Решение № 3А-272/2023 3А-272/2023~М-279/2023 М-279/2023 от 22 ноября 2023 г. по делу № 3А-272/2023




Дело № 3а-272/2023

(УИД-78OS0000-01-2023-001030-46)


Р Е Ш Е Н И Е


И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

22 ноября 2023 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Т.С.,

с участием прокурора Андреева М.А.

при введении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 не действующим в части Закона Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», признании не действующим в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 года №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»,

УСТАНОВИЛ:


Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 декабря 2005 года принят и Губернатором Санкт-Петербурга 22 декабря 2005 года подписан Закон Санкт-Петербурга N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (до января 2009 года название закона - Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга"), который официально опубликован в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" 23 декабря 2005 года N 51 (далее - Закон Санкт-Петербурга N 728-99, Закон, Закон о Генеральном плане).

Статьей 1 данного Закона утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга (далее - Генеральный план), включающий в свой состав, в том числе материалы, устанавливающие цели и задачи территориального планирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе карту границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга.

В приложении 2 к Закону Санкт-Петербурга о Генеральном плане (Карте границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга) на листе 13 и 14 земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013105:3001, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А отнесен к функциональной зоне «Д» - зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (л.д. 104-105 том 1).

В Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане были внесены изменения Законами Санкт-Петербурга от 12.05.2008 N 274-44, от 19.01.2009 N 820-7, от 30.06.2010 N 412-93, от 29.11.2013 N 617-110, от 13.07.2015 N 421-82, от 06.07.2017 N 442-85, касающиеся, в том числе, исключения из названия нормативного правового акта слов "и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга".

Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане действует в редакции Закона Санкт-Петербурга N 763-161 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и подписанного Губернатором Санкт-Петербурга 19 декабря 2018 года, который опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 21.12.2018.

Внесенные Законами Санкт-Петербурга от 12.05.2008 N 274-44, от 19.01.2009 N 820-7, от 30.06.2010 N 412-93, от 29.11.2013 N 617-110, от 13.07.2015 N 421-82, от 06.07.2017 N 442-85, от 19.12.2018 №763-161 в Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане изменения, касающиеся Приложения 2, не затронули функционального зонирования в отношении вышеуказанного земельного участка.

21 июня 2016 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 524), пунктом 1 которого утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее - Правила землепользования и застройки).

Данное постановление опубликовано 29 июня 2016 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.

Указанным нормативным правовым актом согласно листам 46, 54 Приложения N 2 к Постановлению (Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений)) земельный участок в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> отнесен к территориальной зоне ТР-4 - зона рекреационного назначения - дворцово-парковых комплексов и исторических парков с включением объектов инженерной инфраструктуры; согласно листу 54 указанного Приложения земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013105:3001, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А отнесен к территориальной зоне ТД2_2 - общественно-деловая подзона специализированных общественно-деловых объектов, расположенных на территории периферийных и пригородных (включая исторически сложившиеся) районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры.

Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 04 июля 2017 года № 550, от 28 июня 2018 года № 526, от 23 июля 2019 года № 464, от 17 февраля 2020 года № 82, от 26 февраля 2021 года № 85, от 17 мая 2021 года № 293, от 1 октября 2021 года № 750, от 13 декабря 2021 года № 971, от 29 августа 2022 года №776, от 01 сентября 2022 года №778 вносились изменения в Постановление № 524, не меняющие ранее установленного территориального зонирования в части указанных выше земельных участков.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, где уточнив административные исковые требования, просили признать недействующими листы 13,14 приложения №2 к Закону Санкт-Петербурга N 728-99 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №763-161) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013105:3001, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит.А к функциональной зоне «Д»; листы 46, 54 Приложения №2 к Постановлению №524 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 года №85) в части установления на территории объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> территориальной зоны ТР-4; лист 54 Приложения №2 к Постановлению №524 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 года №85) в части установления на территории земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013105:3001, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А территориальной зоны ТД2_2 - общественно-деловая подзона специализированных общественно-деловых объектов, расположенных на территории периферийных и пригородных (включая исторически сложившиеся) районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры (л.д. 155 том 1).

