Решение № 2А-2373/2023 А-2373/2023 от 2 октября 2023 г. по делу № 2А-2373/2023




Дело №а-2373/2023

УИД: №


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2023 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием ВКС с ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кировской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №16» Федеральной службы исполнения наказаний, ФИО2 о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

Заинтересованные лица: Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан, Прокуратура Республики Татарстан, Казанская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ФИО3,

установил:


ФИО6 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за незаконное содержание его в ШИЗО в период с 30.06.2020 по 16.08.2020 в размере 50000 руб.

В обоснование требований истцом указано, что он был осужден по ч.4 ст.111 УК РФ на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ с 05.12.2018. Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ ФИО2 от 02.07.2020 в отношении него принято дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток. Не согласившись с данным постановлением, ФИО6 обратился в Казанскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о необоснованном содержании его в штрафном изоляторе в период с 30.06.2020 по 16.08.2020. После проведения проверки постановлением Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 09.11.2021 постановления начальника ФКУ ИК-5 от 02.07.2020, 17.07.2020, 31.07.2020 отменены как незаконные. 09.11.2021 Казанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на имя исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-5 внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

Протокольным определением Вахитовского районного суда РТ от 30.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (л.д.38 том 1).

Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.09.2022 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу ФИО6 в счет денежной компенсации морального вреда 45000 руб. ФИО6 в иске к Министерству финансов Российской Федерации оставшейся части иска отказано (л.д.96-97 том 1).

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26.01.2023 гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан ФИО10 на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 12.09.2022 по делу по иску ФИО6 к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, передано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан (л.д.146-147 том 1).

24.03.2023 апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12.09.2022 отменено, административное дело направлено в Вахитовский районный суд г.Казани на новое рассмотрение (л.д.185-187 том 1).

Определением суда от 11.04.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ (л.д.189 том 1).

10.05.2023 определением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, передано для рассмотрения по подсудности в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан (л.д.203-204 том 1).

Определением судьи от 20.06.2023 административное дело, переданное Вахитовским районным судом г. Казани Республики Татарстан для рассмотрения по подсудности, принято к производству Зеленодольского городского суда РТ (л.д.217 том 1).

13.07.2023 к производству Зеленодольского городского суда РТ (л.д.6 том 2) принято заявление ФИО6 об изменении предмета исковых требований, согласно которому административный истец изменяет сумму иска до 250500 рублей, которую оценивает по следующим пунктам: 1) нарушение условий содержания за весь период содержания в ИК-5 УФСИН России по РТ в части нарушений требований коммунально-бытового обеспечения в размере 50000 рублей; 2) нарушение требований медико-санитарного обеспечения в части создания условий опасных для жизни и здоровья в размере 80000 рублей; 3) незаконное водворение в ШИЗО сроком на 47 суток и дисциплинарное взыскание в виде выговора в размере 75000 рублей; 4) подорвано психическое благополучие, вызванное чувством беспомощности и унижения, умален авторитет государственной власти, что оценивает в 40000 рублей; 5) Правилами внутреннего распорядка личное время ограничено до полутора часов, которое приходится тратить на протяжении всего судебного разбирательства на составление процессуальных документов и изучения материалов дела, вместо того, чтобы писать письма родным и близким, поддерживать с ними связь, читать книги, заниматься спортом, смотреть телевизор, потерю личного времени оценивает в 10000 рублей (л.д.9 том 2).

В дополнение к доводам, изложенным в первоначальном исковом заявлении, административным истцом указано, что в материалах дела содержатся установленные врачом ограничения здоровья, не дающие права на его помещение в ШИЗО, в колонии не оборудованы горячей водой жилые помещения и помещения ШИЗО, что мешало ему соблюдать гигиену, лишало гуманных и человеческих условий содержания; банно-прачечный комплекс не оборудован кабинками, полочками для мыльных принадлежностей, скамьями для помывки, ванной для дезинфекции, из-за чего мыльные принадлежности складывались на пол, мыться приходилось в непосредственной близости от других лиц, в тесноте. Согласно ст.101 УИК РФ администрация несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья лиц, содержащихся под стражей. Вопреки противопоказаниям врача по истечении 17 суток административного истца вновь поместили в ШИЗО на 15 суток с последующим продлением, после этого у него на нервной почве начались расстройства желудка, на сегодняшний день в медицинской карте поставлен диагноз. Также в ходе незаконного содержания были нарушены ст. 88, 89, 90, 92, 94 УИК РФ, так как административный истец был лишен возможности приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, свиданий, получения посылок, передач и бандеролей, телефонных разговоров, просмотра кинофильмов и телепередач (л.д.9, 86 том 2).

Протокольным определением суда от 13.07.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУЗ «Медико-санитарная часть №16» ФСИН (л.д.12-15 том 2).

Протокольным определением суда от 11.08.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2 (л.д.52-53 том 2).

