Апелляционное определение № 33А-8740/2026 от 21 апреля 2026 г.Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) - Административное Судья Мухаметьянова Г.М. дело № 2а-6248/2025 03RS0007-01-2025-009702-82 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН № 33а-8740/2026 22 апреля 2026 года г. Уфа Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Маркеловой И.А., судей Лазарева Р.Н., ФИО1 при секретаре Ишдавлетовой Г.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Башкортостанской таможне, старшему государственному таможенному инспектору отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Башкортостанской таможни ФИО3, и.о. заместителя начальника Башкортостанской таможни ФИО4 о признании незаконными и отмене акта камеральной таможенной проверки, уведомлений о сумме неуплаченного утилизационного сбора, по апелляционной жалобе представителя ФИО2 – ФИО5 на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2026 года. Заслушав доклад судьи Лазарева Р.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая в обоснование, что Башкортостанской таможней проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой составлен акт от дата №... В ходе проведения камеральной проверки установлен факт нарушения ФИО2 требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств – членов Евразийского экономического союза, при ввозе в Российскую Федерацию трёх транспортных средств не для личного пользования и неуплаты ФИО2 утилизационного сбора в сумме 925 800 рублей. В период с дата по дата на административного истца таможенными органами оформлено три таможенных приходных ордера на уплату утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных для личного пользования из Республики Армения: - ... года выпуска, дата оформлен таможенный приходный ордер, дата была первичная регистрация транспортного средства; ... года выпуска, дата оформлен таможенный приходный ордер, дата была первичная регистрация транспортного средства; - ... выпуска, дата оформлен таможенный приходный ордер, дата была первичная регистрация транспортного средства. По мнению Башкортостанской таможни, цель ввоза указанных транспортных средств «для личного пользования» недостоверна, в связи с чем применение пониженных коэффициентов расчета утилизационного сбора, предусмотренных для ввезенных физическими лицами для личного пользования транспортных средств, не обоснованно. В адрес административного истца направлены уведомления от дата №... о доплате сумм неуплаченного утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. С указанными результатами проверки и уведомлениями административный истец не согласен, поскольку расчет суммы утилизационного сбора таможенным органом произведен с учетом изменений, вступивших в законную силу с дата. При этом автомобили административным истцом ввезены на территорию Российской Федерации для личного пользования задолго до указанной даты. Административными ответчиками не представлены доказательства того, что автомобили административным истцом приобретены не для личного пользования. Полагает, что требования таможенного органа об уплате утилизационного сбора в указанном размере нарушает его права и законные интересы. На основании изложенного административный истец с учетом уточненного административного иска просил суд признать незаконными и отменить: акт от дата №... камеральной таможенной проверки Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Башкортостанской таможни по результатам проверки правильности исчисления и полноты уплаты утилизационного сбора; уведомления от дата №... №..., №... и.о. заместителя начальника таможни – начальника службы ФИО4 о сумме неуплаченного утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. Решением Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата административное исковое заявление ФИО2 оставлено без удовлетворения. Не согласившись с принятым решением представитель ФИО2 - ФИО5 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции в основу решения принят расчет суммы утилизационного сбора с учетом изменений Постановления Правительства Российской Федерации от дата №..., вступивших в законную силу с дата При этом автомобили были ввезены на территорию Российской Федерации в период с дата по дата Пункт 5 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от дата №... действовал с дата по дата в следующей редакции: «Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"». При выполнении данных условий и представлении документов, подтверждающих фактический ввоз транспортного средства до дата, исчисление суммы утилизационного сбора будет осуществляться по ставкам, действующим до дата Внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с дата, то есть уже после ввоза автомобилей. Автомобили административным истцом были приобретены для личного пользования. Материалы дела не содержат доказательств того, что плательщик утилизационного сбора проявил умышленные действия в целях занижения коэффициента. Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившихся участников процесса. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Башкортостанской таможни – ФИО6, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие нарушения судом первой инстанции не допущены. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2). При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организации и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (част 2 статьи 62, часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что в период с дата по дата ФИО2 на территорию Российской Федерации из Республики Армения ввезены транспортные средства для личного пользования в общем количестве 3 (три) единицы: - автомобиль ..., 2016 года выпуска, VIN: №...; утилизационный сбор исчислен исходя из базовой ставки в размере 20 000 рублей по коэффициенту расчета, равному 0,26 в сумме 5200 рублей, на основании таможенного приходного ордера (далее по тексту – ТПО) №...; - автомобиль ..., 2017 года выпуска, ...; утилизационный сбор исчислен исходя из базовой ставки в размере 20 000 рублей по коэффициенту расчета, равному 0,26 в сумме 5200 рублей, на основании ТПО №...; - автомобиль ... года выпуска VIN: №..., утилизационный сбор исчислен исходя из базовой ставки в размере 20 000 рублей по коэффициенту расчета, равному 0,26 в сумме 5200 рублей, на основании ТПО №.... После ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию ФИО2 получил электронные паспорта транспортных средств на каждое транспортное средство с уплатой утилизационного сбора в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. дата Башкортостанской таможней в соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьями 254, 259 Федерального закона от дата № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 24.1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» проведена проверка правильности исчисления и полноты уплаты утилизационного сбора ФИО2 Таможенным органом установлено, что административным истцом не в полном объеме уплачен утилизационный сбор в отношении указанных 3 (трех) транспортных средств. В ходе проверки установлено, что транспортные средства, ввезенные ФИО2, реализованы третьим лицам, и первичная регистрация транспортных средств осуществлена на иных владельцев (автомобиль ... на ФИО7, автомобиль ... на ФИО8, автомобиль ... ФИО9), что подтверждено сведениями органов МВД по адрес, а также представленными сведениями НСИС от дата №... о договорах страхования указанных транспортных средств. Указанное свидетельствует о недостоверности заявленной ФИО2 таможенным органам цели ввоза – для личного (домашнего, семейного) пользования (л.д. 17-26). Башкортостанской таможней по результатам проверки правильности исчисления и полноты уплаты утилизационного сбора составлен акт камеральной таможенной проверки от дата №... в соответствии с которым выявлено, что в отношении ввезенных ФИО2 трех транспортных средств подлежит уплате утилизационный сбор на общую сумму 1 092 200 рублей, рассчитанный в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., с учетом ранее уплаченного утилизационного сбора на общую сумму 15600 рублей (л.д. 71-76). В адрес административного истца направлены уведомления от дата №... о доплате сумм неуплаченного утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним (л.д. 27-32). Письмом от дата №... Башкортостанской таможни ФИО2 уведомлен о результатах проведенной проверки и требованием от дата №... о необходимости уплаты утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства в размере 1 092 200 рублей и пени 575 487 рублей 46 копеек по состоянию на дата, со сроком уплаты не более 20 календарных дней со дня получения уведомления (л.д. 66-70, л.д. 78-79). Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для доначисления утилизационного сбора, поскольку из установленных по делу обстоятельств, в том числе, обстоятельств ввоза истцом транспортных средств в количестве трех единиц, факта реализации автомобилей третьим лицам в течение непродолжительного времени после получения ПТС, а также отсутствия каких-либо доказательств, опровергающих позицию Башкортостанской таможни, свидетельствующих об использовании транспортных средств для личного пользования. Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными. В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом № 89-ФЗ от дата «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Согласно абзацам второму и четвертому пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств (самоходных машин) в Российскую Федерацию; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора. В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пункт 6 указанной статьи (в редакции на момент ввоза автомобиля административным ответчиком на территорию Российской Федерации) предусматривает, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: - ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; - которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; - с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; - с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в адрес, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки. Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации дата принято постановление №... «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила №...), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень №...), здесь и далее в редакции, действующей в период возникновения правоотношений. Пунктом 5 Правил №... установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №.... Разделом I Перечня №... установлен порядок расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории в зависимости от вида силовой установки транспортного средства, рабочего объема двигателя, целей ввоза и года выпуска транспортного средства. При этом согласно примечанию «2» к Перечню №... категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от дата №.... В приложении №... к данному техническому регламенту указано, что к категории M1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили. Согласно примечанию «3» к Перечню №... размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Примечанием «4» предусмотрено, что при отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. В соответствии с примечанием «6» размер утилизационного сбора, подлежащий уплате в отношении транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в течение 2 лет с даты первоначального ввоза в Российскую Федерацию или производства в Российской Федерации и которые не были зарегистрированы в государствах - членах Евразийского экономического союза, определяется в зависимости от категории таких транспортных средств согласно пунктам 1 и 2 раздела I. Так, разделом I Перечня №... и примечанием «5» к Перечню установлены базовая ставка в сумме 20000 руб. и коэффициенты расчета. Пунктом 3 Перечня №... предусмотрено применение пониженных коэффициентов расчета утилизационного в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя. В случае ввоза физическим лицом нового транспортного средства для личного пользования применяется коэффициент 0,17, сумма сбора составит 3400 руб. При ввозе для личного пользования транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, и применении коэффициента расчета 0,26 сумма сбора составит 5200 руб. Подпунктом 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза дано определение понятию «Товары для личного пользования», к которым относятся товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом или несопровождаемом багаже путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. Подпунктом 50 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что транспортным средством для личного пользования понимается категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу ЕАЭС в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес. Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата №... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» согласно статьям 260, 262 Таможенного кодекса товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством (например, в соответствии со статьей 263 Таможенного кодекса перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товары, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки по таможенной территории Союза). Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса). Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи. При этом необходимо иметь в виду, что количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, к полномочиям которой также отнесено формирование на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, сводного перечня товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, размещаемого на официальном сайте Союза в сети Интернет (пункты 5 и 9 статьи 256 Таможенного кодекса). Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования. В соответствии с пунктом 11 Правил №... для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), в том числе, расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», копии платежных документов об уплате утилизационного сбора. Таможенные органы в соответствии с пунктом 13 Правил взимания осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. В силу пункта 11 Правил №... для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора. По правилам пункта 11(2) Правил №... документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня: а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования); б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется). При этом непредставление указанных документов является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. Руководствуясь указанными нормами, установив, что транспортные средства были приобретены ФИО2 не для личных нужд, а для последующей перепродажи, количество транспортных средств, отсутствие каких-либо документов, свидетельствующих о их ввозе для личных целей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта ввоза транспортных средств не в целях личного использования. Факт неполной уплаты ФИО2 утилизационного сбора установлен таможенным органом и подтверждается актом таможенной проверки от дата, расчет задолженности по уплате утилизационного сбора в размере 1 092 200 рублей судом первой инстанции проверен, расчет произведен с учетом вида и категории транспортных средств, даты их выпуска, объема двигателя, коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя, установленных постановлением Правительства Российской Федерации №..., при этом из величины сбора вычтены уже уплаченные ФИО2 суммы утилизационного сбора в размере по 5 200 рублей за каждое из 3 (трех) транспортных средств, а всего – 15 600 рублей. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы о применении таможенным органом положений пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от дата №... в редакции, действовавшей с дата по дата, о фактическом применении его норм к правоотношениям, возникшим ранее, являются несостоятельными. На момент ввоза транспортных средств (с мая 2022 года по октябрь 2023 года) действовало постановление Правительства Российской Федерации №... в редакциях постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от дата №...», постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1291». На момент обращения на таможенный пост ФИО2 расчеты утилизационного сбора и документов, постановлением Правительства Российской Федерации №... были установлены следующие коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора: 1. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории; 2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: не более 1000 куб. сантиметров - новые транспортные средства: 2,41, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет: 6,15; свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров - новые транспортные средства: 8,92, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет: 15,69. свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров - новые транспортные средства: 14,08, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет: 24,01; свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров - новые транспортные средства: 12,98, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет: 28,5; свыше 3500 куб. сантиметров - новые транспортные средства: 22,25, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет: 35,01. 3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя - новые транспортные средства:0,17, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет: 0,26. Административным истцом при исчислении расчета суммы утилизационного сбора были применены коэффициенты, установленные пунктом 3 Перечня, а именно 0,26. Таможенным органом в ходе проверки установлено, что транспортные средства ввезены не для личного пользования. Применение коэффициентов, установленных пункта 3 Перечня, является необоснованным. Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности проверки таможенным органом правильности расчета суммы утилизационного сбора, в соответствии с пунктом 15(1) постановления Правительства Российской Федерации №... от дата «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора», в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставлении соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его начисления. Таким образом, на дату вынесения акта камеральной таможенной проверки от дата №... уполномоченным органом обосновано применен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, исходя из рабочего объема двигателя в отношении вышеуказанных трех транспортных средств (л.д. 28-29, л.д. 33-34, л.д. 37-39). В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными. Таким образом, имеющие значение для дела обстоятельства определены правильно, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка и постановлено законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 января 2026 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 – ФИО5 – без удовлетворения. Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение составлено 6 мая 2026 года Суд:Верховный Суд Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) (подробнее)Ответчики:Башкортостанская таможня (подробнее)И.о заместителя начальника Башкортостанской таможни- начальник службы Бахтиярова С.Р (подробнее) Тухватуллин Р.Р. ст. гос.таможенный инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы тамож.контроля после выпуска товаров Баш.таможни (подробнее) Судьи дела:Лазарев Роман Николаевич (судья) (подробнее) |