Решение № 2-28/2017 2-28/2017~М-9/2017 М-9/2017 от 11 апреля 2017 г. по делу № 2-28/2017




Дело №2-28/2017

В окончательной форме
решение
изготовлено 11.04.2017 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Байкалово 06 апреля 2017 года

Байкаловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Борисовой О.Д.,

с участием:

старшего помощника прокурора Байкаловского района Свердловской области Богдашова А.М.,

представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

третьего лица- ФИО3,

при секретаре Папуловой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению по иску прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах ФИО3 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району, Министерству социальной политики по Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Областной информационно-расчетный центр» о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на погребение реабилитированного лица незаконным, взыскании компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Байкаловского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району о признании решения об отказе в назначении компенсации расходов на погребение реабилитированного лица незаконным, взыскании компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица, указав в обоснование требований, что прокуратурой Байкаловского района проведена проверка по обращению ФИО3, в связи с отказом Управлением социальной политики по Байкаловскому району в выплате компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица. В ходе проверки было установлено, что отец заявителя- ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, он был признан реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий».

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району с заявлением о возмещении расходов на погребение отца, в том числе и расходов на приобретение и установку временного надгробного знака, стоимостью 6 180 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ее заявление было принято и рассмотрено. Было принято решение о выплате ей компенсации в размере 22 911 рублей 13 копеек, однако в дальнейшем ФИО3 от получения компенсации расходов в указанной сумме отказалась, отозвав свое заявление.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вновь обратилась к ответчику за денежной компенсацией на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица с квитанцией об оплате за постоянный надгробный знак в сумме 83 200 рублей, но ей было отказано, так как расходы по установке памятника произведены после погребения, а компенсация расходов на установку памятника реабилитированному лицу законодательством не предусмотрена. Полагает, что данное решение об отказе ФИО3 в компенсации расходов на погребение отца в сумме 83 200 рублей незаконно и противоречит действующему законодательству.

Согласно ст.2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» в случае смерти реабилитированного лица лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП утвержден Порядок рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации, согласно п.2 которого компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, предоставляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на основании заявления, подаваемого в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по последнему месту жительства реабилитированного лица.

Компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг:

- оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти, свидетельство о смерти);

- предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак);

- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Как следует из пункта 3 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП, к заявлению о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица прилагаются: удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, выданное на имя реабилитированного лица, либо справка о его реабилитации; справка о смерти или свидетельство о смерти; документы, подтверждающие осуществление лицом, подавшим заявление, расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица (счет-заказ на ритуальные услуги, товарный и кассовый чеки, платежные квитанции).

Единственным основанием для отказа в выплате компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица (при представлении таким лицом всех необходимых документов), по смыслу указанного Порядка, является отсутствие у лица, подавшего заявление, права на компенсацию расходов на погребение умершего реабилитированного лица, а вышеуказанные нормы не содержат каких-либо ограничений, связанных со сроками предоставления и доставки надгробного знака на могиле реабилитированного лица непосредственно в момент погребения, либо позднее, в связи с чем решение Управления социальной политики по Байкаловскому району от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ФИО3 о компенсации расходов по приобретению надгробного знака в размере 83 200 рублей является незаконным.

Представитель истца- помощник прокурора Байкаловского района Свердловской области Богдашов А.М. в судебном заседании исковые требования и их обоснование поддержал полностью, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика- ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований прокурора Байкаловского района по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением о компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного ФИО1

Статьей 4 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области» (далее- закон Свердловской области), предусмотрена компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.

В силу статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в гарантированный перечень входит: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Согласно Порядку рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года №1178-ПП, компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак); перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Компенсация расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица осуществляется с учетом выплаты социального пособия на погребение (6 068 рублей 87 копеек).

ФИО3 представила квитанцию о затратах на погребение на сумму 28 980 рублей (гроб 18 000 рублей, венок 3 000 рублей, надгробный знак 6 180 рублей, доставка тела к месту погребения 1 800 рублей).

ФИО3 была назначена выплата в сумме 22 911 рублей 13 копеек (28 980 рублей – 6 068 рублей 87 копеек = 22 911 рублей 13 копеек).

С ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Свердловской области «Областной информационно-расчетный центр» ежемесячно перечислял денежные средства УФПС (<данные изъяты> почтовое отделение) для выплаты ФИО3 компенсации. Однако ФИО3 данную компенсацию расходов не получила, в связи с намерением приобрести более дорогой памятник (надгробный знак) и подать новое заявление на компенсацию.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отозвала ранее поданное заявление о компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного, так как намерена приобрести более дорогой надгробный знак.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением было отказано ФИО3 в компенсации на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, так как отзыв принятого заявления, а также прекращение выплаты компенсации Порядком не предусмотрены.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в ГБК СО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением для назначения денежной компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица. При рассмотрении данного заявления было выявлено, что оплата за надгробный знак осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ, то есть после погребения реабилитированного лица; стоимость надгробного знака была учтена при определении размера выплаты при первом обращении ФИО3

Управлением было отказано ФИО3 в назначении денежной компенсации согласно п.п.2 п.5 Порядка, так как документы, предоставленные заявителем, не подтверждают понесенные им расходы на оплату услуг по погребению реабилитированного лица. Компенсация расходов, произведенных после погребения (по замене надгробного знака), законодательством не предусмотрена.

Понятие погребение установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ и означает обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Пунктом 11 статьи 2 Закона Свердловской области предусмотрена выплата компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица.

Таким образом, законодательством предусматривается компенсация расходов, понесенных непосредственно при погребении умершего реабилитированного лица, а не расходы, понесенные через какой-то период.

Управление не может быть надлежащим ответчиком, так как Управление только назначает пособия и компенсацию. Выделение денежных средств на выплату компенсации Управлением законодательством не предусмотрено, в связи с чем в случае удовлетворения данного требования Управление не сможет его исполнить. Выплата с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется ГКУ Свердловской области «Областной информационно-расчетный центр», а главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социальной политики Свердловской области. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора Байкаловского района в интересах ФИО3 отказать.

Представитель соответчика- Министерства социальной политики по Свердловской области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал следующее.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области», лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, установлена мера социальной поддержки- предоставление компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом (далее- компенсация).

Согласно пункта 2 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП «О реализации мер социальной поддержки в соответствии с Областными законами «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области», «О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта», «О почетном звании Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской области» (далее- Порядок), рассмотрение заявления осуществляется территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области- управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по последнему месту жительства реабилитированного лица.

Уполномоченным территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области- Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по рассмотрению заявления ФИО3 является Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району (далее- Управление).

Управление является юридическим лицом, в связи с чем выступает субъектом (стороной) правоотношений, следовательно, самостоятельно несет ответственность за соблюдение законодательства, поэтому Министерство социальной политики Свердловской области не является соответчиком по данному делу.

Вместе с тем, в соответствии с п.4 Порядка Управлением рассмотрено заявление ФИО3 и ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о назначении ей компенсации в сумме 22 911 рублей 13 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 повторно обратилась в Управление, чтобы отозвать свое заявление, так как намерена приобрести более дорогой памятник (надгробный знак) и подать новое заявление. Однако ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФИО3 было отказано, поскольку отзыв принято заявления, а также прекращение выплаты компенсации Порядком не предусмотрено. Выплата компенсации ФИО3 была организована через ФГУП «Почта России», но при доставке компенсации ФИО3 отказалась от ее получения, не предоставив возможности уполномоченной организации осуществить выплату компенсации. Следовательно, предоставление государственной услуги Управлением считается оконченным, а государственная услуга предоставленной, в связи с чем обязательства Управления при предоставлении государственной услуги исполнены.

Кроме того, ФИО3 обращалась в прокуратуру Байкаловского района, и в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о социальной поддержке реабилитированных лиц в Управлении нарушений в части назначения ФИО3 компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица ФИО1 не выявлено. Полагает, что исковые требования прокурора Байкаловского района в интересах ФИО3 удовлетворению не подлежат. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие в соответствии с п.5 ст.167 и ст.214 ГПК РФ.

Представитель соответчика- ГКУ Свердловской области «Областной информационно-расчетный центр» в суд не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Третье лицо- ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора Байкаловского района поддержала полностью, просила их удовлетворить. Дополнений не имела.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности суд приходит к следующему.

