Решение № 2А-251/2024 2А-251/2024(2А-3231/2023;)~М-2777/2023 2А-3231/2023 М-2777/2023 от 13 февраля 2024 г. по делу № 2А-251/2024





РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2024 года <...>

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Ковальчук Л.Н.,

при секретаре Гантман А.О.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-251/2024 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, штрафа, пеней,

установил:


Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее по тексту – УФНС России по Тульской области, Управление) обратилось в суд с административным иском ФИО1 о взыскании задолженности по: земельному налогу в размере 43132 рублей за 2021 год; налогу на имущество физических лиц в размере 21188 рублей за 2021 год; транспортному налогу в размере 98 894 рублей за 2021 год; неналоговые штрафы и денежные взыскания в размере 500 рублей; пени в размере 27 774 рублей 68 копеек (за период с 02.12.2020 по 11.08.2023), всего 191 488 рублей 68 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ФИО1, <данные изъяты>, в соответствии с пунктом 1 статьи 23, а также пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги, а именно является плательщиком транспортного налога как собственник транспортных средств, сведения о регистрации которых за налогоплательщиком предоставлены регистрирующим органом в установленном законом порядке; плательщиком налога на имущество физических лиц, сведения о которых предоставлены государственными органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими государственный технический учет.

Согласно статьям 69 и 70 НК РФ ФИО1 налоговым органом направлено требование об уплате задолженности от 16.05.2023 № 1441 со сроком исполнения до 20.06.2023, на сумму 262 870,78 рублей, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета в сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления (формирования) требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС, которое налогоплательщиком не исполнено.

Поскольку у ответчика имеется отрицательное сальдо ЕНС, которое по состоянию на 12.08.2023 года составляет 268 129,88 рублей, в том числе налоги в сумме 232012,34 рублей, пени в сумме 35617,54 рублей, штраф в сумме 500 рублей, которая образовалась в связи с неуплатой (не полной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений: земельного налога в размере 43132 рублей за 2021 год; налога на имущество физических лиц в размере 21188 рублей за 2021 год; транспортного налога в размере 98894 рублей за 2021 год; неналоговые штрафы и денежные взыскания в размере 500 рублей; пени в размере 27 774 рублей 68 копеек (за период с 02.12.2020 по 11.08.2023), и налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию сумм налога и пени за 2019-2020 годы, пени начислены на недоимки по налогам, срок требования по которым на дату предъявления к взысканию, не истек, безнадежными к взысканию налоги, на которые начислены пени не признавались, налоговым органом инициировано взыскание налога и пени в судебном порядке.

Стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом путем направления судебного извещения через почтовое отделение связи заказной почтой с уведомлением (почтовый идентификатор 80407589116409, 80103891408866, 80102692829252) по адресу регистрации, который подтверждается сообщением ОАС УВМ УМВД России по Тульской области. Судебная корреспонденция возвращена в адрес суда в связи с истечением срока хранения.

В связи с тем, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 150 КАС РФ).

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата транспортного налога, в соответствии со статьей 357 которой налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 83, пункта 1 статьи 363, статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида транспортного средства, являющегося предметом налогообложения, уплата транспортного налога должна была быть произведена административным ответчиком, как налогоплательщиком по месту его постановки на учет в налоговом органе, в соответствии с установленным в данном субъекте ставками уплаты транспортного налога в отчетный период.

Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и исчисленные в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в его отношении (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом, в таком считаются полученными по истечении шести дней с даты его направления (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговое уведомление и требование направляются физическому лицу по месту пребывания, адрес которого предоставляется налоговому органу органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), сообщая о фактах регистрации физического лица.

Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.

В соответствии с данными Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства, перечень которых указан в уведомлении об уплате налога (приложение к настоящему заявлению).

- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: LADA RS0Y5L LADA LARGUS, VIN: №, Год выпуска 2014, Дата регистрации права 12.05.2018,

- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ВМW 740 DХ, VIN: №, Год выпуска 2010, Дата регистрации права 18.09.2014,

- Автомобили грузовые (кроме включенных по коду 57000), Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ФОЛЬКСВАГЕН ТRАNSРОRТЕR, VIN: №, Год выпуска 1997, Дата регистрации права 07.03.2015,

- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: БМВ 740D XDRIVE, VIN: №, Год выпуска 2016, Дата регистрации права 20.06.2018, перечень которых указан в уведомлении об уплате транспортного налога.

На основании п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки - (налоговая база*налоговая ставка) /12 месяцев* количество месяцев, за которые произведен расчет.

Ставки при исчислении транспортного налога с физических лиц устанавливаются Законом Тульской области от 28.11.2002 N 343-ЗТО "О транспортном налоге".

Административным истцом произведен расчет транспортного налога:

-Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: LADA RS0Y5L LADA LARGUS, VIN: №

104.70*29,20*12/12=3057 руб. (за период владения 2021 год),

-Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ВМW 740 DХ, VIN: №

306,00*150,00*12/12=45900.00 руб. (за период владения 2021год),

-Автомобили грузовые (кроме включенных по коду 57000), Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: ФОЛЬКСВАГЕН ТRАNSРОRТЕR, VIN: №

77.50*25.00*12/12=1937.00 руб. (за период владения 2021год),

-Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель: БМВ 740D XDRIVE, VIN: №

320*150.00*12/12=48000.00 руб. (за период владения 2021 год),

В соответствии с данными Росреестра по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрировано имущество:

- Открытый склад готовой продукции, адрес: 433460, Россия, Ульяновская обл, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151, Кадастровый №, Площадь 1751,8, Дата регистрации права 12.11.2020,

- Здание проходной, адрес: 433460, Россия, Ульяновская обл, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151, Кадастровый №, Площадь 12,9, Дата регистрации права 12.11.2020,

- Нежилое здание, адрес: 433460, Россия, Ульяновская обл, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151, Кадастровый №, Площадь 2591,4, Дата регистрации права 12.11.2020,

- Административное здание, адрес: 433460, Россия, Ульяновская обл, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151, Кадастровый №, Площадь 90,9, Дата регистрации права 12.11.2020,

- Здание ЗТП, адрес: 433460, Россия, Ульяновская обл, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151, Кадастровый №, Площадь 44, Дата регистрации права 12.11.2020,

- Машино-место, адрес: 300034, Россия, Тула г, Демонстрации ул, 20б,37, Кадастровый №, Площадь 1414,9, Дата регистрации права 12.01.2018,

- Квартиры, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 110,3, Дата регистрации права 16.04.2018, перечень которых указан в уведомлении об уплате налога на имущество физических лиц.

Порядок исчисления суммы налога - (налоговая база*налоговая ставка) /12 месяцев* количество месяцев, за которые произведен расчет.

- Земельный участок, адрес: 433460, Ульяновская область, <...>, Кадастровый №, Площадь 16895, Дата регистрации права 26.01.2021, перечень которых указан в уведомлении об уплате налога.

На основании ст. 396, 397 НК РФ и Решения Тульской городской думы от 13.07.2005 № 68/1311 (ред. от 15.07.2020) "О земельном налоге", сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы- (налоговая база*налоговая ставка) /12 месяцев* количество месяцев, за которые произведен расчет.

Административным истцом произведен расчет налога на имущество физических лиц:

-Машино-место № ОКТМО 70701000, 300034, Тула г, Демонстрации ул,20б,37:

40 043 422 *1/53 *0.10 *12/12 =756.00 руб. (за период владения 2021 год),

-Квартиры; №; ОКТМО 70701000; <адрес>:

4 706 392* 0.10 *12/12 =2 987.00 руб. (за период владения 2021 год),

-Иные строения, помещения и сооружения № ОКТМО 73642151 Старомайнский р-н, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151:

494 310 *1/2* 0.50 *12/12 =598.00 руб. (за период владения 2021 год),

-Иные строения, помещения и сооружения; №; Старомайнский р-н, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151:

70 149 *1/2* 0.50*12/12 =85.00 руб. (за период владения 2021 год),

-Иные строения, помещения и сооружения № ОКТМО 73642151 Старомайнский р-н, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151:

14 091 929 *1/2* 0.50* 12/12 =17 051.00 руб. (за период владения 2021 год),

-Иные строения, помещения и сооружения № ОКТМО 73642151 Старомайнский р-н, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151:

239 270* ?* 0.50 *12/12 =290.00 руб. (за период владения 2021 год).

Административным истцом произведен расчет земельного налога физических лиц:

№ ОКТМО 73642151 Старомайнский р-н, Старая Майна рп, Карла Маркса ул,151 - за период владения 2021 год:

7 325 249 *1/2- 294 425* 1.40%* 9/12 =35160 руб.

5 377 044 *1/2 *1.40%* 1/12=3136 руб.

8 290 507 *1/2 *1.40%* 1/12=4836 руб.

Оснований для признания указанных расчетов недостоверными, либо неверными, при рассмотрении дела не установлено. Возражений по расчету налога налогоплательщиком, как следует из материалов дела, в налоговый орган и в суд не представлялось.

Налогоплательщику ФИО1 налоговым органом по уплате транспортного налога в сумме 98 894 рубля, земельного налога в сумме 43 132 рубля, налога на имущество физических лиц в сумме 21 767 рублей, за период уплаты не позднее 01.12.2022 направлено налоговое уведомление № 26845834 от 01.09.2022 по указанным налогам за 2021 год. Направление уведомления подтверждено налоговым органом копией списка № 998589 от 17.09.2022, номер идентификатора направления административному ответчику 80531275611920.

В связи с неисполнением налоговой обязанности ФИО1 налоговым органом выставлено требование № 1441 об уплате задолженности по состоянию на 16.05.2023, в срок до 20.06.2023, номер почтового отправления 63558-19 от 18.05.2023. Требование выставлено по недоимке за 2021, 2019, 2020 годы.

Обосновывая требования, административный истец указал, что налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию сумм налога и пени, подтверждая выводы следующим.

В связи с неуплатой задолженности по транспортному налогу за налоговый период 2019 год в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено и направлено по месту регистрации требование об уплате налога от 24.12.2020 № 115398 на сумму 147487 рублей, в том числе налог 147029 рублей, пени 458,24 рублей, со сроком исполнения до 16.02.2021; от 30.10.2020 № 93022 на сумму 500 рублей – штраф, со сроком исполнения до 15.12.2020 № от 14.08.2020 № 83991 на сумму 500 рублей – штраф, со сроком исполнения до 29.09.2020. Указанная задолженность в требованиях об уплате налога взыскивалась в порядке приказного производства.

Согласно сведений, представленных административным истцом, УФНС по Тульской области обратилось с заявлением № 9333 от 02.04.2021 о вынесении судебного приказа к мировой судье судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы. Мировым судьей судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы вынесен судебный приказ № 2а-536/2021 от 30.04.2021 на сумму 148487,24 рублей, в пользу Управления. ОСП Центрального района г. Тулы возбуждено исполнительное производство № 98777/21/71029-ИП от 06.09.2021. Денежные средства в ходе исполнительного производства поступали 08.11.2021, 28.04.2022. Остаток по исполнительному производству 66524,58 рублей, в том числе налог 66066,34 рублей, пени 458,24 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу на сумму задолженности 143837 рублей за налоговый период 2019 год в сумме 448,29 рублей – период начисления пеней с 02.12.2020 по 23.12.2020 – неоплаченный остаток пени составляет 448,29 рублей. Пени по налогу на имущество физических лиц на сумму задолженности 3192 рублей за налоговый период 2019 год в сумме 9.95 руб. – период начисления пеней с 02.12.2020 по 23.12.2020 – неоплаченный остаток пени составляет 9,95 рублей.

В связи с неуплатой задолженности по транспортному налогу за налоговый период 2020 год в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено и направлено по месту регистрации требование об уплате налога от 15.12.2021 № 284749 на сумму 329185,39 рублей, в том числе налог 328119 рублей, пени 1066,39 рублей, со сроком исполнения до 08.02.2022. Указанная задолженность в требовании об уплате налога взыскивалась в порядке приказного производства. УФНС по Тульской области обратилась с заявлением № 9167 от 15.02.2022 о вынесении судебного приказа к мировой судье судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы. Мировым судьей судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы вынесен судебный приказ № 2а-800/2022 от 18.03.2022 на сумму 329185,39 рублей, в пользу Управления. ОСП Центрального района г. Тулы возбуждено исполнительное производство № 93829/22/71029-ИП от 17.07.2022. Денежные средства в ходе исполнительного производства поступали 09.09.2022. Остаток по исполнительному производству 3798.39руб., в том числе налог 2732 руб., пени 1066.39 руб., в том числе: пени по транспортному налогу на сумму задолженности 146 894 рублей за налоговый период 2020 год в сумме 477.41 рублей – период начисления пеней с 02.12.2021 по 14.12.2021 – неоплаченный остаток пени составляет 477,41 рублей. Пени по налогу на имущество физических лиц на сумму задолженности 2732 рублей (ОКТМО 70701000) за налоговый период 2020 год в сумме 8,88 рублей - период начисления пеней с 02.12.2021 по 14.12.2021 – неоплаченный остаток пени составляет 8.88 рублей. Пени по налогу на имущество физических лиц на сумму задолженности 3472 рублей (ОКТМО 73642151) за налоговый период 2020 год в сумме 11,28 рублей - период начисления пеней с 02.12.2021 по 14.12.2021 – неоплаченный остаток пени составляет 11,28 рублей. Пени по налогу на доходы физических лиц на сумму задолженности 175021 руб. за налоговый период 2020 год в сумме 568,82 рублей - период начисления пеней с 02.12.2021 по 14.12.2021 – неоплаченный остаток пени составляет 568,88 рублей.

В связи с несвоевременной уплатой задолженности по транспортному налогу за 2014-2019 годы, по налогу на имущество за 2018-2019 годы в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено и направлено по месту регистрации требование об уплате от 02.01.2022 № 25 на сумму 41565,95 рублей – пени, со сроком исполнения до 28.02.2022.

Указанная задолженность в требовании об уплате налога взыскивалась в порядке приказного производства. УФНС по Тульской области обратилась с заявлением № 12976 от 02.03.2022 о вынесении судебного приказа к мировой судье судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы. Мировым судьей судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы вынесен судебный приказ № 2а-929/2022 от 31.03.2022 на сумму 41565,95 рублей, в пользу Управления. ОСП Центрального района г. Тулы возбуждено исполнительное производство от 20.09.2022. Денежные средства в ходе исполнительного производства поступали 23.09.2022, 24.09.2022. Остаток по исполнительному производству 6318,17 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу на сумму задолженности за налоговый период 2014 – 2019 годы в сумме 41085.01 рублей – период начисления пеней с 01.12.2015 по 01.01.2022 – неоплаченный остаток пени составляет 6202,54 рублей. Пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018-2019 годы в сумме 480,94 рублей - период начисления пеней с 03.12.2019 по 01.01.2022 – неоплаченный остаток пени составляет 115,63 рублей.

Решением № 678 от 08.08.2023 налоговый органом принято решение о взыскании недоимки в размере 267 866,7 рублей. Решение направлено налогоплательщику, идентификатор 800971870542212 от 16.08.2023.

Обосновывая требования иска о взыскании налоговой санкции, административный истец указал, что решением № 36/2885д от 01.06.2022 ФИО2 был привлечен к налоговой ответственности на основании ст. 128 Налогового кодекса Российской Федерации к штрафу в сумме 500 рублей в связи с неявкой в налоговый орган для допроса свидетеля по повестке № 2885 от 29.03.2022. Решение не оспорено, не отменено и недействительным не признано, срок взыскания налоговым органом не пропущен.

В соответствии с пунктом 2 абзаца 22 Налогового Кодекса Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ, в редакции Федерального закона от 31.07.2023 №389-ФЗ) совокупная обязанность – это общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора и плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии со статьей 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее – ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее – ЕНП).

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Как следует из представленных налоговым органом расчетов и сведений отрицательное сальдо ЕНС ФИО1 не погашено и по состоянию на 12.08.2023 года составляет 268 129,88 рублей, в том числе налоги в сумме 232 012,34 рублей, пени в сумме 35 617,54 рублей, штраф в сумме 500 рублей.

При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии статьей 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.

В связи с неисполнением требования об уплате налога, страховых взносов, пени в установленные сроки, налоговым органом в судебный участок №76 Центрального судебного района г. Тулы подано заявление № 1632 от 12.08.2023 о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности в сумме 191488 рублей 68 копеек, в т. ч. налог – 163214 рублей 00 копеек, пени – 27774 рублей 68 копеек, штрафы – 500 рублей 00 копеек.

Мировым судьей судебного участка №76 Центрального судебного района г. Тулы 26.09.2023 вынесено определение об отказе Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 Из копии определения следует, что мировой судья посчитал, что из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным, со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.

Вместе с тем, такие обстоятельства по делу не установлены, неустойки, начислены на недоимки по налогам, по которым налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что налоговая процедура по направлению ФИО1 в установленные налоговым законодательством сроки налоговых уведомлений о взыскании налогов, требований по которым выдавались судебные приказы и требования № 1441 от 16.05.2023 об уплате налога, налоговым органом соблюдена.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 указанной выше недоимки и пеней по требованию № 1441 от 16.05.2023 было подано 20.09.2023, таким образом, суд приходит к выводу, что налоговый орган в установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ срок предъявил к взысканию с налогоплательщика недоимки, обратившись с соответствующим заявлением к мировому судье.

Поскольку мировым судьей судебного участка № 76 Центрального судебного района г. Тулы 26.09.2023 вынесено определение об отказе Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу и пеням, рассматриваемое административные исковое заявление было подано в Центральный районный суд г. Тулы налоговым органом 13.11.2023. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что с учетом того, что мировым судьей не в полной мере были изучены документы, представленные налоговым органом, что послужило основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа, с применением правил ч.4 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу правил ч. 4, 5 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущенный срок судом восстанавливается на основании заявления налоговой инспекции.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным взыскать с ФИО1 недоимки по налогу и пени в пользу УФНС России по Тульской области.

Принимая во внимание, что требования административного истца удовлетворены, а доказательств, свидетельствующих о том, что административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, суду не представлено, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении Пленума от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»; п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в доход бюджета муниципального образования г. Тула с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19, ч.6 ст. 52 НК РФ, в размере 5030 рублей (191488,68 рублей – 100 000,00 х 2% +3200,00).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 290, 293-294 КАС РФ, суд

решил:


административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени, - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ИНН № в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области задолженность: по земельному налогу в размере 43132 рублей за 2021 год, налогу на имущество физических лиц в размере 21188 рублей за 2021 год, транспортному налогу в размере 98894 рублей за 2021 год, неналоговые штрафы и денежные взыскания в размере 500 рублей, пени в размере 27774 руб. 68 коп. (за период с 02.12.2020 по 11.08.2023), а всего взыскать 191488 рублей 68 копеек.

Взыскать с ФИО1 ИНН № в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 5030 рублей.

В соответствии со ст. 294 КАС РФ решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Председательствующий:



Суд:

Центральный районный суд г.Тулы (Тульская область) (подробнее)

Судьи дела:

Ковальчук Лариса Николаевна (судья) (подробнее)