Решение № 2А-409/2026 2А-409/2026(2А-4670/2025;)~М-2109/2025 2А-4670/2025 М-2109/2025 от 20 апреля 2026 г. по делу № 2А-409/2026




Дело № 2а-409/2026 УИД 78RS0020-01-2025-004074-46


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Санкт-Петербург 21 апреля 2026 года

Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,

при секретаре Самойленко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2021, 2022 годы всего в размере 9278 рублей, пени в размере 4539,05 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что административный ответчик является собственником двух автомобилей, однако в установленный законом срок налоги за названные налоговые периоды не уплатил. Административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки, которое исполнено не было. После отмены судебного приказа налоговая инспекция обратилась с настоящим административным иском в суд.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что является пенсионером, а следовательно, ему должна быть предоставлена льгота по уплате транспортного налога.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что ФИО1 в 2021 и 2022 годах являлся собственником автомобилей ВАЗ 21074, 2005 года выпуска, и Хундай Солярис, 2015 года выпуска.

Налоговым уведомлением № 53600416 от 01.09.2022 административному ответчику был начислен транспортный налог за 2021 год в сумме 4043 рублей.

В установленный законом срок налог уплачен не был.

В связи с формированием отрицательного сальдо единого налогового счета налоговая инспекция направила ФИО1 требование № 16658 от 23.07.2023 об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 11 255 рублей, а также пени в сумме 2537,33 рублей в срок до 16.11.2023.

Налоговым уведомлением № 107281399 от 12.08.2023 административному ответчику был начислен транспортный налог за 2022 год в сумме 5533 рублей.

В установленный законом срок транспортный налог за 2022 год ФИО1 уплачен не был, а требование от 23.07.2023 не исполнено.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 "О налоговых льготах" от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, пенсионеры или граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан одной из указанных категорий, при условии, что указанным транспортным средством является мотоцикл или мотороллер, а также за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан одной из указанных категорий, при условии, что указанным транспортным средством является автомобиль легковой с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, катер, моторная лодка или другое водное транспортное средство (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил включительно.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 11-13 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 установлено, что обязательными условиями для применения налоговых льгот, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов по ним в суммарном объеме более 10 процентов от суммы заявленной налоговой льготы.

Факт выполнения условий, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 11-13 названного Закона, устанавливается на последний день каждого налогового периода, на который распространяется соответствующая налоговая льгота.

В случае, если налогоплательщиком в течение календарного года, следующего за налоговым периодом, за который налогоплательщик заявил налоговую льготу, устранены обстоятельства, препятствующие применению налоговой льготы в соответствии с подпунктами 1 и 3 настоящего пункта, налогоплательщику предоставляется право на получение заявленной налоговой льготы.

Из материалов дела следует, что ФИО1 была предоставлена налоговая льгота по транспортному налогу в отношении автомобиля с государственным регистрационным номером № 0 на период с 01.01.2018 по 01.12.2019 (л.д. 54).

Вместе с тем, за налоговые периоды 2020-2024 года за ФИО1 числилась задолженность, в связи с неполной уплатой транспортного налога, что следует из пояснений налоговой инспекции, корточки расчета с бюджетом по транспортному налогу и представленных в материалы дела налоговых требований (л.д. 66-69, 73-76, 90-180).

Судебными приказами от 24.01.2018 по делу № 0, от 30.09.2019 по делу № 0, от 26.08.2019 по делу № 0, от 30.09.2020 по делу № № 0 с попова Д.В. ранее взыскивались недоимки по налогам и пеням, в том числе, по транспортному налогу.

Таким образом, судом отклоняются доводы ФИО1 о том, что за налоговые периоды 2021 и 2022 годов ему должна была быть предоставлена налоговая льгота по уплате транспортного налога.

Согласно пунктам 2 и 3 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

1) денежного выражения совокупной обязанности;

2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Пунктом 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

На основании п. 3 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица в размере, превышающем 3000 рублей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 1-3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.11.2025, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании задолженности принимается в сроки, не превышающие сроков, установленных подпунктом 1, абзацами вторым и третьим подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи.

Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Размер отрицательного сальдо ФИО1, включающего задолженность по транспортному налогу за 2021 и 2022 годы, а также начисленные пени превысил 10 000 рублей 02.12.2023 после неуплаты им налога за 2022 год (4043 + 5533 + пени не менее 3000 рублей, что следует из расчета пеней).

Следовательно, налоговая инспекция в силу приведенных выше положений пп. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обязана была обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности до 1 июля 2024 года.

Однако, с заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу обратилась к мировому судье судебного участка № 176 Санкт-Петербурга только 2 апреля 2025 года, то есть с пропуском установленного законом срока.

Межрайонная ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу о восстановлении срока подачи заявления о вынесении судебного приказа не ходатайствовала, на какие-либо уважительные обстоятельства пропуска данного срока в административном иске не ссылалась и из представленных суду письменных материалов такие обстоятельства не установлены.

На основании изложенного, поскольку налоговой инспекцией на 10 месяцев пропущен срок подачи заявления о вынесении судебного приказа, учитывая положения ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд отказывает в удовлетворении заявленных в административном иске требований о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2021-2022 годы, пени по состоянию на 16.05.2024 (исходя из представленного административным истцом расчета пеней).

В силу положений пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, так как установленный законом срок взыскания истребуемой в административном иске задолженности истек, данная задолженность является безнадежной к взысканию.

Руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.А. Черкасова

Решение принято судом в окончательной форме 21.04.2026.



Суд:

Пушкинский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)

Истцы:

МИФНС №20 по СПб (подробнее)

Судьи дела:

Черкасова Лидия Александровна (судья) (подробнее)