Отец ФИО3- ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается справкой от 16.02.1994г. (л.д.16) и свидетельством, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения <адрес> (л.д.12).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д.13).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району с заявлением о возмещении расходов на погребение отца- ФИО1, в том числе и расходов на приобретение и установку временного надгробного знака, стоимостью 6 180 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району принято решение о выплате ФИО3 компенсации в размере 22 911 рублей 13 копеек. Однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 от получения компенсации расходов в указанной сумме отказалась, отозвав свое заявление (л.д.42).

Согласно квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 понесла расходы по оплате стоимости гроба в размере 18 000 рублей, стоимости венка в размере 3 000 рублей (л.д.20).

В соответствии с квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 произведена оплата надгробного знака на сумму 83 200 рублей (л.д.14).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась к ответчику за денежной компенсацией на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, представив квитанцию об оплате за постоянный надгробный знак в сумме 83 200 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано в компенсации расходов на погребение, так как компенсации подлежат расходы на оплату услуг непосредственно при погребении реабилитированного лица. Расходы, понесенные после погребения, в том числе замена надгробного памятника возмещению не подлежат. Согласно п.п.2 п.5 Порядка документы, представленные заявителем, не подтверждают понесенные им расходы на оплату услуг по погребению реабилитированного лица. Компенсация расходов, произведенных после погребения (по замене надгробного знака), законодательством не предусмотрена (л.д.17-19).

Согласно ст.2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области», в случае смерти реабилитированного лица лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП утвержден Порядок рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации, согласно п.2 которого 2 компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, предоставляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на основании заявления, подаваемого в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по последнему месту жительства реабилитированного лица.

Компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти, свидетельство о смерти); предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак); перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Как следует из пункта 3 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица и выплаты компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП, к заявлению о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица прилагаются: удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, выданное на имя реабилитированного лица, либо справка о его реабилитации; справка о смерти или свидетельство о смерти; документы, подтверждающие осуществление лицом, подавшим заявление, расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица (счет-заказ на ритуальные услуги, товарный и кассовый чеки, платежные квитанции).

Единственным основанием для отказа в выплате компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица (при представлении таким лицом всех необходимых документов), по смыслу указанного Порядка, является отсутствие у лица, подавшего заявление, права на компенсацию расходов на погребение умершего реабилитированного лица.

Так, вышеуказанные нормы не содержат каких-либо ограничений, связанных со сроками предоставления и доставки надгробного знака на могиле реабилитированного лица (непосредственно в момент погребения, либо позднее), в связи с чем решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № об отказе в удовлетворении заявления истца о компенсации понесенных расходов на погребение реабилитированного лица является незаконным и противоречащим вышеуказанным нормативным положениям.

Сторонами не оспаривался факт того, что ранее расходы по предоставлению и доставке надгробного знака на могиле отца ФИО3 не возмещались, как и не оспаривался тот факт, что надгробный знак в виде надгробного сооружения из камня (памятника) предоставлен ФИО3, доставлен и установлен на могиле реабилитированного лица ФИО4, и расходы по его предоставлению и доставке на могилу в размере 83 200 рублей понесла ФИО3

Учитывая вышеизложенное у ФИО3 имелось право на компенсацию расходов по погребению реабилитированного лица в размере 99 931 рубль 13 копеек (22 911руб. 13коп. – 6 180руб. (временный надгробный знак) + 83 200руб. (новый надгробный знак) = 99 931руб. 13коп.

В силу статьи 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области», «Порядка рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП отказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № является незаконным, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в размере 99 931 рубль 13 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 320, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району в пользу ФИО3 компенсацию расходов на погребение реабилитированного лица в размере 99 931 (девяносто девять тысяч девятьсот тридцать один) рубль 13 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Байкаловский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья- О.Д. Борисова



Суд:

Байкаловский районный суд (Свердловская область) (подробнее)

Истцы:

Прокурор Байкаловского района Свердловской области (подробнее)

Ответчики:

Министерство социальной политики Свердловской области (подробнее)
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району (подробнее)
ГКУ Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр" (подробнее)

Судьи дела:

Борисова Ольга Дмитриевна (судья) (подробнее)