Апелляционное определение № 02А-0421/2025 02А-0421/2025~МА-0255/2025 33А-3116/2026 МА-0255/2025 от 20 апреля 2026 г. по делу № 02А-0421/2025




судья: фио

адм. дело №33а-3116/2026


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


21 апреля 2026 года адрес

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи ....,

судей фио, фио,

при секретаре Черных В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи .... административное дело №2а-421/2025 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России № 35 по адрес к ... Татьяне Егоровне о взыскании недоимки

по апелляционной жалобе административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России № 35 по адрес на решение Зеленоградского районного суда адрес от 30 мая 2025 года об отказе в удовлетворении требований,

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России № 35 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к ... Т.Е. о взыскании задолженности по налогам в размере сумма (НДФЛ за 2020 год), пени, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в размере сумма, штрафам в размере сумма (за 2020 год).

В обоснование иска указано, что фио состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России № 35 по адрес. Инспекцией на основании сведений, поступивших в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой принято решение, в соответствии с которым административному ответчику доначислен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере сумма Основанием для привлечения к ответственности и доначисления НДФЛ послужил установленный Инспекцией факт неуплаты налога в отношении, полученного ... Т.Е. в дар объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:10:0002007:3220. В связи с тем, что налогоплательщиком не представлена декларация по налогу на доходы физических лиц, то согласно пункта 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации фио привлечена к ответственности в виде штрафа в размере сумма Согласно пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога влечет с собой взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. С учетом статьи 112 НК РФ сумма штрафа по статье 122 НК РФ составила сумма Требования об уплате налогов от 25.05.2023 № 1420 направлено в адрес налогоплательщика посредством почтовых отправлений. В связи с наличием отрицательного сальдо единого налогового счета (налог на имущество физических лиц, налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, пени) сформировано требование об уплате задолженности от 25.05.2023 № 1420, со сроком исполнения - 20.07.2023 направлено в адрес налогоплательщика посредством почтовых отправлений. До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено. Определением мирового судьи судебного участка № 1 адрес, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 адрес, от 13.06.2024 судебный приказ по делу № 02а-396/2024 отменен.

Решением Зеленоградского районного суда адрес от 30 мая 2025 года отказано в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России № 35 по адрес.

В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене судебного акта, указывая на то, что решение является незаконным и необоснованным, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что фио состоит на учете в Инспекции в качестве налогоплательщика.

Инспекцией на основании сведений, поступивших в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой принято решение № 2378 от 03.03.2022 года, в соответствии с которым административному ответчику доначислен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере сумма

Основанием для привлечения к ответственности и доначисления НДФЛ послужил установленный Инспекцией факт неуплаты налога в отношении, полученной ... Т.Е. в дар объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:10:0002007:3220.

Указанным объектом является квартира, расположенная по адресу: адрес, адрес, доля в которой была получена в дар ответчиком 12.11.2020 (государственная регистрация произведена 24.11.2020), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества.

Доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ.

В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщика в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ.

При этом согласно абзацу второму пункта 18.1 статьи 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Абзацем вторым пункта 4 статьи 229 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 НК РФ (за исключением доходов, указанных пунктах 60 и 66 статьи 217 НК РФ).

Учитывая изложенное, в случае если доход в виде имущества, полученного в порядке дарения, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, налогоплательщик вправе не представлять налоговую декларацию по такому доходу, если нет иных доходов, подлежащих декларированию.

Сумма НДФЛ по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы -13%.

При определении базы доходы принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимости (в случае образования этого объекта в течение налогового периода - кадастровой стоимости такого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).

Пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Статьей 229 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган налоговую декларацию при получении им дохода в порядке дарения и устанавливается срок для ее представления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом, обязанность по уплате НДФЛ и представлению налоговой декларации обусловлена фактом получения доходов, облагаемых НДФЛ, и не зависит от возраста налогоплательщика.

В связи с тем, что налогоплательщиком не представлена декларация по налогу на доходы физических лиц, то согласно пункта 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации фио привлечена к взысканию штрафа в размере сумма

Согласно пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога влечет с собой взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

С учетом статьи 112 НК РФ сумма штрафа по статье 122 НК составила сумма.

В связи с наличием отрицательного сальдо единого налогового счета налоговым органом сформировано требование об уплате задолженности от 25.05.2023 № 1420, со сроком исполнения - 20.07.2023, которое направлено в адрес налогоплательщика.

28 августа 2024 года мировым судьей по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России №35 по адрес вынесен судебный приказ о взыскании с ... Татьяны Егоровны задолженности по уплате налогов, пени в размере сумма

Определением мирового судьи судебного участка №1 адрес, и.о. мирового судьи судебного участка №5 адрес, от 13 сентября 2024 года судебный приказ № 2а-396/2024 от 28 августа 2024 года о взыскании задолженности с ... Татьяны Егоровны налога и пени отменен.

Настоящее административное исковое заявление подано налоговым органом в суд 11.03.2025 года.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что срок для обращения в суд (в том числе и за судебным приказом) истек в 2023 году, однако даже за судебным приказом истец обратился лишь в 2024 году, то есть также после истечения установленного для этого законом срока.

Судебная коллегия, оценивая собранные по делу доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, не соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

Исходя из пункта 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.

Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Частью 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Порядок взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем предусмотрен ст. 48 НК РФ, которыми предусмотрено направление налоговым органом налогового уведомления об уплате налогов; далее – налогового требования, в случае его неисполнения – обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа; если судебный приказ отменен, то налоговый орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением; в случае пропуска процессуального срока на обращение в суд, срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Федеральным законом № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации включена статья 11.3 («Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет»), согласно пунктам 2, 3 которой единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 263-ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах сумма) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей); 2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).

При этом согласно подпункту 1 пункта 2 указанной статьи в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 4 Федерального закона № 263-ФЗ с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей, в том числе требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) (пункт 10 указанной статьи).

Оценивая обстоятельства пропуска налоговым органом установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, судебная коллегия учитывает, что налоговым органом предпринимались меры для взыскания с ... Т.Е. задолженности по обязательным платежам: в отношении ... Т.Е. проведена налоговая проверка, принято решение №2378 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в адрес административного ответчика направлено в установленном порядке требование об уплате задолженности, было направлено заявление о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей, после получения копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа направлено настоящее административное исковое заявление в суд, что исключает бездействие со стороны налогового органа, относящееся к неуважительным причинам пропуска срока для обращения за принудительным взысканием задолженности.

При этом исковое заявление о взыскании с ... Т.Е. налоговой задолженности направлено в суд с соблюдением требований пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа.

С учетом изложенного, решение суда, которым эти обстоятельства учтены не были, не может быть признано законным и обоснованным; оно в силу части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, взыскании с ... Т.Е. в пользу ИФНС России № 35 по адрес задолженности в общем размере сумма, поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания задолженности, административным истцом исполнена, полномочия на обращение в суд с указанными требованиями подтверждены; расчёт взыскиваемых сумм проверен и оснований полагать его неправильным не имеется, он основан на положениях действующего законодательства.

Кроме того, на основании положений ст. 114 КАС РФ, с ... Т.Е. подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма в доход бюджета адрес.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зеленоградского районного суда адрес от 30 мая 2025 года отменить, принять по делу новое решение, которым взыскать с ... Татьяны Егоровны в пользу ИФНС России № 35 по адрес задолженность по налогу в размере сумма, пени сумма, штраф сумма

Взыскать с ... Татьяны Егоровны в пользу бюджета адрес государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере сумма

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.

Председательствующий:

Судьи:



Суд:

Московский городской суд (Город Москва) (подробнее)

Истцы:

ИНФС №35 России по г.Москве (подробнее)

Судьи дела:

Большакова Н.А. (судья) (подробнее)