Решение № 2-3120/2017 2-3120/2017~М-2545/2017 М-2545/2017 от 11 сентября 2017 г. по делу № 2-3120/2017Ольгинский районный суд (Приморский край) - Гражданские и административные Дело №2-3120/2017 Именем Российской Федерации пгт.Ольга 11 сентября 2017 года Ольгинский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Сортова В.А., при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюФИО1 к администрации Веселояровского сельского поселения о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что 23.06.2017 года ответом из администрации Веселояровского сельского поселения ему отказано во включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией. С решением администрации истец не согласен, потому что в этот период отсутствовала электроэнергия, вода, связь. Приходилось покупать воду в бутылках. В холодильниках пропали продукты. Невозможно было снять деньги с карточки, чтобы оплатить питание в эти дни. Считает, что его заявление о включении в списки пострадавших рассмотрено не надлежащим образом. Просит признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ольгинского муниципального района Приморского края в августе-сентябре 2016 года и возложить на администрацию Веселояровского сельского поселения обязанность включить его в списки пострадавших граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №110. До судебного заседания от истца поступило заявление о рассмотрении дела без его участия. Представитель ответчика – администрации Веселояровского сельского поселения, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил и не просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Заинтересованное лицо - департамент труда и социального развития Приморского края, представил в суд возражения, где указано, что согласно разъяснительного письма ГУ МЧС России по Приморскому краю от 13.09.2016г. исх. № 58320 единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей выплачивается по заявлению гражданам, зарегистрированным до 31.08.2016 по месту жительства (по месту пребывания) в частных жилых домах, в многоэтажных (многоквартирных) жилых домах, оказавшихся в зоне наводнения, если этот дом пострадал, размыт фундамент или вода поступила в подполье дома), и при этом произошло аварийное отключение не менее одной системы жизнеобеспечения (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) на сутки и более. Считают, что должны соблюдаться одновременно два условия подтопление дома и отключение систем жизнеобеспечения. Согласно исковому заявлению в Ольгинском муниципальном районе была нарушена жизнедеятельность сроком более пяти суток, в частности отсутствовало энергоснабжение, вода, связь. При этом подтопление домов не произошло, а значит, право на единовременную материальную помощь размере 10тыс. рублей за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий не возникло. Представитель заинтересованного лица – департамента труда и социального развития Приморского края, в представленном отзыве просил рассмотреть дело без участия их представителя. Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему. В силу абзаца 7 и 8 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Согласно пунктам «з» и «м» ст.10 Федерального закона №68-ФЗ, Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана. Частью ч.2 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ предусмотрен порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту «л» п.1 ст.11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. В соответствии с подпунктом «г» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2016 года №1860-р «О выделении Администрации Приморского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края» Администрации Приморского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 718,5млн.рублей, в дом числе до 85 млн.рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2016 года №2219-р Администрации Приморского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 г., выделены бюджетные ассигнования в размере 110 млн. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи. Приказом МЧС России от 29.08.2014 года № 470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно пункта 7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями № 10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.1.1 постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016г. «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года за счет средств, выделяемых из краевого бюджета» (в ред. Постановлений Администрации Приморского края от 28.09.2016г. № 447-па, от 11.10.2016г. № 477-па) граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право, в том числе на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктом «г» пункта 2 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 31.08.2016г. №191 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации – нарушения жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» (в редакции Постановления №193 от 0509.2016 года) на территории муниципального Ольгинского муниципального района с 14.00 часов 31 августа 2016 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. В связи с длительным (более 5 суток) нарушением жизнедеятельности жизнеобеспечения населения в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года и выразившегося нарушением энергоснабжения, отсутствии связи, транспортного сообщения, централизованного подвоза продовольствия, воды и предметов первой необходимости на территории Ольгинского муниципального района определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территории Ольгинского муниципального района. Признаны пострадавшими граждане данных населенных пунктов. Согласно приложению к указанному постановлению № 193 с.Веселый Яр Ольгинского района включено в населенный пункт, находящийся в зоне чрезвычайной ситуации. Судом исследованы следующие доказательства. Согласно копии паспорта ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован в <адрес> В соответствии с ответом главы Веселояровского сельского поселения от 23.06.2017г. № 423 истцу отказано во включении в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи на основании постановления Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих повреждение дома. Вместе с тем, согласно материалам дела истец обратился в администрацию Веселояровского сельского поселения с заявлением о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи 16.09.2016 года. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в период чрезвычайной ситуации постоянно проживал в зоне чрезвычайной ситуации, следовательно, в соответствии с пунктом 1.1 Постановлением Администрации Приморского края №413-па, является лицом, пострадавшим от чрезвычайной ситуации. При этом, ни подпункт «г» п.2 Постановления Правительства РФ №110, ни пункт 1.1. Постановления Администрации Приморского края №413-па, не содержат обязательных условий в виде причинения какого-либо ущерба, либо утраты имущества, именно для получения единовременной материальной помощи. Данные последствия необходимы для получения финансовой помощи, либо разовой материальной помощи. О том, что истец пострадал, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности сведениями, предоставленными АО «Кавалеровские электросети», администрацией Ольгинского муниципального района, в зоне чрезвычайной ситуации на территории всего Ольгинского района на протяжении 5 суток с 31 августа по 4 сентября 2016 года отсутствовала электрическая энергия, размыты и полностью смыты мосты и дорожное полотно на трассе «Находка – Кавалерово», отсутствовала стационарная и мобильная связь. В некоторых населенных пунктах отсутствовало водоснабжение. При этом, в период отсутствия электрической энергии температура наружного воздуха составляла в среднем 18 С°. Отсутствие сотовой и локальной связи подтверждается справкой филиала ПАО Междугородней и международной электрической связи. В силу федерального законодательства для включения в списки пострадавших и получения единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей, от гражданина не требуется представления доказательств повреждения, утраты его имущества первой необходимости – необходимо своевременно подать заявление для получения единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (п.11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110, п.7 Приказа МЧС России от 29.08.2014г. №470. В данном случае истец обратился в администрацию с заявлением, однако администрация Веселояровского сельского поселения бездействовала, комиссию к истцу не направила, факт причинения ему ущерба не обследовала, следовательно в данном случае на администрации лежит обязанность доказать факт того, что ущерб истцу не причинен. Доводы администрации в данной части о недоказанности ущерба, суд расценивает, как необоснованные, поскольку доказательств этому администрацией не представлено. Таким образом, суд не соглашается с доводом администрации Веселояровского сельского поселения, изложенными в ответе о том, что истцом не представлено доказательств утраты имущества, а также нанесения ущерба дому либо жилому помещению. В силу Федерального законодательства, в частности подпункта «л» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. При определении круга пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации надлежит руководствоваться нормативными актами принятыми органами государственной власти субъектов, в данном случае Администрацией Приморского края, в частности Постановлением №413-па. В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, п.11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110), в суде нашло подтверждение тому, что истец действительно является пострадавшим от ЧС, ему причинен ущерб, и, как следствие, он нуждается в единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей. Гражданин, проживающий в зоне в момент ЧС, обратившийся за помощью и представивший доказательства повреждения любого принадлежащего ему имущества, является пострадавшим и претерпевшим ущерб, поэтому вправе рассчитывать на получение установленной государством минимальной и единой для всех в суммарном выражении стандартной единовременной материальной помощи в сумме 10000 руб., в отличие от получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 50000 или 100000 руб., для приобретения права на которую гражданину требуется доказать частичную или полную утрату имущества первой необходимости. Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи в сумме 10000 руб. являются заявления граждан, список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях. Истец подал заявление ответчику по установленной форме, указав, что является пострадавшим от ЧС. Акт по указанному заявлению соответствующей комиссией сельского поселения не составлялся, по причине бездействия ответчика. Внесение истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, зависело от своевременных действий администрации Веселояровского сельского поселения, однако в установленном нормативными актами порядке ответчиком этого сделано не было, что привело к нарушению установленного ст.18 Закона № 68-ФЗ права истца на получение единовременной материальной помощи из федерального бюджета. Вследствие этого именно администрация Веселояровского сельского поселения, поскольку истец проживает на территории данного поселения, обязана включить истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи. Кроме того суд учитывает, что последующее внесение изменений в Постановление главы администрации Ольгинского муниципального района № 217 от 03.10.2016г., ограничивающих круг лиц, имеющих право на выплату, не должно ставить граждан, пострадавших от тайфуна в августе-сентябре 2016 года, обратившихся с заявлением о выплате и не получивших выплату до 03.10.2016 года, в неравное положение с гражданами данной категории, которым выплата была произведена до внесения соответствующих изменений в вышеуказанные распоряжения администрации района. Новое правовое регулирование должно соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям органов государственной власти и не ухудшать правовое положение личности, ограничивать ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях. Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Веселояровского сельского поселения обязанности включить истца в список граждан на получение единовременной материальной помощи, в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110. Истец при подаче искового заявления, просил суд об обращении решения суда к немедленному исполнению. В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. Руководствуясь ст.ст.194-198 и 212 ГПК РФ, суд Исковые требования ФИО1 к администрации Веселояровского сельского поселения о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, удовлетворить. Признать ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ольгинского муниципального района Приморского края в августе-сентябре 2016 года. Возложить на администрацию Веселояровского сельского поселения обязанность включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в соответствии с подпунктом «г» п.2 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110. В силу ст.212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в гражданскую коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд. Судья Сортов В.А. Суд:Ольгинский районный суд (Приморский край) (подробнее)Истцы:Алфутов К.Ю. (подробнее)Ответчики:администрация Веселояровского сельского поселения (подробнее)Судьи дела:Сортов В.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |