Решение № 2-3754/2023 2-466/2024 2-466/2024(2-3754/2023;)~М-3260/2023 М-3260/2023 от 22 января 2024 г. по делу № 2-3754/2023Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданское УИД 78RS0№-71 КОПИЯ Дело № 22 января 2024 года Именем Российской Федерации Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Васильевой М.Ю. при секретаре ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новгородского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований действующего законодательства в части утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, Новгородский транспортный прокурор обратился в Куйбышевский районный суд <адрес> – Петербурга с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») об обязании устранить нарушения требований действующего законодательства в части утверждения плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станций Торфяное, указывая, что Новгородской транспортной прокуратурой в июне 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере транспортной безопасности в отношении исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта, в том числе, в отношении железнодорожной станции Торфяное Октябрьской железной дороги, реестровый номер ЖСС113006, 1 категория по транспортной безопасности. Результаты оценки уязвимости железнодорожной станции утверждены решением руководителя Федерального Агентства железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ, а дополнительная оценка уязвимости ОТИ утверждена Росжелдором ДД.ММ.ГГГГ, однако, в нарушение требований действующего законодательства изменения в План обеспечения транспортной безопасности на утверждение Росжелдор не направлялись. Данные нарушения создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта на данной железнодорожной станции, подрывает состояние защищенности данных объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, противоречат основным целям и задачам обеспечения транспортной безопасности. Прокурор просил обязать ОАО «Российское железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устранить допущенные нарушения, обеспечив: 1)устранение нарушений требований федерального законодательства, указанных в заключении №\СЗТУ\2370 об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, утвержденном заместителем руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ, а именно: - разработать План с учетом результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ; -в разделе Положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ (порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра на ОТИ) предоставить информацию, предусмотренную п. 4.1 результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ (абз.14 п.5 подп. «и») и аналогичным пунктом раздела Плана; -в Положении (инструкции) предоставить порядок проведения досмотра на границе части ОТИ, находящейся на этапе реконструкции; -в Положении (инструкции) предоставить Порядок проведения досмотра в зоне транспортной безопасности ОТИ; -Предоставить приложение к Положению (инструкции) о пропускном и внутриобъектном режимах на ОТИ. 2) Разработку плана обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры с соблюдением требований Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №. 3) Предоставление плана обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры, разработанного с соблюдением Требований и Порядка, на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Представитель истца – помощник Новгородского транспортного прокурора ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, представил письменные возражения, согласно которых оснований для удовлетворения требований иска не имеется, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Третье лицо - Северо западное территориальное управление федерального агентства железнодорожного транспорта, извещенное о слушании дело, возражений на иск, ходатайств не направило. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей. ФИО4 п. 5 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции. Согласно п. 1, п. 10 ст. 1 указанного Федерального закона под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса. В силу части 1 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности"). При этом согласно п. 9, ч. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В соответствии с ч. 2 приведенной статьи к числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Частью 1 ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. В соответствии с частью 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Таким образом, утвержденные Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 43 Требования по обеспечению транспортной безопасности применялись до момента издания соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации. В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 495 Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, на ответчика также возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности, в том числе на указанном в исковом заявлении объекте транспортной инфраструктуры. Так, пунктом 4 Требований предусмотрено, что указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств. Подпунктом 17 пункта 5 Требований определено, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) или переходе права их использования на ином законном основании обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры). Согласно подпункту 6 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства). В отношении железнодорожной станции Торфяное оценка уязвимости, в том числе, дополнительная, была проведена и ее результаты были утверждены в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ. Однако, план транспортной безопасности с замечаниями Росжелдора возвращен на переработку и до настоящего времени недостатки плана не устранены и план не предоставлен на утверждение в указанный орган несмотря на то, что установленные Требованиями 3-месячный срок истек. При этом, на данной станции не образованы (сформированы) и (или) привлечены на договорной основе подразделения транспортной безопасности на защиту указанного объекта от актов незаконного вмешательства, что создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования ОТИ, подтверждая необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер обеспечения новых требований транспортной безопасности, а также позволяет суду прийти к выводу о наличии со стороны ответчика нарушений законодательства о транспортной безопасности, влекущих угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц. Однако, оценивая заявленные требования иска, по существу правильные и обоснованные, суд не находит оснований при разрешении вопроса об обязании ответчика разработать на основании результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ – железнодорожной станции Торфяное ОЖД (реестровый номер ЖСС 113006), утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Торфяное Октябрьской железной дороги – филиала ОАО РЖД с соблюдением требованием действующего на дату разработки законодательства РФ и утвердить его в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности, обязывать ответчика по формированию текста Положения о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ в части ранее допущенных несоответствий действующему законодательству, поскольку прерогатива проверки оформления Плана на предмет допущенных нарушений по его содержанию принадлежит компетентному органу в области обеспечения транспортной безопасности. Суд считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев, учитывая, что ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием, со строго регламентированной деятельностью путем разработки и утверждения Инвестиционной программы и годовых бюджетов, а также необходимость при заключении договора со специализированными организациями на выполнение услуг соблюдать требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц». В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании пп.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 6000 руб. На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Исковые требования Новгородского транспортного прокурора удовлетворить частично. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок 6 месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу разработать на основании результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ – железнодорожной станции Торфяное ОЖД (реестровый номер ЖСС 113006), утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Торфяное Октябрьской железной дороги – филиала ОАО РЖД с соблюдением требованием действующего на дату разработки законодательства РФ и утвердить его в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлины в доход местного бюджета сумме 6000 (шесть тысяч) руб. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга. Судья Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ Суд:Куйбышевский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)Судьи дела:Васильева М.Ю. (судья) (подробнее) |