Решение № 2А-137/2020 2А-137/2020~М-158/2020 М-158/2020 от 26 ноября 2020 г. по делу № 2А-137/2020

Тоджинский районный суд (Республика Тыва) - Гражданские и административные



Дело № 2а-137/2020


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года с. Тоора-Хем

Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,

при секретаре судебного заседания Донгак Е. А.,

с участием административного истца – помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Опай А. М.,

представителя административного ответчика - Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог сельского поселения Тоора-Хем в установленном законом порядке,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог сельского поселения Тоора-Хем в установленном законом порядке.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что Администрацией оценка технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем не проводится. По данному факту председателю Администрации 22.06.2020 внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства, однако по настоящее время выявленные нарушения не устранены. Бездействием административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные и качественные автомобильные дороги. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика и возложить на него обязанность провести оценку технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».

В судебном заседании административный истец административный иск поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика административный иск не признал, просила отказать в его удовлетворении, поддержав письменное возражение на административное исковое заявление.

В письменном возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика указал, что требования прокурора не подтверждены актами (материалами), которые могли бы свидетельствовать о не проведении данной оценки, соглашениями о предоставлении субсидий, муниципальной программой и выделением денежных средств на оценку состояния автодорог. Отсутствуют конкретные материалы о результатах проверки прокурора, например, подтверждение ГКУ «Тываавтодор», что оценка действительно не проведена. Доказательств, что автодороги с. Тоора-Хем входят в технологический комплекс – объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего категорированию и оценке уязвимости, суду не предоставлено. Отсутствуют доказательства, что автодороги с. Тоора-Хем оформлены в собственность Администрации и находятся на её балансе. Не обследована затратность проведения оценки, не исследован вопрос о финансовой обеспеченности бюджета района. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен только для исполнения расходных обязательств муниципального образования в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования на эти цели. Денежные средства на проведение оценки не выделялись и в последующие годы также не выделялись, в бюджет на 2020-2022 годы не включены. Заявитель не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения. Заявителем не проведены: необходимые инженерные изыскания, диагностика автодорог, ведомости дефектов, проектная документация и иные документы, содержащие оценку технического состояния дорог, поэтому не доказана обязательность проведения оценки.

В качестве свидетеля в судебном заседании допрошен ФИО2, который пояснил, что он работает заместителем председателя Администрации, по автодорогам с. Тоора-Хем ведутся работы специалистом Администрации по земельным вопросам для оформления в собственность муниципалитета, документы направлены в Росреестр, в настоящее время документов о нахождении автодорог в балансе Администрации не имеется. Он начал работать в феврале 2020 года и с этого времени оценка технического состояния автомобильных дорог не проводилась. В 2020 и 2021 годах эти денежные средства не заложены в бюджет района.

Выслушав мнение сторон, изучив все представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

На основании положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона Республики Тыва от 28.11.2008 № 966 ВХ-2 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Тыва» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Так, законом Республики Тыва вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территориях сельских поселений отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.

На основании ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Оценка технического состояния автомобильных дорог регламентирована Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 (далее – Порядок).

В силу п. 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно п. п. 3, 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

Из материалов дела видно следующее.

Из представления прокурора Тоджинского района от 22.06.2020 в адрес Администрации видно, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что Администрацией оценка технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем не проводится. В представлении указано принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений указанного выше законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь.

Согласно ответу Администрации на требование прокурора, оценка технического состояния автомобильных дорог в с. Тоора-Хем не проводилась, оценка запланирована на 2021 год, так как финансовые средства исчерпаны.

Из выписки из ЕГРЮЛ видно, что Администрация является юридическим лицом, органом местного самоуправления муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва».

Из копии решения Хурала представителей сельского поселения сумона Тоора-Хемский № 9 от 02 ноября 2012 года видно, что Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва переданы полномочия Администрации сельского поселения сумона Тоора-Хемский с 30 ноября 2012 года, Администрация сельского поселения сумона Тоора-Хемский ликвидирована.

Так, административным ответчиком оценка технического состояния автомобильных дорог в с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва действительно не проводится, по настоящее время выявленные нарушения не устранены, в связи с чем суд считает, что доводы административного истца о признании бездействия Администрации в указанной части нашли свое подтверждение и являются обоснованными, по этой причине подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, указанным бездействием административного ответчика создаётся угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обращается с административным иском в суд, на безопасные и качественные автомобильные дороги.

Административным ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы административного истца. Подтверждающих доказательств Администрация суду не предоставила, поэтому у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам административного истца, так как они составлены в соответствии с требованиями КАС РФ и признаны судом относимыми и допустимыми.

В силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Доводы представителя административного ответчика о том, что требования прокурора не подтверждены актами (материалами), которые могли бы свидетельствовать о не проведении данной оценки, муниципальной программой и выделением денежных средств на оценку состояния автодорог, отсутствуют конкретные материалы о результатах проверки прокурора, подтверждение ГКУ «Тываавтодор», что оценка действительно не проведена, суд считает несостоятельными, поскольку не проведение оценки технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем подтверждается указанным ответом Администрации, а именно заместителя председателя Администрации района по жизнеобеспечению, который непосредственно отвечает за вопросы безопасности дорожного движения. В судебном заседании ФИО2 подтвердил факт не проведения оценки технического состояния дорог с. Тоора-Хем вопреки доводам представителя административного ответчика. В противовес доводам административного истца представителем административного ответчика каких-либо доказательств не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствуют доказательства о нахождении автодорог с. Тоора-Хем в собственности Администрации, что они находятся на её балансе, суд не может признать обоснованными, поскольку в данном случае в силу положений ч. 5 ст. 5 Закона Республики Тыва от 28.11.2008 № 966 ВХ-2 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Тыва» автодороги должны находиться в собственности муниципального образования. Оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться органом местного самоуправления того населённого пункта, к которому отнесены его полномочия. В данном случае оценка технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем должна проводиться Администрацией района, несмотря на то, что оформлены ли они в муниципальную собственность или нет.

Доводы представителя административного ответчика о том, что у Администрации района не имеется финансовых средств, муниципальным бюджетом не предусмотрено выделение денежных средств на оценку технического состояния дорог, заявитель не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения, суд считает несостоятельными, поскольку оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в силу указанных выше норм закона, несмотря на отсутствие или наличие финансовых средств, в противном случае нарушаются права неопределенного круга лиц – жителей с. Тоора-Хем на безопасные и качественные автомобильные дороги.

Доводы представителя административного ответчика о том, что заявителем не проведены необходимые инженерные изыскания, диагностика автодорог, ведомости дефектов, проектная документация и иные документы, содержащие оценку технического состояния дорог, суд также считает несостоятельными, поскольку этими вопросами в данном случае должен заниматься сам административный ответчик, в чья обязанности входят указанные вопросы.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление удовлетворяется в полном объеме.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-176, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва.

Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва провести оценку технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна Республики Тыва в порядке, установленном Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».

Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить.

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол



Суд:

Тоджинский районный суд (Республика Тыва) (подробнее)

Судьи дела:

Тугур-оол Чингиз Борисович (судья) (подробнее)