Протокольным определением суда от 11.09.2023 к участию в деле привлечены ФИО4 в качестве административного соответчика, в качестве заинтересованного лица ФИО3 (л.д.141-144 том 2).

Административный истец, отбывающий наказание в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кировской области, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях, пояснив, что был водворен в ШИЗО вопреки заключениям врача, в связи с чем, его здоровье было подвергнуто опасности.

Представитель административного ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.154 том 2).

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что в ШИЗО и ПКТ осужденные осматриваются медицинскими работниками ежедневно, о чем делаются записи в журнале. Согласно приказу ПВС 5, осужденные не реже 2-х раз в неделю могут ходить мыться в банно-прачечном комплексе. В ШИЗО, где содержался административный истец, имеются душевые кабины.

Согласно отзыву ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ на административное исковое заявление, банно-прачечное обеспечение организуется и проводится в строгом соответствии с приказом Минюста РФ №110 от 04.07.2022. Порядок помывки осужденных определяется графиком помывки, утвержденным начальником исправительного учреждения, где установлена очередность помывки отрядов. Помывку осужденных, учет посещения ими бани, стирку нательного и постельного белья организуют начальники отрядов, а также они проверяют полноту охвата помывкой осужденных и замены белья в дни помывок. Помывка осужденных осуществляется не реже 2-х раз в 7 дней с одновременной сменой полного комплекта белья. Перерыв между сменами моющихся для проведения уборки и дезинфекции составляет 30 мин. В помывочных, раздевалках и других помещениях бани уборка проводится ежедневно, а также 1 раз в неделю (в санитарный день) проводится генеральная уборка. Ежедневно медицинским работником осуществляется проверка санитарно-гигиенического состояния банно-прачечного комплекса и осмотр работающих там осужденных, о чем делается запись в соответствующем журнале. Моечное отделение банно-прачечного комплекса оборудовано следующими принадлежностями: таз пластиковый для ног (объем 6л) – 60 шт., таз пластиковый для помывки (объем 12л) – 60 шт., душевые лейки – 5 шт., кран с холодной водой – 15 шт., кран с горячей водой – 12 шт. Водоснабжение в банно-прачечном комплексе: в зимний период горячее водоснабжение обеспечивается за счет собственной газовой котельной учреждения; в летний период горячее водоснабжение обеспечивается за счет нагревания электрическими тэнами мощностью 10кВт каждый, в количестве 4 шт., установленными в водных резервуарах объемом 5000 л., в количестве 2 шт., что позволяет обеспечить непрерывное горячее водоснабжение банно-прачечного комплекса в течение всей помывки осужденных. Водоснабжение в ШИЗО: в зимний период горячее водоснабжение обеспечивается за счет собственной газовой котельной учреждения; в летний период горячее водоснабжение обеспечивается за счет нагревания электрическими тэнами мощностью 10кВт каждый, в количестве 2 шт., установленными в водном резервуаре объемом 1500 л., в количестве 1 шт., что полностью обеспечивает возможность помывки осужденных горячей водой (в подтверждение представлена справка по обеспечению помывки осужденных (л.д.128 том 2), в которой указано, что жалоб на обеспечение горячим водоснабжением или невозможности помывки от осужденных не поступало). ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ приняты все возможные и зависящие от учреждения меры по соблюдению надлежащих условий отбывания наказания в виде лишения свободы. В связи с изложенным, правовые основания для удовлетворения требований истца о взыскании морального вреда отсутствуют, поскольку объективных и достоверных доказательств нарушения каких-либо неимущественных прав истца, либо его нематериальных благ, содержание истца в ненадлежащих условиях в заявленный им период, не представлено (л.д.50-51, 61-62 том 2).

В дополнении к отзыву на исковое заявление представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ сообщает следующее. Согласно приказу ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», подставка под мыльницы предусмотрена только в душевом отделении БПК, довод истца об её отсутствии не соответствует действительности. Нормативно-правовыми актами оборудование БПК ножными ваннами не предусмотрено. В каждой камере ШИЗО имеются умывальники, но без проведения горячего водоснабжения, так как это не предусмотрено НПА, горячая вода в ШИЗО имеется в душевых, которые осужденные посещают согласно графику (не реже 2-х раз в неделю). Ссылок истца на наличие определенных бытовых неудобств, которые, по его мнению, негативно влияли на его самочувствие, недостаточно для наступления гражданско-правовой ответственности, и они не свидетельствуют о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда (л.д.116-119 том 2).

Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по РТ ФИО12, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснив, что на основании проверки, проведенной Казанской специальной прокуратурой, взыскания в отношении административного истца отменены по формальному признаку, поскольку не было учтено, что истец до этого водворялся в штрафной изолятор по постановлению дежурного помощника начальника исправительного учреждения, срок по которому не включен в общий срок содержания в ШИЗО. При этом факт, что истец не совершал данных правонарушений, не установлен.

