Решение № 12-582/2023 12-75/2024 от 26 января 2024 г. по делу № 12-582/2023




Дело № 12-582/2023


РЕШЕНИЕ


по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Краснодар 26 января 2024г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе

судьи Баранова С.А.,

при секретаре Андриановой А.А.,

с участием:

представителей ФИО1 ФИО2,

ФИО3,

представителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 № 23-019/ДЛ/13 от 29.06.2023г., о привлечении должностного лица - ректора государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края ФИО1 к административном ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:


Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 № 23-019/ДЛ/13 от 29.06.2023г., должностное лицо - ректор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края ФИО1 привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Как указано в обжалуемом постановлении, правонарушение выразилось в том, что на основании соглашения от 30.12.2021г. № 11 БУ по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей», в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания па 2022г., предусмотрено оказание государственных услуг УПРЗ 8042000.99.0.ББ52АА31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 по реализации дополнительных общеразвивающих программ, исключительно детям-инвалидам, то есть, лицам из числа инвалидов в возрасте до 18 лет. Проверкой установлено, что в списочный состав детей-инвалидов, обучавшихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, зачисленных на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в 2022г. (2 полугодие 2021-2022 учебного года, 1 полугодие 2022-2023 учебного года), включены лица, старше 18 лет, которые в силу положений Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», не относятся к категории лиц «ребенок, дети» и, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не относятся к категории «ребенок-инвалид». Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 78.2 БК РФ, условий предоставления субсидий, установленных соглашением «о порядке и условиях предоставления субсидии из краевого бюджета государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30.12.2021г. № 11 БУ, допущено направление средств бюджета Краснодарского края, и оплата денежных обязательств в общей сумме 66 119 руб. 78 коп., в целях, не соответствующих целям, определенным условиями их предоставления, что согласно, положениям ст. 306.4 БК РФ, является нецелевым их использованием, и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.

ФИО1 обратилась с жалобой на постановление № 23-019/ДЛ/13 от 29.06.2023г., в которой указала, что на момент заключения договора с обучающимися, все дети-инвалиды не достигли возраста 18 лет, при этом, образовательная программа им должна выдаваться полностью. В соответствии со ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, имеющими право на получение пенсии по потере кормильца, признаются в том числе, дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23-х лет. Таким образом, если ребёнок-инвалид обучается по очной форме обучения, то обучение его в рамках реализации государственного задания по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, с использованием дистанционных образовательных технологий, при достижении им возраста 18 лет, во время такого обучения не меняет его статуса (ребёнка-инвалида) и, соответственно, полагаем возможным, в данном случае применение аналогии закона. Следовательно, нецелевого использования средств, вследствие оказания услуг лицам, не соответствующим категории пользователей услуг «дети-инвалиды», институтом допущено не было. Событие правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, отсутствует. Просит суд постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 23-019/ДЛ/13 о привлечении заявителя к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения в ее действиях.

В судебном заседании представители ФИО1 доводы жалобы поддержали, просили суд ее удовлетворить.

В судебном заседании ФИО4, представитель по доверенности департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, просила оставить постановление № 23-019/ДЛ/13, без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство), как главным распорядителем средств краевого бюджета, в ведении которого находится государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, государственное задание институту на 2022г. и плановый период 2023 и 2024гг., приказом от 27.12.2022г. № 3910 (в редакции приказов от 06.05.2022г. № 1082, от 10.08.2022г. № 1847) (далее -государственное задание па 2022г.).

Финансовое обеспечение государственного задания на 2022г. осуществлялось министерством, в рамках реализации п. 2.11 мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015г. № 939, предусматривающего, в том числе, предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по предоставлению дополнительного образования детей.

В целях финансового обеспечения государственного задания, утвержденного на 2022г., между министерством и учреждением заключено соглашение «о порядке и условиях предоставления субсидии из краевого бюджета государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и оказание государственных услуг (выполнение работ)» (далее - соглашение) от 30.12.2021г. № 11 НУ, в соответствии с которым, по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей» предусмотрено и выделено в 2022г. - 7 440 100 руб.

Государственным заданием на 2022г. (ч. 1 разделов 4-5) установлено, что содержание государственной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АА31000 и с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000, характеризуется показателем «дети-инвалиды».

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», регулирующим отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, установлено, что «ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)».

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам в возрасте до 18 лет.

