Исходя из содержания вышеназванных норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Анализ материалов административного дела <Номер обезличен> показывает, что мировым судьёй судебного участка № <адрес обезличен> был вынесен судебный приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за <Дата обезличена> год и пени. Указанный судебный приказ был отменён <Дата обезличена> в связи с поступлением возражений от ответчика.

Отменяя судебный приказ, ответчик указал, что задолженность по налогу им оплачена <Дата обезличена>. Однако, сумма, оплаченная налогоплательщиком, относилась к иному налоговому периоду – <Дата обезличена> году.

С административным иском инспекция обратилась <Дата обезличена>, направив его почтой в суд, согласно оттиску штампа на конверте, то есть в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Проверив довод административного ответчика ФИО2 о пропуске срока на обращение с заявлением в суд, суд находит его не состоятельным в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая требования ст.ст. 45, 48 НК РФ, заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, в требовании <Номер обезличен> – срок исполнения указан до <Дата обезличена>. После наступления указанной даты <Дата обезличена>, Инспекция обратилась <Дата обезличена> на судебный участок за вынесением судебного приказа, то есть в шестимесячный срок. Судебный приказ был отменён <Дата обезличена>, Инспекция с административным иском обратилась в суд <Дата обезличена>, то есть также в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, суд приходит к выводу, что Инспекцией срок на обращение с административным иском в суд не пропущен.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определённой денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>).

Исходя из того, что обязанность налогового органа по своевременному направлению уведомления и требования об уплате образовавшейся недоимки исполнена в установленные законом сроки, подлежащая взысканию с ФИО2 сумма задолженности, начислена верно, сам административный ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по уплате налога, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты образовавшейся недоимки, не имеется.

Таким образом, учитывая требования закона, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере .... рублей, пени по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере .... рублей, всего в размере .... рублей, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Проверяя довод ФИО2 о том, что транспортный налог оплачен <Дата обезличена>, с учётом представленных доказательств, карточки расчётов с бюджетом, суд приходит к выводу, что на дату рассмотрения настоящего дела транспортный налог за <Дата обезличена> год ФИО2 не оплачен.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности по недоимке, с ответчика ФИО2 в соответствии пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 289,86 рублей в бюджет муниципального образования города Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,290, 293 КАС РФ,

РЕШИЛ:


Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области задолженность по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере .... рублей, пени по транспортному налогу в размере .... копеек, всего на общую сумму .....

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере .... (одна тысяча двести восемьдесят девять) рублей .... в бюджет муниципального образования города Иркутска.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Белик С.О.

....

....

....

....

....

....

....



Суд:

Свердловский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) (подробнее)

Судьи дела:

Белик Светлана Олеговна (судья) (подробнее)