Представитель административного ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть №16» ФСИН ФИО13, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснив, что доводы искового заявления были предметом рассмотрения при вынесении решения об отмене взыскания прокуратурой, данные вопросы, в том числе и медицинские, по жалобе истца были рассмотрены, при этом в самих постановлениях по неоказанию медицинской помощи никакой информации не имеется. В период нахождения в ШИЗО лица, отбывающие наказание, осматриваются ежедневно, при обращении с каким-либо заболеванием данная информация вносится в журнал. Таких обращений от истца в период содержания в ШИЗО не было, осмотры проводились. Все необходимые меры для оказания медицинской помощи учреждением посредством филиала ФКУЗ МСЧ-16 осуществляются в полном объеме. В дополнение к исковому заявлению административный истец неоднократно указывает, что врачом были установлены ограничения здоровья нахождения в ШИЗО, при этом никаких подтверждающих документов не представил.

В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть №16» ФСИН поясняет, что медицинские документы, подтверждающие доводы истца о претерпевании им физических или нравственных страданий, в данном случае отсутствуют. Возможность нахождения истца в штрафном изоляторе подтверждается соответствующим медицинским заключением, составленным медицинским работником исходя из объективных данных и полученных результатов осмотра истца. Сведений, ставящих под сомнение объективность указанного медицинского заключения, и свидетельствующих о нарушении порядка его составления, истцом не представлено. Административное исковое заявление поступило в суд 11.04.2023. В административном исковом заявлении описывается период с 05.12.2018 по 14.12.2021. С момента, когда истец узнал о нарушении своих прав, до подачи искового заявления прошло более 3-х месяцев. Однако, обращаясь с административным исковым заявлением в суд, истец не представил уважительных причин его пропуска. Истцом пропущен срок обращения за защитой нарушенного права, поскольку о нарушении он знал (должен был знать) в указанный им период, что не оспаривается самим заявителем (л.д.30-31, 59-60 том 2).

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.159 том 2).

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры РТ ФИО14, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не поддержала, пояснив, что права, интересы Зеленодольской городской прокуратуры, а также Прокуратуры Республики Татарстан, рассмотрением данного дела не затрагиваются, правовую проверку по обращению ФИО19 проводила Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, что подтверждается надзорным производством №ж2021, в связи с чем, принятие решения об удовлетворении либо об отказе заявленных требований ФИО6 оставила на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании требования не поддержал, пояснил, что он являлся начальником отряда №, где находился осужденный ФИО6, у которого были нарушения, и он водворялся в ШИЗО. Постановления составлялись дежурным, а он, как начальник отряда, их дорабатывал.

Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.158 том 2).

Представитель заинтересованного лица Казанской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.156 том 2). В отзыве сообщается, что 09.11.2021 Казанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях после проведения проверки по обращению осужденного ФИО6 и изучения постановлений начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ о водворении ФИО6 в штрафной изолятор от 02.07.2020 (ШИЗО 15 суток), 17.07.2020 и 31.07.2020 (ШИЗО по 15 суток), а также взыскание начальника отряда ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ в виде выговора от 20.07.2020, указанные постановления отменены. 09.11.2021 по выявленным нарушениям Казанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, о результатах рассмотрения представления осужденному сообщено. При этом в ходе проверок прокуратурой нарушения требований законодательства в области санитарии в отношении ФИО6 не выявлялись. По изложенным в административном исковом заявлении доводам об отсутствии горячего водоснабжения в камерах ШИЗО-ПКТ сообщается, что действующим законодательством обязательное наличие горячего водоснабжения в указанных помещениях не предусмотрено. Доводы заявителя об отсутствии в камерах ШИЗО горячей водопроводной воды не нашли своего подтверждения. В соответствии с п.20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста России от 20.07.2003 №-дсп (СП 17-02 Минюста России): «допускается не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам ПКТ, ШИЗО, одиночных камер, а также к умывальникам в ДИЗО и ВК». Таким образом, отсутствие в камерах ШИЗО ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ горячей воды не является несоответствием камер ШИЗО нормам санитарии. В настоящее время установить несоблюдение в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ санитарных правил в период с 2018г. по 2021г. не представляется возможным. В части доводов о несоответствии строительным нормам банно-прачечного комплекса ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ (далее – БПК) и общежитий сообщается, что в помещении БПК имеется моечное отделение (душевая), раздевалка, прачечная, парикмахерская, гладильное помещение, помещение для сушки белья, а также иные помещения. БПК оборудован и обеспечен необходимым инвентарем для бесперебойной работы и осуществления помывки. В ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ созданы необходимые условия для поддержания осужденными личной гигиены. Изложенные в исковом заявлении доводы в данной части удовлетворению не подлежат (л.д.95-96 том 2).

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также учитывая положения статьи 150 КАС РФ, данное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителя административного ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, административного ответчика ФИО2, представителей заинтересованных лиц ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан, Казанской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечении обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, основными задачами ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47), под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее – режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 25.12.2018 №47, принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 разъяснено, что нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий, и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из содержания указанной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 разъяснено, что административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

В названном пункте Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание, что, учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

В целях реализации задач административного судопроизводства суд вправе, в частности, возложить на административного ответчика обязанность произвести видео-, фотосъемку и (или) представить в суд видеозаписи, фотографии помещений мест принудительного содержания (с указанием того, когда, кем и в каких условиях осуществлялась соответствующая съемка), сведения о точных размерах помещений, данных о температуре воздуха и освещенности в них, иные письменные и вещественные доказательства, которые приобщаются к материалам административного дела.

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

В справке на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.р., подготовленной начальником ОСУ ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, указаны следующие сведения. 27.09.2018 осужден Приволжским районным судом г. Казани РТ по ст.111 ч.4, ст.70 УК РФ (приговор от 10.02.2017 по ст.158 ч.2 п. «в», ст.73 УК РФ) к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 23.11.2018. Содержится с 05.12.2018 в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ. Прибыл из ФКУ СИЗО-1 г. Казань. Начало срока 29.04.2018. Конец срока 28.04.2026. 14.02.2021 убыл в распоряжение ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РТ г. Казань (л.д.130 том 2).Согласно акту, регистрационный №2685, составленному 30.06.2020, осужденный ФИО6 во время проведения внепланового обыска отряда № секции № отказался выполнить законные требования сотрудника администрации, а именно, выйти из секции, тем самым препятствовал проведению обыска, при этом выражал недовольство действиями сотрудников администрации, употребляя в своей речи жаргонные слова (л.д.33 том 1).

30.06.2020 в 09 час. 15 мин. оперативным дежурным ИК-5 в отношении ФИО6 вынесено постановление о временном водворении осужденного в штрафной изолятор до прихода начальника колонии, в котором врачом указано, что находиться в ШИЗО может (л.д.32 том 1, л.д.181 том 2).

01.07.2020 в 11 час. 20 мин. оперативным дежурным ИК-5 в отношении ФИО6 вынесено постановление о временном водворении осужденного в штрафной изолятор до прихода начальника колонии, в котором врачом указано, что находиться в ШИЗО может (л.д.31 том 1, л.д.180 том 2).

Согласно медицинскому заключению о возможности содержания в запираемом помещении в ОСУОН, ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, фельдшером ФИО15 02.07.2020 в 15 час. 50 мин. в помещении медицинской части был осмотрен ФИО6 на предмет возможности содержания в ШИЗО ПКТ в ОСУОН. Жалоб нет. Заключение: практически здоров. На момент осмотра ФИО6 по состоянию здоровья в ШИЗО/ПКТ/ОСУОН содержаться может (л.д.36 том 1, л.д.177 том 2).

Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ ФИО2 от 02.07.2020 № ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.р., осужденный по ст.111 ч.4 УК РФ на срок 8 лет, начало срока 28.04.2018, за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в ШИЗО на 15 (пятнадцать) суток без вывода на работу (л.д.30 том 1, л.д.178 том 2).

В постановлении № о водворении осужденного в штрафной изолятор имеется запись фельдшера о том, что содержаться в ШИЗО на момент осмотра ФИО6 по состоянию здоровья может, принят в ШИЗО 02.07.2020 в 15 час. 55 мин. Освобожден 17.07.2020 в 15 час. 55 мин. (л.д.29 том 1).

Согласно медицинскому заключению о возможности содержания в запираемом помещении в ОСУОН, ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, фельдшером ФИО15 17.07.2020 в 14 час. 40 мин. в помещении медицинской части был осмотрен ФИО6 на предмет возможности содержания в ШИЗО ПКТ в ОСУОН. Жалоб нет. Заключение: практически здоров. На момент осмотра ФИО6 по состоянию здоровья в ШИЗО/ПКТ/ОСУОН содержаться может (л.д.187 том 2).

Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ ФИО2 от 17.07.2020 № о применении к осужденному меры взыскания ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.р., за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в ШИЗО на 15 (пятнадцать) суток без вывода на работу (л.д.190 том 2).

В постановлении № о водворении осужденного в штрафной изолятор имеется запись фельдшера о том, что содержаться в ШИЗО на момент осмотра ФИО6 по состоянию здоровья может, принят в ШИЗО 17.07.2020 в 16 час. 05 мин. Освобожден 01.08.2020 в 16 час. 05 мин. (л.д.189 том 2).

Согласно медицинскому заключению о возможности содержания в запираемом помещении в ОСУОН, ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, фельдшером 31.07.2020 в 15 час. 30 мин. в помещении медицинской части был осмотрен ФИО6 на предмет возможности содержания в ШИЗО ПКТ в ОСУОН. Жалоб нет. Заключение: практически здоров. На момент осмотра ФИО6 по состоянию здоровья в ШИЗО/ПКТ/ОСУОН содержаться может (л.д.197 том 2).

Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ ФИО2 от 31.07.2020 № о применении к осужденному меры взыскания ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.р., за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в ШИЗО на 15 (пятнадцать) суток (л.д.200 том 2).

В постановлении № о водворении осужденного в штрафной изолятор имеется запись фельдшера о том, что содержаться в ШИЗО на момент осмотра осужденный ФИО6 по состоянию здоровья может, принят в ШИЗО 01.08.2020 в 16 час. 25 мин. Освобожден 16.08.2020 в 16 час. 25 мин. (л.д.199 том 2).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника отдела организации учебно-профилактической работы ФКУЗ «Медико-санитарная часть №16» ФСИН ФИО16 пояснил, что за три года наблюдения ФИО6 неоднократно обращался в медицинскую часть, но с хроническими, соматическими заболеваниями на учете не состоял, постоянного медикаментозного лечения не получал. Обращения зарегистрированы, но не являются противопоказаниями для содержания в ШИЗО, и перед каждым водворением в ШИЗО он осматривался. Медицинское выражение «практически здоров» означает, что пациент на момент осмотра здоров, у него нет острых заболеваний, обострения хронического заболевания, повышенной температуры, повышенного артериального давления, жалоб на сильные боли. За период содержания в ИК-5 установленного диагноза «патология желудка» у осужденного нет, есть осмотр врача в СИЗО-2 после убытия из ИК-5, диагноз «дисфункция кишечника».

Из справки ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России на осужденного ФИО6 усматривается, что 02.07.2020 и 17.07.2020 проведены осмотры медицинскими работниками на возможность содержания в запираемом помещении (ШИЗО), 23.08.2020 выставлен диагноз: дерматит контактный, назначено лечение. В 2021г. зарегистрированы осмотры медицинскими работниками с этапа, врача-терапевта, врача-стоматолога, 15.12.2021 выставлен диагноз: дискинезия кишечника, проведено лечение (л.д.33 том 2).

Согласно статье 22 УИК РФ, прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (статья 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

07.10.2021 в Зеленодольской городской прокуратуре РТ зарегистрирована жалоба осужденного ФИО6, в которой он просит провести служебную проверку в ИК-5 г.Свияжск по факту незаконного содержания в период с 30.06.2020 по 15.08.2020 в штрафном изоляторе (л.д.174 том 2).

Согласно ответу Казанской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 10.11.2021 №ж2021 на поступившее 12.10.2021 (ВО№) из Зеленодольской городской прокуратуры РТ обращение осужденного ФИО6 от 07.10.2021 о несогласии с дисциплинарными взысканиями в виде водворения в ШИЗО, наложенными сотрудниками администрации ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, постановлениями Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 09.11.2021 постановления начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 02.07.2020, 17.07.2020 и 31.07.2020, послужившие основанием для содержания ФИО6 в ШИЗО в период с 30.06.2020 по 16.08.2020, отменены как незаконные. 09.11.2021 по выявленным нарушениям Казанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на имя исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, о результатах рассмотрения которого заявителю будет сообщено дополнительно (л.д.5-7 том 1, л.д.104-105 том 2).

В представлении прокурора об устранении нарушений требований статей 115,117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что в нарушение требований закона, постановлением начальника ИК-5 от 02.07.2020 на осужденного ФИО6 наложено взыскание в виде водворения в ШИЗО на 15 суток без указания включения в данный срок времени нахождения его в ШИЗО до прихода начальника, в связи с чем он необоснованно содержался в ШИЗО в период с 30.06.2020 до 17.07.2020, то есть свыше 15 суток. Кроме того, в материалах личного дела ФИО6 отсутствуют документы, подтверждающие нарушение, допущенное 30.06.2020. Медицинское заключение о возможности осужденного ФИО6 содержаться в ШИЗО дано медицинским работником 31.07.2020, то есть за сутки до фактического водворения его в ШИЗО, непосредственно перед водворением в ШИЗО ФИО6 не осматривался (л.д.96-98 том 2).

Материалами дела подтверждено, что 09.11.2021 исполняющий обязанности Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, рассмотрев материал дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток, наложенного 02.07.2020 начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ в отношении ФИО6, установил, что данное взыскание наложено в нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Проверка показала, что осужденный ФИО6 30.06.2020 в 09 час. 15 мин., 01.07.2020 в 11 час. 20 мин. на основании соответствующих постановлений оперативного дежурного ИК-5 водворен в штрафной изолятор до прихода начальника. Несмотря на это, в нарушение требований закона, постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 02.07.2020 на осужденного ФИО6 наложено взыскание в виде водворения в ШИЗО на 15 суток, без указания о включении в данный срок времени содержания в ШИЗО до прихода начальника, в связи с чем, он необоснованно содержался в ШИЗО в период с 30.06.2020 по 17.07.2020, то есть свыше 15 суток. Вынесено постановление об отмене постановления начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 02.07.2020 № о наложении в отношении осужденного ФИО6 взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток как вынесенное с нарушением требований закона (л.д.101 том 2).

