Решение № 2-115/2024 2-115/2024(2-1468/2023;)~М-1497/2023 2-1468/2023 М-1497/2023 от 11 января 2024 г. по делу № 2-115/2024Шилкинский районный суд (Забайкальский край) - Гражданское Дело № 2-115/2024 Именем Российской Федерации 11 января 2024 года г. Шилка Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Терновой Ю.В., при секретаре судебного заседания ТОВ, с участием истца КСА, представителя истца МСН, третьего лица КВВ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КСА к Администрации городского поселения «Шилкинское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании права на предоставление выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения в связи с его повреждением в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на капитальный ремонт и взыскании указанной выплаты, истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он с членами семьи фактически проживают в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья не имеют. В июле 2021 года на территории г.Шилка Шилкинского района Забайкальского края произошло наводнение, жилой дом административного истца пострадал. 01.10.2021 года заключением межведомственной комиссии дом был признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации в июле 2021 года. 10.12.2021 года решением суда за истцом признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с его утратой в результате чрезвычайной ситуации в июле 2021 года. 27.12.2021 года истец и его супруга включены в соответствующие списки граждан. При этом, КСА принял решение о предоставлении ему выплаты на строительство нового жилого помещения, однако, до 2023 года жилье ему построено не было. В связи с этим КСА вынужден был принять меры к ремонту своего жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. После ремонта межведомственная комиссия вынесла заключение о соответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодности его для проживания. Истец обратился в Администрацию ГП «Шилкинское» с заявлением о включение его в списки граждан на предоставление выплаты на производство капитального ремонта жилого помещения, в чем ему было отказано. С данным решением истец не согласен. Просит восстановит истцу срок на подачу документов, предусмотренный п.19 Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 года №362; признать за истцом право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, в связи с его повреждением в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории Шилкинского района Забайкальского края в 2021 году; обязать Администрацию ГП «Шилкинское» включить его в список семей и граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести истцу указанную выплату; обратить решение суда к немедленному исполнению. Истец КСА, его представитель МСН, действующий на основании устного заявления и ордера, в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, просили исковое заявление удовлетворить. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца КВВ заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что является супругой КСА. Им был заключен договор строительного подряда на строительство жилого помещения взамен утраченного в результате паводка, которое расположено по адресу: <адрес>. Однако, процесс строительства жилья так и не начался, в связи с чем, супруг самостоятельно принял меры к производству капитального ремонта жилого помещения. При этом, в Администрации ГП «Шилкинское» им пояснили, что они могут производить своими силами капитальный ремонт дома, по окончании которого, им будет предоставлена выплата на капитальный ремонт в установленном порядке. Однако, когда супруг обратился в администрацию с соответствующим заявлением, в предоставлении выплаты ему было отказано. Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии со ст. 18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2). Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (далее – постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила). Как следует из подп. 1 п. 3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1 - 3 и 5 п. 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений. Согласно п. 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживанияВ силу п.5 Правил к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится в том числе: несоответствие граждан категориям, указанным в п. 4 Правил; непредставления документов, указанных в п. 19, 20 Правил. В силу п.26 Правил повторное обращение гражданина с заявлением в соответствии с настоящими Правилами допускается после устранения причин отказа, в срок, установленный в пункте 19 настоящих Правил. Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п. 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п. 3). Постановлением Главы городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлением Главы городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское», куда вошли жилые дома, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности КСА, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.06.2023 года. Заключением межведомственной комиссии №35 от 01.10.2021 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации в июле 2021 года. Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 10.12.2021 года за КСА, КВВ признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в 2021 году. 28.09.2021 года истец обратился в Администрацию ГП «Шилкинское» с заявлением о включении его в списки граждан на строительство жилого помещения. 02.03.2022 года между КСА, ООО «Кристалл» и Администрацией ГП «Шилкинское» был заключен договор строительного подряда №. Согласно заключению межведомственной комиссии №04 от 24.04.2023 года жилой дом по адресу: <адрес> признан соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания. 05.12.2023 года Администрация ГП «Шилкинское» в письменном ответе отказала КСА во включении в списки граждан на предоставление выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, так как техническое состояние дома, расположенного по адресу: <адрес> характеризуется как исправное и пригодное для проживания. Оценив доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению ввиду следующего. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение). Пунктом 7 Положения определено, что уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия. Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.1 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года следует, что вопросы признания жилых помещений непригодными относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления или органом исполнительной власти. В Обзоре указано, что решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным, а также действий (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в установленном законодательством порядке. Таким образом, для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту, необходимо заключение межведомственной комиссии, содержащей соответствующие выводы. Согласно заключению межведомственной комиссии №35 от 01.10.2021 года жилое помещение истца было признано непригодным для проживания. Следовательно, межведомственной комиссией не было установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле 2021 года, жилое помещение истца подлежало капитальному ремонту. В связи с этим, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта и включения его в соответствующий список граждан. Тот факт, что в настоящее время жилое помещение истцом восстановлено и признано межведомственной комиссией пригодным для проживания, не является основанием для удовлетворения исковых требований истца, поскольку признание жилого помещения подлежащим капитальному ремонту не находится в компетенции суда, а является прерогативой межведомственной комиссии при Администрации ГП «Шилкинское», созданной для этих целей. С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, исковые требования КСА оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края. Судья Терновая Ю.В. Решение изготовлено 12 января 2024 года. Копия верна, судья Терновая Ю.В. Суд:Шилкинский районный суд (Забайкальский край) (подробнее)Судьи дела:Терновая Юлия Владимировна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |