Решение № 2А-147/2020 2А-147/2020(2А-4830/2019;)~М-4301/2019 2А-4830/2019 М-4301/2019 от 19 февраля 2020 г. по делу № 2А-147/2020Петропавловск-Камчатский городской суд (Камчатский край) - Гражданские и административные Дело № 2а-147/2020 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 февраля 2020 года г. Петропавловск-Камчатский Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике ФИО1, с участием представителя административного истца ФИО3, административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому к ФИО4 о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу, сумм пени, ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО4 о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу, сумм пени. В обоснование иска указано на то, что при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Инспекция установила факт неуплаты ФИО4 в бюджет транспортного и земельного налога, пени общую сумму 115190 руб. 25 коп. за 2017 год. Так, налогоплательщику были исчислены транспортный и земельный налог, направлено налоговое уведомление №7027085 от 23 июня 2018 года об уплате за 2017 год транспортного налога в сумме 800 руб., земельного налога в сумме 113958 руб. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Инспекцией на основании п.1 ст.45 НК РФ выставлено требование от 19 декабря 2018 года №25461 об уплате транспортного налога в сумме 800 руб., пени 3 руб. 01 коп., земельного налога в сумме 113958 руб., пени 429 руб. 24 коп. Поскольку требование об уплате налогов ФИО4 также не исполнено, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. По результатам рассмотрения указанного заявления мировой судья судебного участка №8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 11 марта 2019 года вынес судебный приказ о взыскании с ФИО4 недоимки по транспортному и земельному налогам и суммы пени. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями относительно исполнения судебного приказа, 05 апреля 2019 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа. Обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и пени ФИО4 не исполнена, в связи с чем Инспекция просит суд взыскать с административного ответчика образовавшуюся задолженность по уплате транспортного и земельного налогов и начисленные пени. В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО3 административное исковое заявление поддержала. Относительно взыскания земельного налога пояснила, что подлежащая уплате сумма налога исчислена на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости. Несмотря на вступившее в законную силу решение суда об изменении кадастровой стоимости земельных участков, соответствующие изменения в ЕГРН до настоящего времени не внесены, в связи с чем оснований для перерасчета задолженности по земельному налогу не имеется. После внесения в ЕГРН актуальной записи о кадастровой стоимости земельных участков, налогоплательщик не лишен возможности обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога. Административный ответчик ФИО4 в судебном заседании согласился с взысканием задолженности по транспортному налогу и суммы пени, возражал против взыскания земельного налога в заявленном административным истцом размере. Полагал, что земельный налог должен быть исчислен исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, которая установлена решением Камчатского краевого суда от 06 ноября 2019 года. Исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела №2а-325/2019, суд приходит к следующему. Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 НК РФ). Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно частям 2, 3, 4, статьи 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45). Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. В силу пунктов 2, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Как следует из материалов дела, ФИО4 в 2017 году являлся собственником транспортного средства №; земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных в городе Петропавловске-Камчатском. Инспекцией ФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому сформировано налоговое уведомление №7027085 от 23 июня 2018 года об уплате транспортного налога в сумме 800 руб., земельного налога в сумме 113958 руб. за 2017 год в срок до 03 декабря 2018 года, которое направлено административному ответчику заказным письмом. В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено требование от 19 декабря 2018 года №25461 об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 800 руб. и пени в сумме 3 руб. 01 коп., недоимки по земельному налогу в сумме 113958 руб., пени в сумме 429 руб. 24 коп., в котором установлен срок уплаты задолженности по налогам и пени до 10 января 2019 года. Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ). В установленный налоговым органом срок сумма недоимки налогоплательщиком в бюджет перечислена не была, в связи с чем Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности. 11 марта 2019 года мировым судьей судебного участка №8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки за 2017 года по транспортному налогу в сумме 800 руб., пени – 3 руб. 01 коп., недоимки по земельному налогу в сумме 113958 руб., пени – 429 руб. 24 коп. Определением мирового судьи от 05 апреля 2019 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника ФИО4 относительно его исполнения. Административное исковое заявление подано Инспекцией в суд 10 июля 2019 года, то есть с соблюдением установленного законом срока. На момент рассмотрения дела недоимка административным ответчиком не погашена, задолженность за 2017 год по транспортному налогу составляет 800руб., пени по транспортному налогу – 3 руб. 01 коп. Расчет задолженности по налогу и пени судом проверен и является правильным. Порядок исчисления налога и факт наличия задолженности по транспортному налогу ФИО4 не оспариваются, сведений об уплате налога и пени за 2017 год ответчиком не представлено, в связи с чем административный иск в данной части подлежит удовлетворению. Вместе с этим суд усматривает основания не согласиться с представленным Инспекцией расчетом задолженности ФИО4 по земельному налогу в связи со следующим. Из материалов дела и объяснений представителя административного истца следует, что при формировании налогового уведомления от 23 июня 2018 года и расчете суммы земельного налога Инспекция исходила из кадастровой стоимости принадлежащих ФИО4 земельных участков с кадастровыми номерами №, которая содержится в Едином государственном реестре недвижимости и составляет 28472210 руб. и 28507094 руб. соответственно. Вместе с тем, решением Камчатского краевого суда от 06 ноября 2019 года, принятым по иску ФИО4 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № в размере 99563 руб. 68 коп.; земельного участка с кадастровым номером № в размере 99559 руб. 70 коп. по состоянию на 01 января 2012 года. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом в абзаце 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Согласно подпункту «а» пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 03 августа 2018 года №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №334-ФЗ), абзацы 4-7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу. В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 статьи 2 того же Федерального закона статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года. Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса. Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Учитывая, что основания для изменения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № возникли в связи с решением Камчатского краевого суда от 06 ноября 2019 года, то есть после 1 января 2019 года, суд приходит к выводу о применении к рассматриваемому спору положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2019 года. Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего административного дела, является установление налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков). Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2004 года №14-П, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Камчатского краевого суда. Обстоятельства того, что данные об изменении кадастровой стоимости земельных участков не внесены на момент рассмотрения дела в Единый государственный кадастр недвижимости, не приводят к иному выводу, поскольку они имеют место быть не по вине административного ответчика и он не должен претерпевать обусловленные этим негативные последствия. Согласно пункту 3 статьи 2 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2010 №305-нд «О земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (в редакции, действовавшей на момент формирования налогового уведомления) налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства устанавливается в размере 0,2 процента. Сумма земельного налога, подлежащего уплате за земельный участок с кадастровым номером №, составляет 199 руб. 13 коп. (99563,68 х 0,2%); за земельный участок с кадастровым номером № - 199 руб. 11 коп. (99559,7 х 0,2%). При таких данных с административного ответчика подлежи взысканию земельный налог в общей сумме 398 руб. 24 коп. В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 руб. Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому к ФИО4 удовлетворить частично. Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца №, ИНН №, проживающего в <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петропавловску-Камчатскому недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 800 руб., пени по транспортному налогу в сумме 03 руб. 01 коп., недоимку по земельному налогу в сумме 398 руб. 24 коп., а всего 1201 руб. 25 коп. Взыскать с ФИО4 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Ю.Н. Степанова Мотивированное решение составлено 06 марта 2020 года УИД 41RS0001-01-2019-007428-65 Суд:Петропавловск-Камчатский городской суд (Камчатский край) (подробнее)Судьи дела:Степанова Юлия Николаевна (судья) (подробнее) |