В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 527 расположенная в Шуваловском парке «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово», включена в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге. В границах территории объекта культурного наследия федерального значения Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово» находится земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013105:3001. Оспариваемым в части Законом Санкт-Петербурга о Генеральном плане указанный земельный участок отнесен к функциональной зоне «Д», остальная часть территории объекта культурного наследия федерального значения отнесена к функциональной зоне «Р4» - зоне дворцово-парковых комплексов и исторических парков. Отнесение земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013105:3001 к функциональной зоне «Д», допускающей размещение гостиниц и иных подобных объектов, предназначенных для временного проживания граждан; общежитий, предназначенных для проживания лиц, обучающихся в учебных заведениях, расположенных на территории зоны, а также подземных или многоэтажных гаражей, по мнению истцов, противоречит установленному в пункте 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрету на проведение строительных и иных работ. Также указывают, что отнесение оспариваемым в части Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №524 земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013105:3001 и земельного участка в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово» к территориальным зонам ТД2_2 и ТР4 противоречит пункту 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В обоснование нарушения своих прав указали, что оспариваемые положения допускающие использование земельных участков в границах территории объекта культурного наследия федерального значения в противоречие с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", нарушают их права как жителей Санкт-Петербурга, пос. Парголово на сохранение и доступ к объекту культурного наследия.

Административный истец ФИО1, представитель административных истцов по доверенности и по ордеру адвокат Рассохин А.А. в судебное заседание явились, административные исковые требования поддерживали.

Административные истцы ФИО2, ФИО3, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, с учетом статьи 169.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также положения части 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности ФИО5, представители административных ответчиков Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности ФИО6, Патока Е.Ю., представляющая также интересы заинтересованного лица Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, в судебное заседание явились, ранее представили письменные возражения на заявленные требования, указали на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах предоставленных органам государственной власти города федерального значения полномочий, процедура принятия, опубликования и введения в действие этих актов была соблюдена и неоднократно проверена судами; административные ответчики полагают, что Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не регулирует отношения вопросы территориального планирования и не содержит запрета на установление функциональных зон на территории объекта культурного наследия. Также указали, что границы территориальных зон установлены в соответствии с границами функциональных зон; земельные участки в отношении которых установлены оспариваемые территориальные зоны не относятся к территориям в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (л.д. 82-86, 107-109, 156-158 том 1, 171-174 том 1).

Представитель заинтересованного лица ООО «А Девелопмент» по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 90-94 том 2). В пояснениях указывала, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013105:3001, площадью 75774 кв.м., расположенного в границах объекта культурного наследия федерального значения «ФИО8 с двенадцатью прудами и гидросооружениями», который в свою очередь входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово»». На указанном земельном участке расположены здания, в том числе, которые не являются объектами культурного наследия федерального значения. Целью приобретения объекта культурного наследия являлось именно его сохранение и восстановление.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 527 расположенная в Шуваловском парке «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово», включая Большой дворец, Дом садовника, Конный двор (ферма), лестница каменная, XIX в., Малый дворец («Белый дом»), мост каменный, "Новый Парнас", 1750-е гг., входящий в ее состав «ФИО8 с двенадцатью прудами и гидросооружениями, 2-я пол. XVIII - 1-я треть XIX вв.», включая скамья каменная, кон. XIX - нач.XX вв., "Склеп Адольфа", "Старый Парнас", "Туфовая арка" (руины), "Холодная баня" (руины), церковь апостолов Петра и Павла, включены в Перечень объектов культурного наследия объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (л.д. 175-177 том 1).

Учитывая, что функциональное и территориальное зонирование установлено в отношении территории объекта культурного наследия, то административные истцы, являясь жителями Санкт-Петербурга, вправе были обратиться с вышеуказанным административным иском в суд, обосновывая его указанием на нарушения действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и в сфере градостроительной деятельности, поскольку сохранение объектов культурного наследия, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Генерального плана (далее - ГрК РФ)).