09.11.2021 исполняющий обязанности Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, рассмотрев материал дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток, наложенного 17.07.2020 начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ в отношении ФИО6, установил, что данное взыскание наложено в нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Проверкой установлено, что по постановлению начальника ФКУ ИК-5 № от 02.07.2020 осужденный ФИО6 в период со 02.07.2020 до 17.07.2020 отбывал дисциплинарное взыскание в виде водворения в ШИЗО сроком 15 суток. Данное взыскание прокуратурой отменено и признано незаконным, в виду чего нахождение ФИО6 11.07.2020 в 01 час. 15 мин. в камере штрафного изолятора признается незаконным и не соответствующим требованиям уголовно-исполнительного законодательства. Вынесено постановление об отмене постановления начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 17.07.2020 № о наложении в отношении осужденного ФИО6 взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток как вынесенное с нарушением требований закона (л.д.100 том 2).

09.11.2021 исполняющий обязанности Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, рассмотрев материал дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток, наложенного 31.07.2020 начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ в отношении ФИО6, установил, что данное взыскание наложено в нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Проверкой установлено, что по постановлению начальника ФКУ ИК-5 № от 17.07.2020 осужденный ФИО6 в период с 16 час. 05 мин. 17.07.2020 до 16 час. 05 мин. 01.08.2020 отбывал дисциплинарное взыскание в виде водворения в ШИЗО сроком 15 суток. Данное взыскание прокуратурой отменено и признано незаконным, в виду чего нахождение ФИО6 31.07.2020 в 11 час. 00 мин. в камере штрафного изолятора признается незаконным и не соответствующим требованиям уголовно-исполнительного законодательства. Более того, имеющееся в материалах взыскания от 31.07.2020 медицинское заключение о возможности осужденного ФИО6 содержаться в ШИЗО дано медицинским работником в 15 час. 30 мин. 31.07.2020, то есть за сутки до фактического водворения его в ШИЗО (16 час. 25 мин. 01.08.2020), а непосредственно перед водворением в ШИЗО ФИО6 медицинскими работниками не осматривался. Вынесено постановление об отмене постановления начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 31.07.2020 № о наложении в отношении осужденного ФИО6 взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток как вынесенное с нарушением требований закона (л.д.99 том 2).

Кроме того, постановлением исполняющего обязанности Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 09.11.2021 отменено постановление начальника отряда ОВРО ИК-5 ФИО3 от 20.07.2020 № о наложении на осужденного ФИО6 дисциплинарного взыскания в виде выговора (устно) как вынесенное с нарушением требований закона (л.д.102 том 2). Постановлением Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 31.07.2023 отменено постановление начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 30.06.2020 № о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора (л.д.103 том 2).

Исходя из того, что взыскания в виде водворения в ШИЗО наложены в нарушение требований уголовно-исполнительного законодательства, постановления начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 02.07.2020, 17.07.2020 и 31.07.2020, послужившие основанием для содержания ФИО6 в ШИЗО, постановлениями Казанской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 09.11.2021 отменены, требования административного истца о нарушении ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ условий содержания в период с 30.06.2020 по 16.08.2020 являются обоснованными.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (часть 1.1).

Из материалов дела усматривается, что сообщение от 10.11.2021 №ж2021, в котором содержится информация об отмене постановлений, вынесенных начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ от 02.07.2020, 17.07.2020 и 31.07.2020, направленное Казанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осужденному ФИО6, зарегистрировано в канцелярии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ г.Чистополь 16.11.2021 (л.д.5-7 том 1). Дополнение к ответу от 10.11.2021 №ж2021, датированное 01.12.2021, зарегистрировано в канцелярии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ г.Чистополь под входящим номером 13097 от 07.12.2021 (л.д. 8 том 1). Доказательств вручения осужденному ФИО6 данной корреспонденции в указанные дни, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах утверждать, что административным истцом пропущен срок обращения с административным иском в суд, оснований не имеется, тем более, что 03.03.2022 ФИО6 обратился в Вахитовский районный суд г.Казани с исковым заявлением, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (л.д.10 том 1).

Определяя размер компенсации, суд принимает во внимание, что помещение ФИО6 в ШИЗО само по себе не причинило угрозу его жизни или здоровью, однако в течение 47 суток, административный истец находился в камере ШИЗО в менее комфортных условиях, чем проживание в общежитии. Учитывая характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, присуждению к взысканию подлежит сумма в размере ... рублей.

В остальной части требования административного истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

03.08.2023 (№) в ответ на запрос суда Казанская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях сообщает, что по данным автоматизированного информационного комплекса «Надзор-WEB» в Казанскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обращения от осужденного ФИО6 на ненадлежащие условия содержания в период нахождения в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ с 05.12.2018 до 14.12.2021 не поступали и не рассматривались (л.д.25 том 2).

Согласно приказу №512 ФСИН РФ от 27.07.2006 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» подставки под мыльницы расположены только в душевом отделении БПК. Согласно Своду правил СП 308.1325800.2017, исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, в помещении БПК ножная ванна не предусмотрена. В каждой камере ШИЗО имеются умывальники, но без проведения горячего водоснабжения, так как это не предусмотрено НПА, горячая вода имеется в душевых ШИЗО, посещение которых осуществляется согласно графику помывки. В общежитиях отрядов горячее водоснабжение также не предусмотрено, порядок помывки осужденных в БПК определяется графиком помывки (но не реже 2-х раз в неделю), о чем указано в справке по БПК и обеспечению горячим водоснабжением осужденных начальником ОКБИиХО ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ (л.д.121 том 2).

Согласно справке начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, действующим законодательством Российской Федерации, УИК РФ и ПВР наличие горячей воды в общежитии отряда №, в котором содержался осужденный ФИО6 в период с 05.12.2018 по 14.02.2021 отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, не предусмотрено. Холодное водоснабжение осуществляется Учреждением за счет собственной артезианской скважины, что обеспечивает бесперебойную подачу воды в общежития и здания учреждения. Кипяченая вода для питья находится в бачках в каждом отряде, горячая вода для стирки и гигиенических целей подается в банно-прачечный комплекс. В зимний период идет подача горячего водоснабжения за счет собственной газовой котельной (л.д.170 том 2).

В судебном заседании установлено, что осужденный ФИО6 содержался в общежитии отряда №. Из пояснений представителя административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ ФИО11 в судебном заседании 02.10.2023 следует, что относительно горячего водоснабжения в отряде № справка будет аналогичная, поскольку нормативными правовыми актами не регламентирована подача горячего водоснабжения. В общежитиях отрядов №,13 также имеется душ.

Из приобщенных и исследованных фотографий помещений банно-прачечного комплекса ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан (л.д.139-140 том 2) усматривается, что душевые комнаты, имеющие между собой перегородку, обеспечивающую достаточную степень приватности при использовании, оборудованы закрепленными на стене мыльницами. В помывочной имеется достаточное количество тазов, в раздевалке установлены скамейки, имеется кулер с питьевой водой.

Из ответа Казанской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 29.08.2023 на запрос суда следует, что в ходе проверок соблюдения ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ требований уголовно-исполнительного законодательства прокуратурой нарушения в области санитарии в отношении ФИО6 не выявлялись. В настоящее время установить несоблюдение санитарных правил в период с 2018г. по 2021г. не представляется возможным (л.д.95-96 том 2).

Суд также лишен возможности исследования такого рода доказательств, выполненных при нахождении административного истца в исправительном учреждении, поскольку последний с иском в суд обратился после убытия из исправительного учреждения, где, по его мнению, нарушены условия его содержания в части нарушения требований коммунально-бытового обеспечения, поэтому представленные фотоматериалы оцениваются в совокупности с другими доказательствами, исследованными при рассмотрении дела.

Согласно части 1 статьи 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

Административный истец утверждает, что в период содержания в ШИЗО он был лишен возможности приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости. Между тем, согласно справке № от 07.09.2023, выданной бухгалтерией ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ на осужденного ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.р., в период с 05.12.2018 по 14.02.2021, то есть за весь период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, он в магазине не отоваривался (л.д.122 том 2).

Согласно справке по обеспечению продуктами питания и водоснабжением, подготовленной заместителем начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, в учреждении организовано трехразовое питание (завтрак, обед, ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Завтрак состоит из крупяного гарнира, хлеба, чая. На обед предусматривается первое и второе блюдо, овощи к основному гарниру обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. Ужин планируется из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеб, чай. Крупяные гарниры чередуются с овощными. Вторые мясные блюда готовятся в вареном, жареном или тушеном виде. Рыбные блюда также планируются в широком ассортименте: жареная, отварная, тушеная, запеченная. Транспортировка пищи в ШИЗО осуществляется в термосах, согласно графику приема пищи. В зимний период горячее водоснабжение обеспечивается за счет собственной газовой котельной учреждения. В летний период горячее водоснабжение обеспечивается за счет нагревания электрическими тэнами мощностью 10кВт каждый, в количестве 4 шт., установленными в водных резервуарах объемом 5000 л., в количестве 2 шт., что позволяет обеспечить непрерывное горячее водоснабжение банно-прачечного комплекса в течение всей помывки осужденных. Освещение в ШИЗО соответствует всем установленным нормативам. Также в ШИЗО имеется естественная и приточно-вытяжная вентиляция, которая проверяется не реже одного раза в 6 месяцев (л.д.129 том 2).

Не нашли своего подтверждения и утверждения административного истца о его подорванном психическом благополучии, вызванном чувством беспомощности и унижения, умаленном авторитете государственной власти.

Согласно справке психолога психологической лаборатории ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, с осужденным ФИО6 психологические мероприятия психопрофилактического характера проводились согласно Алгоритму психологического сопровождения осужденных и плану ИППС (индивидуальная программа психологического сопровождения). Психодиагностические обследования с данным осужденным не проводились, так как наличествует акт об отказе от психодиагностических обследований (л.д.134 том 2).

06.12.2018 начальником психологической лаборатории ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, начальником отряда воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ составлен акт о том, что осужденный ФИО1, 1995г.р., во время пребывания в карантинном отделении в категорической форме отказался от психодиагностического обследования во время пребывания в исправительном учреждении. На словах данный осужденный пояснил, что он не нуждается в психодиагностическом обследовании (л.д.135 том 2).

В справке начальник канцелярии ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ сообщает, что согласно журналам приема осужденных по личным вопросам ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, в период с 2018г. по 2022г. осужденный ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.р., по личным вопросам к администрации ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ не обращался (л.д.132 том 2).

Доводы административного истца об ограничении личного времени, которое приходилось тратить на составление процессуальных документов и изучение материалов дела, в связи с чем, он был лишен возможности писать письма родным и близким, поддерживать с ними связь, читать книги, заниматься спортом, смотреть телевизор также не подтверждены при рассмотрении дела.

Частью 1 статьи 89 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.

Согласно части 1 статьи 90 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей.

В силу части 1 статьи 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.

Согласно статье 94 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю (часть 1 статьи 94).

Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха (часть 2 статьи 94).

В силу ч. 1 ст. 118 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

В справке инженера группы МТОсВ ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ сообщается, что сведения о телефонных звонках в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ с 05.12.2018 по 14.02.2021 в отношении осужденного ФИО6 отсутствуют (л.д.124 том 2).

В ходе судебного разбирательства установлено, что за период нахождения ФИО6 в учреждении письменных заявлений и просьб о предоставлении телефонных разговоров в адрес администрации учреждения от него не поступало.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Татарстан в ответ на довод административного истца о том, что в результате незаконного дисциплинарного взыскания, он был ограничен в свиданиях, получении посылок, бандеролей, телефонных звонков, пояснил, что в период нахождения административного истца в камере ШИЗО посылки, передачи на его имя не поступали, свиданий и телефонных разговоров не было, что подтверждается представленными в материалы дела справками.

Так, в карточке учета свиданий имеются записи о предоставлении свиданий 27.03.2019, 05.07.2019, 09.11.2019, 27.11.2020, а также выдачи передач, посылок и бандеролей 25.12.2018, 27.03.2019, 05.07.2019, 08.10.2019, 29.01.2020, 04.02.2020, 26.05.2020, 01.09.2020, 28.11.2020 (л.д.171 том 2).

Согласно справке по переписке ФИО6, подготовленной начальником ОСУ ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ, 26.10.2020 им подано обращение в закрытом виде в Шестой кассационный суд общей юрисдикции г.Самара (РФ, г.Самара, Крымская площадь, д.1) (л.д.131 том 2).

Из справки старшего инспектора ОО ФКУ ИК-5 УФСИН России по РТ усматривается, что на осужденного ФИО6 за период с 12.04.2019 по 26.09.2023 зарегистрирована исходящая корреспонденция: 12.04.2019 от ФИО17, 18.06.2019 от ФИО17, 24.09.2019 от ФИО17, 02.02.2021 от ФИО18 Входящая корреспонденция за указанный период не поступала (л.д.169 том 2).

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что нарушений условий содержания административного истца за весь период содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, выразившихся в нарушении требований коммунально-бытового обеспечения, подорванного психического благополучия, вызванного чувством беспомощности и унижения, умаления авторитета государственной власти, ограничения личного времени, создания условий опасных для жизни и здоровья, со стороны исправительного учреждения не допущено, поэтому административные исковые требования о взыскании в счет компенсации морального вреда в этой части являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-227, 227.1, 175-180, ч.1 ст.298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


административное исковое заявление ФИО6 удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО6 компенсацию за нарушение условий содержания в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» ...) рублей. Взысканные средства перечислить на расчетный счёт 03№) в отделении Кировского банка России//УФК по Кировской области г.Киров (получатель УФК по Кировской области, ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России Кировской области, лицевой счет №, ИНН №, КПП №, БИК №, КБК № ОКТМО № корсчёт №, код НПА (после № в платежном поручении) №, назначение платежа ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

В удовлетворении административного иска ФИО6 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №16» Федеральной службы исполнения наказаний, ФИО2, отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 16.10.2023.

Судья: подпись



Суд:

Зеленодольский городской суд (Республика Татарстан ) (подробнее)

Судьи дела:

Загитова Людмила Валентиновна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По кражам
Судебная практика по применению нормы ст. 158 УК РФ

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Судебная практика по применению нормы ст. 111 УК РФ