Решение № 2А-16291/2025 2А-1666/2026 2А-1666/2026(2А-16291/2025;)~М-13253/2025 А-1666/2026 М-13253/2025 от 16 апреля 2026 г. по делу № 2А-16291/2025




Дело №а-1666/2026


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

АДРЕС 09 апреля 2026 года

Одинцовский городской суд АДРЕС в составе:

судьи Андреечкиной М.А.

при помощнике судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по АДРЕС к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:


Налоговый орган обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование своих требований административный истец указывает, что ФИО1 является собственником объектов налогообложения, однако обязанность по уплате налога своевременно не исполнил, в связи, с чем образовалась недоимка, на которую начислены пени.

Просит взыскать недоимку по транспортному налогу с физических лиц: за 2021 год в размере 700,00 руб., за 2022 год в размере 700,00 руб., а также пени за несвоевременную уплату налогов в размере 16262,61 руб.

Административный истец представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, в иске содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФИО1в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст. ст. 14, 150, 151 КАС РФ, счёл возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 3, 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Исходя из положений ст. 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, и доводится до налогоплательщика путем направления ему налогового уведомления в сроки и в порядке, установленными ст. 52, 363 НК РФ.

Налоговым органом административному ответчику начислен налог согласно налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием сроков уплаты.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Поскольку в установленный срок налоги не были уплачены, налоговым органом в порядке ст. 69 НК РФ и на основании ст. 45 НК РФ административному ответчику направлено требование об уплате задолженности № от 23.07.2023г. Требование об уплате задолженности направлено налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В порядке ст. 48 НК РФ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № Одинцовского судебного района АДРЕС было вынесено определение об отказе в вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ

Административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным восстановить налоговому органу срок на обращение с иском.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Налог до настоящего времени ответчиком не уплачен, доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Наличие непогашенной недоимки подтверждается представленной детализацией сведений отрицательного сальдо Единого налогового счёта по форме КНД 1160082 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает требования о взыскании задолженности по налогу обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования в части взыскания сумм пени, суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учёта на едином налоговом счёте недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.

С ДД.ММ.ГГГГ для платежей, входящих в единый налоговый платёж, под количеством календарных дней просрочки понимается их количество в периоде существования отрицательного сальдо единого налогового счёта, указанного в качестве суммы задолженности (абзац 3 пункта 3 статьи 11.3, пункты 3, 4 статьи 75 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплачённой суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).

Согласно части 2 статьи 290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций (пункт 2). Для этого в соответствии с требованиями части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности: наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющая платёж, и её расчёт (пункт 2); сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (пункт 4); размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию (пункт 5). К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства (из положений части 2 статьи 287 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чём указано в части 4 статьи 289 КАС РФ. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе в силу требований, содержащихся в части 5 указанной статьи.

Определение о подготовке дела к разбирательству суд предложил административному истцу представить детализированный расчет пени по каждому заявленному ко взысканию налогу.

Административный истец, вопреки требованиям части 4 статьи 289 КАС РФ, не представил детализированный расчет сумм пени с указанием данных о том, на какой налог начислены пени или о том, что налог за соответствующий период был уплачен за истечением срока уплаты, равно не представил данных о том, что налоговый орган ранее принимал меры к принудительному взысканию задолженности по конкретному налогу (налогам) без учета начисления пени, то есть недостатки в указанной части не устранил.

Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статей 125 и 126 КАС РФ, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Учитывая, что в нарушение приведенных правовых норм в заявлении МИФНС не указаны раздельно периоды и суммы начисленных на неоплаченные налоги пеней, правильность заявленной суммы пени проверить не представляется возможным, административный иск в указанной части подлежит оставлению без рассмотрения по правилам пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, поскольку производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Поскольку истец освобождён от уплаты госпошлины, она взыскивается с ответчика в доход бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Межрайонной ИФНС России № по АДРЕС удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: АДРЕС городок АДРЕС) недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 700,00 руб., за 2022 год в размере 700,00 руб.

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по АДРЕС к ФИО1 о взыскании пени оставить без рассмотрения по существу.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета в размере 4 000 рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд АДРЕС в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: М.А. Андреечкина



Суд:

Одинцовский городской суд (Московская область) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная ИФНС России №22 по Московской области (подробнее)

Иные лица:

УФНС России по МО (подробнее)

Судьи дела:

Андреечкина Марина Александровна (судья) (подробнее)