Решение № 12-47/2024 5-15/2024 от 20 февраля 2024 г. по делу № 12-47/2024




судья 1 инстанции: Петрова Ю.В. Дело №12-47/2024

дело 1 инстанции: №5-15/2024


РЕШЕНИЕ


20 февраля 2024 года город Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:


постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 января 2024 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление судьи районного суда отменить ввиду необоснованности привлечения к административной ответственности, при нарушении права на защиту и вынесения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещалась заблаговременно надлежащим образом. Поступившее от ФИО2 ходатайство об отложении дела слушанием удовлетворению не подлежит ввиду необоснованности, поскольку наличие уважительных причин невозможности её явки в судебное заседание не подтверждено, а в жалобе она указывала на наличие у неё защитника. При этом, защитник о слушании дела также извещался судом надлежащим образом, причины его неявки суду неизвестны, его явка ФИО2 в суд не обеспечена.

В связи с чем, учитывая, что явка ФИО2 в суд обязательной не признавалась, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в её отсутствие в соответствии с требованиями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон от 15 августа 1996 года №114-ФЗ), иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 09 января 2024 года в 09 часов 00 минут, сотрудниками отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 «Железнодорожный» УМВД России по городу Симферополю по адресу: <адрес>, в ходе приёма граждан выявлен факт нарушения гражданином Республики Таджикистан ФИО1 режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, а также уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока временного пребывания. Так, согласно информационных баз МВД России, ФИО1 ранее пребывала в Российской Федерации с 27 января 2020 года по 12 августа 2023 года – 1294 дня, из них 304 дня с нарушением. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 года №1267 в силу положения Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года №364, граждане иностранных государств, не имеющих оснований для дальнейшего пребывания в Российской Федерации, обязаны выехать за её пределы до 12 октября 2022 года (срок временного пребывания на территории Российской Федерации в I периоде с 15 июля 2022 года по 10 января 2023 года составил 180 дней, а во II периоде - с 11 января 2023 года по 09 июля 2023 года и составил 180 дней, а должен - не более 90 дней из 180 дней. Тем самым, ФИО1, не выехав из Российской Федерации 12 октября 2022 года, с 13 октября 2022 года нарушила абзац 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Данные действия ФИО1 квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Событие административного правонарушения, обстоятельства его совершения и виновность ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09 января 2024 года (л.д. 2-3); письменными объяснениями самой ФИО1 от 09 января 2024 года (л.д. 4); копией паспорта ФИО1 – гражданина Республики Таджикистан (л.д. 7); сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 14), а также другими материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенным доказательствам в их совокупности судьёй районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности. Данные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей в соответствии с требованиями закона, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения.

Нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, доказательства согласуются между собой и с установленными судьёй районного суда фактическими данными.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нём отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. Протокол составлен в присутствии ФИО1 с разъяснением ей процессуальных прав, предусмотренных статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается соответствующими подписями ФИО1 в протоколе. При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 было предоставлено право давать объяснения, которое ею было реализовано.

Кроме того, при производстве по делу в районном суде ФИО1 права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации также были разъяснены, о чём свидетельствует соответствующая подписка (л.д. 23), при этом, свои права при производстве по делу ФИО1 также реализовала в полном объёме, поскольку давала объяснения в районном суде, обжаловала судебное постановление, имела возможность заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника и другими правами, в связи с чем, положения статьи 48 Конституции Российской Федерации не нарушены.

Таким образом, нарушений прав ФИО1, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, при производстве по делу не допущено.

При этом, с начала производства по делу об административном правонарушении ФИО1 указывала, что русским языком владеет, в переводчике не нуждается (л.д. 2).

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судьи о виновности ФИО1 в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.

Правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, вопреки доводам жалобы, не установлено.

Так, согласно подпункту «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Согласно пункту 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 №1253-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение» установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, не включенным в перечень, утвержденный настоящим распоряжением, является дата вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, установившего такие ограничения.

Такие ограничения были введены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 №635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений», и отменены в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2022 №1267 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», вступившего в силу 15 июля 2022 года.

Республика Таджикистан не была внесена в вышеуказанный перечень, а потому датой снятия ограничений на транспортное сообщение является дата отмены распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 №635-р, которое утратило силу с 15 июля 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2022 №1267 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Таким образом, иностранные граждане, в том числе граждане Республики Таджикистан, на которых распространял свое действие пункт 1 Указа Президента Российской Федерации №364 от 15 июня 2021 года, были обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок до 12 октября 2022 года включительно, в случае, если срок временного пребывания не был продлен по иному основанию.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, ФИО1, которая прибыла на территорию Российской Федерации 27 января 2020 года, после истечения срока временного пребывания территорию Российской Федерации не покинула, с 13 октября 2022 года от выезда уклонилась, на момент выявления 09 января 2024 года в городе Симферополе находилась на территории Российской Федерации незаконно в нарушение части 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Сведения о том, что срок пребывания ФИО1 на территории Российской Федерации был продлён в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ, в материалах дела отсутствуют, заявителем жалобы не представлены.

Следовательно, неосуществление ФИО1 выезда из Российской Федерации после истечения законного срока пребывания на территории Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ФИО1 в виде минимально предусмотренного размера административного штрафа в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, при этом, без административного выдворения за пределы Российской Федерации с учётом проживания на территории Республики Крым с супругом ФИО3, который имеет на территории Российской Федерации вид на жительство (л.д. 8-9,10), наличие у заявителя четырёх детей, трое из которых рождены на территории Российской Федерации (л.д. 19, 20, 21, 22), является обоснованным и справедливым.

Постановление о привлечении к административной ответственности ФИО1 вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, правовые основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не установлены.

Очевидные технические опечатки в содержании судебного акта судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым на правильность выводов не повлияли.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:


постановление судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>



Суд:

Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) (подробнее)

Судьи дела:

Кучеренко Наталья Владимировна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Иностранные граждане
Судебная практика по применению нормы ст. 18.8 КОАП РФ