Решение № 2А-820/2023 2А-820/2023~М-814/2023 А-820/2023 М-814/2023 от 25 декабря 2023 г. по делу № 2А-820/2023




дело №а-820/2023


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года <адрес>

<адрес>

Палласовский районный суд Волгоградской области в составе судьи Мостовой С.Б., единолично, при секретаре Бахтеевой А.Н., с участием административного истца помощника прокурора Скопенко А.А., представителя ответчика администрации городского поселения г.Палласовка ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Палласовского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения г.Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на устранение повреждений дорожного покрытия,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Палласовского района Волгоградской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением, указав следующее.

Прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу ненадлежащего содержания проезжей части ул.Кирова в г.Палласовка Волгоградской области.

Проведенной проверкой установлено, что автомобильная дорога по ул.Кирова г.Палласовка имеет идентификационный номер 18-245-501 ОП МП-052, относится к дорогам общего пользования местного значения городского поселения на основании распоряжения «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области» от 09.10.2019 № 290-р.

Согласно разделу III приложения 1 Закона Волгоградской области от 04.12.2006 № 1347-ОД «О разграничении имущества, находящегося в

муниципальной собственности, между муниципальным образованием Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» Дорога с грунтовым покрытием на ул. Кирова г. Палласовка находится в муниципальной собственности городского поселения г. Палласовка и имеет инвентарный номер 01110122.

Проезжая часть ул.Кирова г.Палласовка находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Пунктом 4.2. ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения возложена на органы местного самоуправления.

В период времени с 14.11.2022 по 13.12.2022 прокуратурой района проводилась проверка по обращению ФИО2 по вопросу ненадлежащего содержания проезжей части ул. Кирова г. Палласовка.

Проверкой установлено, что состояние дорожного покрытия по указанной улице неудовлетворительное и не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы администрации городского поселения г. Палласовка 13.12.2022 внесено преставление об устранение вышеуказанных нарушений.

31.10.2023 в прокуратуру района поступило повторное обращение ФИО2 о не устранении администрацией городского поселения г. Палласовка ранее выявленных нарушений по содержанию дорожного покрытия по ул. Кирова г. Палласовка.

24.11.2023 в ходе проведения повторной проверки установлено, что меры администраций городского поселения г. Палласовка по устранению нарушений не приняты.

Проведенным сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Палласовскому району по поручению прокуратуры района обследованием дорожного покрытия 16.11.2023 в рамках повторной проверки установлено, что вышеуказанная дорога имеет дефекты дорожного покрытия в виде колеи глубиной 180 мм, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017.

На всем протяжении дороги имеются нарушения продольной ровности проезжей части, превышающие значения показателей продольной ровности указанных в таблице 5.2 п. 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 нарушение качественной характеристики состояния поверхности дорожного покрытия по геометрическим параметрам, способным оказывать влияние на колебания движущегося транспортного средства. Число просветов под трехметровой рейкой составляет более 30%, при этом максимальный просвет под рейкой составил 115 мм.

В нарушение п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, на обочине проезжей части имеется сухостой высотой 50 см.

В нарушение п. 5.2.4, 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 3634-2019, люки смотровых колодцев, расположенных на обочине проезжей части напротив домов № 42, 46, 48, 52 накрыты подручным материалом (доски, шифер, шины).

Таким образом, администрацией городского поселения г. Палласовка нарушаются требования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, что в свою очередь несет опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.

В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона № 257- ФЗ содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

С учетом уточнения административного иска административный истец просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения города Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области по непринятию мер, направленных на устранение повреждений дорожного покрытия по адресу: ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области и обязать администрацию городского поселения города Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями п.5.2, п.5.2.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 проезжую часть (дорогу) по ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области путем профилирования грунтового покрытия (разравнивания) и привести в соответствие с требованиями п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочину проезжей части ( дороги) по ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области путем принятия мер по уборке сухостоя.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Скопенко А.А.административное исковое требование поддержала.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения г. Палласовка Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании требования административного иска не признал. В своих возражениях на иск указал, что в бюджете городского поселения г.Палласовка на 2023 и 2024 средств на выполнение мероприятий, указанных в исковом заявлении не заложено, что делает невозможным выполнение в срок решения суда. Несоответствия ГОСТ дорожного покрытия не подтверждены доказательствами. Просит в иске отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – ОМВД РФ по Палласовскому району Волгоградской области не явился, о дне слушания дела уведомлен.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.1-3 ч.2 ст.62 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд в защиту прав, свобод, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий), но обязан : указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия( бездействие); подтверждать сведения, о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены прав и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые прокурор ссылается как на основания своих требований.

В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 и 4 ч.9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, совершившие оспариваемые действия ( бездействие).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п.1-3 ч.2 ст.62 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд в защиту прав, свобод, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий), но обязан : указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия( бездействие); подтверждать сведения, о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены прав и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые прокурор ссылается как на основания своих требований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии со статьей 3 названного закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Перечни автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения являются документами, определяющими статус таких дорог, и утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно (части 7, 8 статьи 5 Федерального закона №257-ФЗ).

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1 статьи 6 Закона №257-ФЗ).

По общему правилу части 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 34 Федерального закона №257-ФЗ).

Судом установлено, в рамках проведенной с 14.11.2022 по 13.12.2022 прокуратурой Палласовского района Волгоградской области проверки по обращению ФИО2 по вопросу ненадлежащего содержания проезжей части ул. Кирова г. Палласовка, установлено, что состояние дорожного покрытия неудовлетворительное и не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.

13.12.2022 года в адрес главы городского поселения г.Палласовка прокурором Палласовского района было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения. С выявленными нарушениями и требованиями указанными в акте прокурорского реагирования Глава городского поселения согласен в полном объеме. (л.д.18)

31.10.2023 в прокуратуру района поступило повторное обращение ФИО2 о не устранении администрацией городского поселения г.Палласовка ранее выявленных нарушений по содержанию дорожного покрытия по ул.Кирова г.Палласовка, что подтвердила повторная проверка от 24.11.2023.

Старшим инспектором ДПС ГИБДД ОМВД России по Палласовскому району Волгоградской области 16 ноября 2023 года произведен осмотр автомобильной дороги от ул.Кирова г.Палласовка, находящейся в ведении администрации городского поселения г.Палласовка.

Согласно представленному в суд акту осмотра от 16.11.2023 установлено, что автомобильная дорога общей протяженностью 1050 м. от ул. Береговая г.Палласовка до ул. Совхозная п.Заволжский Палласовского района имеет мокрое грунтовой покрытие, на грунтовом покрытии лужи, грязь (согласно разделу III приложения 1 Закона Волгоградской области от 04.12.2006 №1347-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальном образовании Палласовский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» дорога с грунтовым покрытием на ул.Кирова г.Палласовка имеет инвентарный номер 01110122).

Выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги на ул.Кирова- дорога с грунтовым покрытием на всем протяжении имеет нарушения продольной ровности проезжей части, превышающие значения показателей продольной ровности указанных в таблице 5.2 п.5.2.1 ГОСТ Р 20597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017) нарушение качественной характеристики состояния поверхности дорожного покрытия по геометрическим параметрам, способным оказывать влияние на колебания движущегося транспортного средства. Число просветов под трехметровой рейкой составляет более 30%, при этом максимальный просвет под рейкой составил 115 мм.

В нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть имеет дефекты дорожного покрытия в виде колеи глубиной 180 мм;

В нарушение п.5.1.1. ГОСТ Р 50597-2017 на обочине проезжей части имеется сухостой высотой 50 см. Данные нарушения подтверждаются фототаблицей (л.д. 7-10)

Административным истцом представлены доказательства установленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017,непринятие ответчиком мер к сохранности автомобильной дороги, что нарушает безопасность дорожного движения, нарушает права граждан.

В соответствии со ст. 13 и ст.17 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а так же организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ст.3, ч.4 ст.6, ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения основывается на основных принципах приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевом подходе к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения ( ст.3 ); к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения ( ч.4 ст.6) ; ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог ( ст.12).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 части 1 статьи 6 Устава городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области определено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения г. Палласовка и обеспечение безопасности дорожного движения на них (л.д.20-21).

Ответчиком не представлено доказательств обеспечения соответствия состояния дороги по ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области установленным техническим регламентам, принятие мер к устранению повреждений дорожного покрытия по ул. Кирова г. Палласовка, обеспечивающих безопасность движения.

При таких обстоятельствах, с учётом вышеуказанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации городского поселения города Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области по непринятию мер, направленных на устранение повреждений дорожного покрытия по адресу: ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области и о возложении на административного ответчика обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями п.5.2, п.5.2.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 проезжую часть (дорогу) по ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области путем профилирования грунтового покрытия (разравнивания) и привести в соответствие с требованиями п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочину проезжей части ( дороги) по ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области путем принятия мер по уборке сухостоя.

На основании изложенного руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административный иск прокурора Палласовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения города Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на устранение повреждений дорожного покрытия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения города Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области по непринятию мер, направленных на устранение повреждений дорожного покрытия по адресу: ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области.

Обязать администрацию городского поселения города Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу:

привести в соответствие с требованиями п.5.2, п.5.2.1, 5.2.4 ГОСТ

Р 50597-2017 проезжую часть (дорогу) по ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области путем профилирования грунтового покрытия (разравнивания) ;

привести в соответствие с требованиями п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочину проезжей части ( дороги) по ул. Кирова г. Палласовка Волгоградской области путем принятия мер по уборке сухостоя.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Палласовский районный суд Волгоградской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения (срок составления мотивированного решения – 28 декабря 2023 года).

Судья Мостовая С.Б.



Суд:

Палласовский районный суд (Волгоградская область) (подробнее)

Судьи дела:

Мостовая С.Б. (судья) (подробнее)