Согласно Порядку оказания государственной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» (ч. 1 разделов 4-5 государственного задания), утвержденному приказом учреждения от 24.03.2021г. № 159 «Об утверждении порядков оказания государственных услуг (выполнения работ) на 2021г. и плановый период 2022 и 2023гг.» (приложение 2 к приказу, далее - Порядок № 159/2), услуга представляет собой мероприятия, направленные па организацию образовательной деятельности по реализации адаптивных образовательных программ в сфере дополнительного образования детей-инвалидов (п. 1.2).

Пунктом 1.4 Порядка № 159/2 определено, что в качестве потенциальных потребителей Услуги выступают физические лица (дети-инвалиды).

Пунктом 2.2 Порядка № 159/ 2 установлено: «категория потребителей услуги: физические лица, из числа указанных в пункте 1.4 Порядка, из числа обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, а также дети-инвалиды, нуждающиеся в обучении по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 1.5 Порядка № 159/2 установлено, что услуга на очередной календарный год и два плановых последующих периода исполняется в пределах бюджетных средств, предусмотренных и выделяемых министерством образования, пауки и молодежной политики Краснодарского края на эти цели.

Согласно соглашению от 30.12.2021 № 11 НУ по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей» предусмотрено и выделено: в 2022г. - 7 440 100 руб.

Согласно пункту 1.3 Порядка № 159/2, исполнителями услуги являются работники центра дистанционного образования (далее - ИДО, центр), структурных подразделений ГКОУ ИРО Краснодарского краж, а также привлеченные специалисты.

Положением о ИДО, утвержденным приказом ГБООУ ИРО Краснодарского края от 28.01.2021г. № 41 «Об изменении организационной структуры ГБОУ ИРО Краснодарского края» (далее - Положение о ИДО), установлено, что его основной целью является, в том числе, обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных программ (далее - ДОТ) по программам дополнительного образования.

Разделом 3 Положения о ИДО установлены функции центра в части реализации дополнительных общеразвивающих программ: мероприятия, направленные на организацию образовательной деятельности по реализации адаптивных образовательных программ в сфере дополнительного образования детей-инвалидов.

Приказом ГБОУ ИРО Краснодарскою края от 01.09.2021г. № 393 «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности в центре дистанционного образования ГБООУ ИРО Краснодарского края» (далее -Приказ № 393), утверждены в том числе; положение о порядке и основаниях приема и отчисления детей - инвалидов в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 5 к приказу, далее - Положение № 393/5); Положение об осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре дистанционного образования государственною бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 6 к приказу, далее - Положение № 393/6); Правила зачисления (приема) и отчисления детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (приложение 9 к приказу, далее - Положение № 393/9).

Согласно п. 2.1 Положения № 393/6, образовательная деятельность в ЦДО осуществляется по дополнительным образовательным общеразвивающим программам для детей-инвалидов, обучающихся па дому с использованием дистанционных образовательных технологий в возрасте от 6 до 18 лет.

Аналогичные положения, касающиеся возрастных ограничений, обучающихся в ЦДО установлены также п. 2.1 Положения № 393/9.

Учитывая вышеизложенное, за счет субсидии, выделенной учреждению на основании соглашения от 30.12.2021г. № 11 БУ по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей», в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2022г. предусмотрено оказание государственных услуг УПРЗ 8042000.99.0.ББ52АА31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 по реализации дополнительных общеразвивающих программ, исключительно детям-инвалидам, то есть, лицам из числа инвалидов в возрасте до 18 лет.

Проверкой установлено, что в списочный состав детей-инвалидов, обучавшихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, зачисленных на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в 2022г. (2 полугодие 2021-2022 учебного года, 1 полугодие 2022-2023 учебного года), включены лица, старше 18 лет, которые, в силу положений Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», не относятся к категории лиц «ребенок, дети» и, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не относятся к категории «ребенок-инвалид».

Согласно отчету о выполнении государственного задания за 2022г. (раздел 4 и раздел 5 ч. 1) по услуге с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АА31000 и с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000, источником информации о фактическом значении показателя, характеризующего объем (содержание) государственной услуги является реестр контрактов (договоров) на оказание преподавательских услуг.

В 2022г. оказание государственных услуг с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АА31000 и с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000, осуществлялась привлеченными специалистами на основании контрактов об оказании преподавательских услуг для нужд ГБОУ ИРО Краснодарского края, заключенным учреждением, в лице ректора ФИО1 31.01.2022г., 30.09.2022г.

Оплата по контрактам, в рамках которых оказаны услуги лицам, старше 18 лет, произведена по платежным поручениям, в том числе, от 05.07.2022г.

На основании контрактов возмездного оказания преподавательских услуг в 2022г. (2 полугодие 2021-2022 учебной) года, 1 полугодие 2022-2023 учебного года), институтом за счет средств краевою бюджета, выделенных в виде субсидии по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 «Дополнительное образование детей», произведены расходы по реализации дополнительных общеразвивающих программ лицам, не соответствующим категории потребителей услуг и требованием, установленным государственным заданием на 2022г., а именно, лицам, старше 18 лет, которые, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не относящимся к категории потребителей услуг «дети-инвалиды», на сумму 66 119 руб. 78 коп.

Нецелевое использование средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение государственного задания, подтверждается материалами административного дела, в том числе: справками об оплате ГБОУ ИРО Краснодарского края в 2022г. преподавательских услуг по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, оказанных обучающимся лицам (потребителям услуг), старше 18 лет: списком детей, старше 18 лет, получающих государственную услугу по дополнительным общеразвивающим программам в 2022г., сведениями за 2022г. об оплате преподавательских услуг по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, оказанных обучающимся лицам (потребителям услуг), старше 18 лет, копиями контрактов об оказании преподавательских услуг для нужд государственного бюджетного учреждения Краснодарского края за 2022г., копиями платежных поручений от 05.07.2022г. на оплату по контрактам (с учетом НДФЛ и страховых взносов). Иные доводы ходатайства основаны на нормах действующего законодательства, регламентирующего предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам.

Субъектом правонарушения, в соответствии с санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, являются, в том числе, должностные лица.

Пунктом 8.1 Устава учреждения, учреждение возглавляет ректор (руководитель), назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее уполномоченным органом (министерством) в установленном законодательством порядке.

Руководитель действует oт имени учреждения без доверенности, представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (п. 8.2 Устава).

Материалами дела установлено, что приказом Министерства от 10.07.2020г. №341-л, ФИО1 назначена ректором учреждения с 10.07.2020г.

Разделом 2 Должностной инструкции установлены должностные обязанности ректора, в том числе ректор: обеспечивает деятельность образовательной организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края и уставом образовательной организации (п. 2.1), в пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования (п. 2.13), планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников организации (п. 2.31), заключает гражданско-правовые договоры, государственные контракты и соглашения и выполняет обязательства по ним (п. 2.40), совместно с главным бухгалтером организации осуществляет контроль за соблюдением финансовой, кассовой, штатной дисциплины, и выполнением государственного задания (п. 2.47.2), соблюдает условия договора (соглашения) заключенного с учредителем на получение средств субсидии (п. 2.47.3).

В соответствии с разделом 4 Должностной инструкции, ректор учреждения несет ответственность, в том числе за неисполнение пли ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и трудовым договором и настоящей должностной инструкцией; несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, приказов министерства, по вопросам, входящим в компетенцию организации. Ректор может быть привлечен к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Таким образом, на дату совершения административного правонарушения, ФИО1 являлась должностным лицом.

Учитывая вышеизложенное, в действиях должностного лица - ректора государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края ФИО1 установлены состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО1, не усматривается.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Также, суд не находит правовых оснований для возможности замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, по следующим основаниям.

Замена наказания в виде административного штрафа предупреждением, возможна в совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях (бездействии) ФИО1

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании лицом требований законодательства в финансово-бюджетной сфере и невыполнении своих публично-правовых обязанностей по соблюдению указанных требований.

Применение меры административной ответственности в виде предупреждения может способствовать размыванию правового режима законности в правоотношениях, направленных на обеспечение бюджетного процесса в целях повышения эффективности, результативности расходования бюджетных средств.

Кроме того, допущенное ФИО1 нарушение имеет материальные последствия в сумме средств, использованных не по целевому назначению.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нецелевом расходовании общественных финансов (бюджетных средств).

Таким образом, совершенное правонарушение посягает на особо охраняемую законом сферу публичных отношений, и привело к материальным последствиям для бюджета публично-правового образования, выражается в нецелевом расходовании бюджетных средств, соответствующим образом влияет на квалификацию характера правонарушения, в том числе, при избрании вида и конкретной меры административного наказания.

Принимая во внимание существо правонарушения, суд считает, что санкция, примененная к правонарушителю, соответствует тяжести совершенного правонарушения.

Обстоятельства совершенного правонарушения, установлены верно, нарушений материального, либо процессуального законодательства в ходе рассмотрения дела не выявлено, в связи с чем, оснований к отмене обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

решил:


Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 № 23-019/ДЛ/13 от 29.06.2023г., о привлечении должностного лица - ректора государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края ФИО1 к административном ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток через Советский районный суд города Краснодара.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара С.А. Баранов



Суд:

Советский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) (подробнее)

Судьи дела:

Баранов Сергей Анатольевич (судья) (подробнее)