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 63 ГрК РФ градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Как указано в части 3 статьи 63 ГрК РФ, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными данным кодексом.

В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 778-116 "О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 778-116), действовавшего на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, градостроительное планирование развития территории Санкт-Петербурга осуществлялось посредством разработки и утверждения градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий Санкт-Петербурга, в том числе Генерального плана Санкт-Петербурга.

Принятие законов Санкт-Петербурга, утверждающих градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий Санкт-Петербурга, относится к компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности (статья 7 Закона N 778-116).

Согласно статье 10 указанного закона градостроительная документация планирования утверждается законами Санкт-Петербурга по представлению Губернатора Санкт-Петербурга после рассмотрения и одобрения ее Правительством Санкт-Петербурга.

Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленной процедуры принятия (в том числе, к процедуре проведения публичных слушаний), опубликования и введения в действие, что установлено вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2009 года по делу №3-75/2009, от 28 февраля 2012 года по делу N 3-13/12, от 4 марта 2013 по делу N 3-31/2013, от 14 апреля 2019 года по делу N 3а-76/2019, от 17 января 2019 года по делу №3а-10/2019, от 30 ноября 2022 года по делу №3а-116/2022, имеющими преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения, суд проверяет оспариваемые положения на предмет соответствия их актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, административными истцами данные обстоятельства не оспариваются.

Последующие внесенные Законами Санкт-Петербурга от 12.05.2008 N 274-44, от 19.01.2009 N 820-7, от 30.06.2010 N 412-93, от 29.11.2013 N 617-110, от 13.07.2015 N 421-82, от 06.07.2017 N 442-85, от 19.12.2018 №763-161 в Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане изменения, касающиеся Приложения 2, не затронули функционального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013105:3001.

Согласно части 4.1 статьи 63 ГрК РФ (в редакции действовавшей на момент принятия Постановления Правительства Санкт-Петербурга №524) Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 12 указанного акта отнесено утверждение правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, внесение изменений в правила землепользования и застройки.

Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" (утратившим силу с 01 января 2023 года), пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100).

Постановление от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" принято Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с установленной процедурой, по форме и виду соответствует акту, который вправе принять Правительство Санкт-Петербурга, опубликовано в соответствии с установленным порядком, что установлено вступившим в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 14 апреля 2017 года по делу N 3а-54/2017, от 14 января 2019 года по делу N 3а-11/2019, от 6 ноября 2018 года по делу N 3а-169/2018, от 12 апреля 2022 года по делу №3а-49/2022 и по делу 3а-53/2022,имеющими преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и по соответствующим основаниям административными истцами не оспариваются.

Оценивая доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений Закона Санкт-Петербурга о Генеральном плане действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 527 расположенная в Шуваловском парке «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово», включая Большой дворец, Дом садовника, Конный двор (ферма), лестница каменная, XIX в., Малый дворец («Белый дом»), мост каменный, "Новый Парнас", 1750-е гг., входящий в ее состав «ФИО8 с двенадцатью прудами и гидросооружениями, 2-я пол. XVIII - 1-я треть XIX вв.», включая скамья каменная, кон. XIX - нач.XX вв., "Склеп Адольфа", "Старый Парнас", "Туфовая арка" (руины), "Холодная баня" (руины), церковь апостолов Петра и Павла, включены в Перечень объектов культурного наследия объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013105:3001, площадью 75774 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, с видом разрешенного использования для размещения объектов науки, является ООО «А Девелопмент» (л.д. 13-16 том 2). На указанном земельном участке расположены 13 объектов недвижимости, в том числе объекты культурного наследия федерального значения «Дворец Большой», Малый дворец («Белый дом»), «Конный двор («Ферма»), «Дом садовника», входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «ФИО8 с двенадцатью прудами и гидросооружениями», который в свою очередь входит в состав объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово»».

В соответствии с Планом границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово»» от 07 октября 2005 года (л.д. 15 том 1), действовавшим на момент принятия оспариваемых положений нормативных правовых актов, земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013105:3001 входит в границы территории указанного объекта культурного наследия.

В настоящее время границы и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово»» утверждены распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры №214-рп от 31 марта 2023 года (л.д. 110-114 том 1), согласно которому границы по сравнению с 2005 годом не изменились.

Оспаривая положения Закона о Генеральном плане Санкт-Петербурга, которыми земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013105:3001 отнесен к функциональной «Д», допускающей размещение гостиниц и иных подобных объектов, предназначенных для временного проживания граждан; общежитий, предназначенных для проживания лиц, обучающихся в учебных заведениях, расположенных на территории зоны, а также подземных или многоэтажных гаражей, административные истцы ссылаются на противоречие положениям пункта 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 9 ГрК РФ).

В рамках процедуры территориального планирования устанавливаются функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункты 2, 5 статьи 1, часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом территориального долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон.

Установление границ и назначения функциональной зоны составляет в силу положений части 3 статьи 9 ГрК РФ основу для формирования правового режима земель, но при этом правовым режимом земель не является.

Согласно части 12 названной статьи утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Таким образом, установление в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013105:3001, функциональной зоны «Д» не противоречит требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", допускающей работы по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. А как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 78:36:0013105:3001 расположены объекты недвижимости, в связи с чем, установление функциональной зоны на указанной территории также являлось необходимым для возможности их использования.

Кроме того, следует отметить, что ни градостроительное законодательство, ни Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не содержит запрета на установление функциональных зон на территориях, на которых расположены объекты культурного наследия.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Содержание приведенных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2005 г. N 728-99, земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013105:3001 находится в границах функциональной зоны всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (Д). Таким образом отнесение данного земельного участка к территориальной зоне ТД2_2 соответствует функциональному назначению территории, определенному Генеральным планом Санкт-Петербурга.

Согласно Генеральному плану Санкт-Петербурга территория объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово»» находится в границах функциональной зоны дворцово-парковых комплексов и исторических парков (Р4). Отнесение указанной территории к территориальной зоне ТР4 (зона рекреационного назначения – дворцово-парковых комплексов и исторических парков с включением объектов инженерной инфраструктуры также соответствует функциональному назначению территории, определенному Генеральным планом Санкт-Петербурга.

Ссылки административных истцов на противоречие пункту 1 части 4 статьи 36 ГрК РФ несостоятельны, поскольку указанные положения не содержат запрет на установление территориальных зон.

Категории земель, в отношении которых градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются, установлены в части 6 статьи 36 ГрК РФ, и территории памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к указанной категории земель не относятся.

Таким образом, оспариваемые положения Постановления Правительства Санкт-Петербурга №524 не противоречат градостроительному законодательству.

Кроме того, согласно Карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга (Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений) указанные выше земельные участки находятся в границах территории объекта культурного наследия (памятники и ансамбли), на которые действие градостроительных регламентов не распространяется в силу части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.4 Приложения 1 к Постановлению №524 использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется и для которых градостроительные регламенты не устанавливаются в силу части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования, определенным уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в части земельных участков, расположенных в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Как указывалось ранее режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Ш-вых (ФИО4) «Парголово»» установлен распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 31 марта 2023 года №214-рп.

Таким образом, права административных истцов на сохранение объекта культурного наследия федерального значения отнесением вышеуказанных территорий к территориальным зонам ТД2_2, ТР4 не нарушаются.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и исходя из приведенных норм федерального законодательства, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :


В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 не действующим в части Закона Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», признании не действующим в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» - отказать.

Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья подпись Т.С. Чистякова



Суд:

Санкт-Петербургский городской суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)

Судьи дела:

Чистякова Татьяна Сергеевна (судья) (подробнее)