Решение № 2-60/2024 2-60/2024(2-619/2023;)~М-680/2023 2-619/2023 М-680/2023 от 24 января 2024 г. по делу № 2-60/2024Тамбовский районный суд (Амурская область) - Гражданское Дело № УИД № Именем Российской Федерации 24 января 2024 года с. Тамбовка Амурская область Тамбовский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Ворониной О.В., при помощнике судьи ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа Тамбовского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности, с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа Тамбовского муниципального округа <адрес> и третьего лица управления образования администрации Тамбовского муниципального округа <адрес> ФИО3, представителя третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> ФИО5, представителя третьего лица администрации Тамбовского муниципального округа <адрес> ФИО6, Прокурор Тамбовского района Амурской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлено, что в СОШ <адрес> филиал МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, которые должны обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. Учитывая повышенное количество пребывающих и посещающих лиц указанный объект, нарушение требований антитеррористической защищенности здания приобретает особое значение, поскольку может способствовать совершению противоправных действий с причинением вреда жизни и здоровью посетителей, пребывающих лиц, в том числе детей и работников. Просил суд обязать МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить в филиале МОУ <адрес> СОШ <адрес> муниципального округа <адрес> систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования на основаниях, указанных в иске, просил их удовлетворить. Представитель ответчика муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа Тамбовского муниципального округа <адрес> и третьего лица управления образования администрации Тамбовского муниципального округа <адрес> ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась в части установленного истцом срока исполнения решения, указав, что согласно п.1.4. Устава МОУ <адрес> СОШ, учредителем муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа является Тамбовский муниципальный округ, функции и полномочия которого осуществляет администрация Тамбовского муниципального округа. Как следует из п.1.9. Устава, учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ "Об автономных учреждениях", другими Федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, областными законами, правовыми актами Правительства Амурской области, администрации Тамбовского муниципального округа, а также Уставом и локальными актами Учреждения. Исходя из положений ст.9 ФЗ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно Закону об образовании, к компетенции образовательной организации относится материально техническое обеспечение образовательной деятельности оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Согласно паспорту безопасности, МОУ <адрес> СОШ относится к объектам 4 категории опасности, данные категории общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей либо автономной системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. <данные изъяты> предоставлено коммерческое предложение, согласно которому стоимость разработки проектной документации и стоимость строительно-монтажных работ по установке системы оповещения и управления эвакуацией по антитеррористической безопасности в здании школы составляет 570000 рублей. Также проводится мониторинг цен на данные виды услуг в других организациях. Без выделения денежных средств из бюджета Тамбовского муниципального округа устранение указанных в исковом заявлении нарушений в срок до 01 сентября 2024 года не представляется возможным. Просит суд предоставить возможность установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему экстренного оповещения в образовательном учреждении в срок до 31.12.2024. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по <адрес> ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования, указав, что в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», объекты, прошедшие процедуру категорирования и паспортизации, отнесенные к 4 категории опасности, должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В августе 2023 года при проведении проверки образовательных учреждений Тамбовского муниципального округа к 2023/2024 учебному году выявлены недостатки, а именно отсутствие вышеуказанной системы оповещения в МОУ <адрес> СОШ. Указанные обстоятельства, свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. Представитель третьего лица администрации Тамбовского муниципального округа <адрес> ФИО6 в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа Тамбовского муниципального округа <адрес> и третьего лица управления образования администрации Тамбовского муниципального округа <адрес>, просит суд предоставить возможность установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему экстренного оповещения в образовательном учреждении в срок до 31.12.2024. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу статьи 2 названного Федерального закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6). К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом (пункты 15, 16 части 3). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за не-выполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (часть 7). На основании пункта 8 части 1 статьи 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 названных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях). В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 названных Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Подпунктом "д" пункта 24 названных Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Согласно пункту 31 названных Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Согласно пунктам 41 и 42 постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" система оповещения должна обеспечивать: подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон; автоматический переход на электропитание от резервного источника. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Управление системой оповещения должно осуществляться из специального помещения. Согласно Уставу МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес>, утвержденному постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными постановлением главы Тамбовского муниципального округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ), школа является муниципальным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 1.2 Устава). Учредителем МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> и собственником его имущества является муниципальное образование Тамбовский муниципальный округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом осуществляют администрация Тамбовского муниципального округа и отдел образования округа в пределах компетенций (п. 1.8 Устава). Пунктом 1.9 Устава установлено, что МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и другими федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, областными законами, правовыми актами Правительства Амурской области, администрации Тамбовского муниципального округа, а также Уставом и локальными актами Учреждения. МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> имеет филиал – СОШ <адрес> МОУ <адрес> СОШ (п. 1.6 Устава). СОШ <адрес> филиал МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> осуществляет образовательную деятельность по адресу: <адрес> Из представленных суду документов следует, что здание по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес>, земельный участок по этому же адресу предоставлен МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> в постоянное (бессрочное) пользование. Согласно комиссионному акту обследования и категорирования СОШ <адрес> филиал МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и паспорту безопасности, объекту образования присвоена четвертая категория опасности. Прокуратурой Тамбовского района Амурской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в СОШ <адрес> филиал МОУ <адрес> СОШ отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, которые должны обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. Как установлено судом, МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на нем лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения, выполнение которых необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, труда, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. До настоящего времени на указанном объекте в нарушение вышеприведенных правовых норм не установлена система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Установленное обстоятельство согласно указанным выше правовым нормам не обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность образовательного учреждения, в результате чего нарушаются права посещающих это учреждение лиц. Непроведение, предусмотренных Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) мероприятий, создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью в случае возникновения террористической угрозы, что нарушает гарантированное статьей 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, а также гарантированное статьей 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а именно - нарушение интересов несовершеннолетних, осваивающих образовательные программы в учреждении, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих данное учреждение. Каких-либо сведений о принятии МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, материалы гражданского дела не содержат. Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Тамбовского района Амурской области требований о возложении обязанности на МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) СОШ <адрес> филиала МОУ <адрес> СОШ, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Отсутствие в бюджете округа на 2024 год запланированного финансирования на выполнение именно данного мероприятия, на что указывает ответчик, не является основанием к отказу в проведении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения в соответствии с установленными нормативными требованиями. Доводы ответчика о том, что существующая в образовательном учреждении система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре может быть использована и для оповещения при террористическом акте или угрозе его совершения, также признаются несостоятельными, поскольку не основаны на приведенных выше нормах права (п.31 Требований). В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом. Из содержания вышеприведенных норм следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом обстоятельств дела и мнений сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда - до 01.09.2024, учитывая при этом длительность периода времени (с момента введения в действие Требований) по невыполнению ответчиком мер по антитеррористической защищенности школы, связанных с установкой систем оповещения и управления эвакуацией людей при совершении террористического акта или угрозе его совершения, а также то, что заявленный истцом срок выполнения возложенных обязанностей соответствует положениям законодательства, является разумным и достаточным. Прокурор в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины. Поскольку деятельность МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес> финансируется за счет средств бюджета муниципального образования Тамбовский муниципальный округ <адрес>, а уплачиваемая государственная пошлина при рассмотрении дел в Тамбовскому районном суде <адрес>, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования Тамбовский муниципальный округ <адрес> (ч. 2 ст. 61.1 БК РФ), суд находит возможным на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ освободить от уплаты государственной пошлины ответчика МОУ <адрес> СОШ Тамбовского муниципального округа <адрес>. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа Тамбовского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушения требований к антитеррористической защищенности - удовлетворить. Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя общеобразовательная школа Тамбовского муниципального округа <адрес> (ИНН №) обязанность установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) средней общеобразовательной школы села <адрес> филиала муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа Тамбовского муниципального округа <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> - в срок до 01.09.2024. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд, расположенный по адресу: 675000, г.Благовещенск Амурская область, ул.Шевченко, 6, через Тамбовский районный суд Амурской области, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий судья О.В. Воронина Решение суда в окончательной форме принято 24.01.2024 Суд:Тамбовский районный суд (Амурская область) (подробнее)Истцы:прокурор Тамбовского района Амурской области (подробнее)Ответчики:Муниципальное общеобразовательное учреждение Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа (подробнее)Судьи дела:Воронина Оксана Викторовна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |