Решение № 2А-65/2026 2А-65/2026~М-28/2026 М-28/2026 от 2 апреля 2026 г. по делу № 2А-65/2026Нижнеингашский районный суд (Красноярский край) - Административное УИД: 24RS0038-02-2026-000132-12 Именем Российской Федерации п. Нижняя Пойма 3 апреля 2026 года Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Никифоровой Л.А., при секретаре судебного заседания Гусаровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-65/2026 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки за 2014 год по налогам и суммы пени, Межрайонная ИФНС России № 8 по Красноярскому краю в лице представителя ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, просят взыскать с ФИО1 недоимку за 2014 год транспортного налога с физических лиц в размере 404,09 руб., а также суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сумме 16,09 руб., на общую сумму 420,18 руб. Требования мотивированы тем, что ФИО1 (ИНН №) является налогоплательщиком транспортного налога, с ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности транспортное средство легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, VIN №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (сведения об утрате права отсутствуют). В соответствии с п. 5 ст. 54 НК РФ исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных. Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков – физических лиц установлен ст. 363 НК РФ. Сумма транспортного налога к взысканию за 2014 год составила 405,00 рублей. В адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от 04.04.2015 г. № (направлено почтой, почтовый реестр уничтожен в связи с истечением сроков хранения). Налог за 2014 год в установленный срок (ДД.ММ.ГГГГ) не оплачен, остаток непогашенной задолженности по состоянию на текущую дату составляет 404,09 руб. В связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. ст. 57, 75 НК РФ, налогоплательщику начислена пеня за каждый день просрочки платежа в размере 16.09 руб. В соответствии со ст. 69 НК РФ, налогоплательщику было направлено требование от 06.11.2015 № (направлено почтой, почтовый реестр уничтожен в связи с истечением сроков хранения). Однако, в установленный требованием срок и до настоящего времени задолженность ответчиком не погашена. Одновременно с административным исковым заявлением истцом подано ходатайство, просит восстановить пропущенный административным истцом срок подачи административного искового заявления в суд. Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; представлено ходатайство, в котором просят рассмотреть дело без их участия (л.д.23, 26). Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом; о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил (л.д.24). Информация о дате и времени судебного заседания была заблаговременно размещена на сайте суда. Учитывая предпринятые судом меры для надлежащего извещения административного ответчика о дате и времени судебного заседания, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено при имеющейся явке. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Положениями ст.19 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ. В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается действующим законодательством РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ о налоге, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки его уплаты. Транспортный налог на территории Красноярского края введен Законом Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676"О транспортном налоге". В силу ст. ст. 360, 363 НК РФ налоговым периодом признается календарный год; уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов РФ; налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Из положений статьи 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Налогового Кодекса). Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1 ст. 69 НК РФ). На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом налоговое законодательство устанавливает возможность начисления пени исключительно из того обстоятельства, что не утрачена возможность взыскания самой суммы налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного. Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В соответствии с пунктом 2 той же статьи, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57 НК РФ). Статьями 52, 69-70, 48, 101 НК РФ предусмотрены правила о направлении налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога, принятия налоговым органом решения о взыскании налога и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю (ИНН №) в качестве налогоплательщика и является плательщиком транспортного налога. Исходя представленных сведений, административный ответчик имеет в собственности транспортное средство легковой автомобиль <данные изъяты>, г/н №, VIN №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, сведений о дате утраты права нет. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из базы данных Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю о владении налогоплательщиком объектами собственности (л.д.9). В соответствии со ст. 52 НК РФ по почте заказным письмом в адрес налогоплательщика ФИО1 направлено налоговое уведомление № от 04.04.2015г. о взыскании транспортного налога за 2014 год в сумме 405,00 рублей; срок исполнения по которому определен не позднее 01.10.2015г. (л.д.7). В связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. ст. 57, 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени за каждый день просрочки платежа в размере 16,09 руб. (л.д.10). В связи с неуплатой налога по указанному уведомлению в адрес налогоплательщика ФИО1 посредством почтового отправления направлено требование №, в котором были указаны как сумма налога, подлежащая уплате, так и сумма пени: по состоянию на 06.11.2015г. о взыскании транспортного налога с физических лиц в размере 405,00 рублей и пени в размере 80,14 рублей, однако, в данном требовании не отражена дата, до которой должна быть произведена оплата задолженности (л.д.8). В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При этом, налоговым органом в административном исковом заявлении указано, что почтовые реестры, которыми в адрес должника ФИО1 направлено налоговое уведомление № от 04.04.2015г., а также требование №, уничтожены в связи с истечением сроков хранения по акту № от 31.03.2021 года (л.д.11-13), однако, не указано по какой причине административный истец ранее не обратился в суд за взысканием данной задолженности, согласно ходатайству о восстановлении пропущенного административным истцом срока подачи административного искового заявления в суд отражено, что налоговым органов в установленные сроки не направлен административный иск установлено лишь в связи с вступлением в силу с 1 ноября 2025 года Федерального закона от 31.07.2025 № 287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», при исполнении письма ФНС России от 11.08.2025 № БВ-4-8/7439@ «О реализации переходных положений законопроекта по бесспорному взысканию задолженности ФЛ». Несмотря на доводы административного истца, документального подтверждения о том, что данное требование направлено должнику, а также получено ФИО1, административным истцом суду не представлено. Судом установлено, что задолженность ФИО1 по транспортному налогу образовалась за отчетный период, истекший до 01 января 2015 года. Неуплата административным ответчиком задолженности в сроки, в указанном выше требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у административного ответчика задолженности. Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки. Исходя из содержания вышеназванных норм закона, и даты фактического обращения налогового органа в суд 17.02.2026 года (согласно штампа на почтовом конверте 26.02.2026г.) с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности по установленным в требовании № по транспортному налогу, то обращение в суд последовало за пределами срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. О пропуске административным истцом срока исковой давности также свидетельствует тот факт, что указанная неоплаченная задолженность ФИО1 выявлена лишь при вступлении в силу с 1 ноября 2025 года Федерального закона от 31.07.2025 № 287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», при исполнении письма ФНС России от 11.08.2025 № БВ-4-8/7439@ «О реализации переходных положений законопроекта по бесспорному взысканию задолженности ФЛ», что подтверждается самим взыскателем, при этом доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено. Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, судом не установлено. С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ). Таким образом, административный истец на дату обращения с иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ. Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением в суд, при этом административным истцом каких-либо доказательств в обоснование уважительности причин пропуска срока, суду не представлено. Суд приходит к выводу, что ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению, поскольку не установлено уважительных причин для восстановления такового. Указанные в административном исковом заявлении причины пропуска срока суд признает неуважительными. При этом судом учитывается, что о наличии у ответчика задолженности по платежам в бюджет налоговому органу было известно с момента его начисления, в рассматриваемом случае с 01.01.2015 года. Вместе с тем, каких-либо мер по взысканию задолженности до настоящего времени налоговым органом не производилось. Доказательств иного суду административным истцом не представлено. На налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика. Согласно п. п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной ко взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности. С учётом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд приходит к выводу, что ненадлежащие действия самого налогового органа по осуществлению налогового контроля привели к пропуску им срока на обращение с заявлением в суд, причины которого не могут быть признаны судом уважительными, в иске следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки за 2014 год по налогам и суммы пени, отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения. Председательствующий Суд:Нижнеингашский районный суд (Красноярский край) (подробнее)Истцы:Межрайонная ИФНС №8 по Красноярскому краю (подробнее)Судьи дела:Никифорова Лариса Александровна (судья) (подробнее) |