Решение № 2-1320/2020 2-146/2021 2-146/2021(2-1320/2020;)~М-1250/2020 М-1250/2020 от 30 марта 2021 г. по делу № 2-1320/2020




Дело № 2-146/2021 30 марта 2021 года

УИД 29RS0016-01-2020-001969-55


РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Белоусова А.Л.,

при секретаре Фомичёвой И.К.,

с участием истца ФИО1, специалиста межведомственной комиссии МО "Город Новодвинск" ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" о признании многоквартирного жилого дома аварийным и возложении обязанности внести многоквартирный жилой дом в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" (далее администрация МО "Город Новодвинск") о возложении обязанности внести многоквартирный жилой дом в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В обоснование иска указал, что является собственником <адрес>. В состав дома входит восемь квартир, две из которых принадлежат гражданам на праве собственности, в том числе одна квартира 4 принадлежит ему, остальные квартиры находится в собственности муниципального образования "Город Новодвинск" и предоставлены гражданам по договорам социального найма. 15 декабря 2016 года им и жильцами дома было составлено коллективное заявление в администрацию МО г. Новодвинска о признании данных помещений непригодными для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Возврат заявления по причине не предоставления необходимых документов ответчиком не производился. 29 декабря 2016 года межведомственной комиссией муниципального образования "Город Новодвинск" составлены акт обследования помещений и заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции № 189 от 29.12.2016, согласно которым межведомственной комиссией было принято решение о выявлении оснований для признания жилых помещений (квартиры № 1-8), расположенных в указанном доме непригодными для проживания. Постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 11.01.2017 № 1-па, указанные жилые помещения признаны непригодными для проживания. Вопрос о признании многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, по непонятным ему причинам межведомственной комиссией не рассматривался, возврата заявления, уведомления о непредставлении необходимых документов для принятия такого решения он и другие жильцы дома не получали. 31 августа 2017 года он обратился в органы прокуратуры г. Новодвинска для проверки законности бездействия администрации муниципального образования "Город Новодвинск" по вопросу признания данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 21 декабря 2017 года по истечении более 1 года с подачи заявления постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" данный дом признан аварийным и установлен срок его расселения 2025 год. Ссылаясь на то, что Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, целью которой является устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в Программе и в данный перечень включены 23 многоквартирных дома со сроками расселения до 31.12.2022, без аварийного дома в котором расположена его квартира, считает, что при соблюдении ответчиком требований п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 о сроке рассмотрения поданного им и жильцами дома 15.12.2016 заявления и признание в этот период данного дома аварийным, имелись достаточные основания для включения данного дома в адресную программу Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы. Поэтому с учетом поданного заявления об уточнении исковых требований просит обязать ответчика признать многоквартирный жилой <адрес> аварийным до 01.01.2017 и внести данный дом в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп с изменениями на 21.04.2020 N 214-пп и установить срок расселения до 31.12.2022.

Истец ФИО1 в судебном заседании на иске настаивает.

Ответчик администрация МО "Город Новодвинск", третье лицо Министерство топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, извещенные о рассмотрении дела в судебное заседание своего представителя не направили, согласно представленным письменным отзывам против удовлетворения исковых требований возразили, указав на их необоснованный характер.

Специалист межведомственной комиссии МО "Город Новодвинск", привлеченной к участию в дела качестве третьего лица ФИО2 в судебном заседания мнения по иску не высказала, указала, что межведомственной комиссией МО "Город Новодвинск" своевременно рассмотрено заявления истца и жильцов указанного дома и 29.12.2016 принято соответствующее заключение о выявлении оснований для признания помещений в указанном доме непригодным для проживания, о чем истец сразу же уведомлен.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено по материалам дела, истец ФИО1 с 05.02.2008 является собственником <адрес>

В состав данного дома входит восемь квартир, две из которых принадлежат гражданам на праве собственности, в том числе одна квартира № 4 принадлежит истцу, остальные квартиры № 1,2,5,6,7,8 находятся в собственности муниципального образования "Город Новодвинск" и предоставлены гражданам для проживания.

14 декабря 2016 года истцом и остальными жильцами дома было составлено коллективное заявление и подано 16.12.2016 в администрацию МО "Город Новодвинск" для рассмотрения вопроса о признании данных помещений квартир непригодными для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

29 декабря 2016 года межведомственной комиссией муниципального образования "Город Новодвинск" составлены акт обследования данных помещений и заключение об оценке соответствия этих помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции от 29.12.2016 № 189, согласно которым межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания жилых помещений (квартиры № 1-8) в указанном доме несоответствующими требованиям, предъявляемым помещением и отнесение их к непригодным для постоянного проживания.

Постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 11.01.2017 № 1-па, утвержден указанный акт межведомственной комиссии от 29.12.2016 № 189 и на основании заключения межведомственной комиссии от 29.12.2016 № 189 указанные жилые помещения (квартиры № 1-8) признаны непригодными для проживания.

В последующем ответчиком на основании муниципального контракта от 17.10.2017 № 13-2/0153 было инициировано обследование специализированной организацией технического состояния указанного дома.

По итогам проведения обследования данной организацией составлено экспертное заключение от 23.11.2017 № 303.46.17 согласно которому механическая безопасность обследованного объекта не соответствует минимально необходимым требованиям (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", но отсутствует угроза немедленного обрушения конструкций. Текущее техническое состояние объекта оценивается как аварийное, проводить ремонтные работы и/или реконструкцию экономически нецелесообразно из-за высокой величины физического износа. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.

15 декабря 2017 года межведомственная комиссия муниципального образования "Город Новодвинск" рассмотрев в совокупности акт обследования данных помещений и заключение об оценке соответствия этих помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции от 29.12.2016 № 189 и указанное экспертное заключение от 23.11.2017 № 303.46.17 составила заключение №198 о том, что указанный дом является аварийным и подлежит сносу.

Постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 21.12.2017 № 951-па на основании указанного заключения межведомственная комиссии от 15.12.2017 № 198 <адрес> области признан аварийным и подлежащим сносу и установлен срок отселения граждан из данного дома 2025 год с поручением управляющей организации данным домом обеспечить его ежеквартальное обследование технического состояния основных конструктивных элементов здания.

Возражая относительного такого порядка и срока признания <адрес> аварийным и подлежащим сносу, истец считает, что ответчик был обязан принять меры к признанию этого дома таковым еще до 01.01.2017, что позволило бы включить дом в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп с планируемой датой окончания переселения 31.12.2022, как предусмотрено данной программой для других домом, расположенных в г. Новодвинске, включенных в эту программу, на что суд отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения жилищного правоотношения.

Согласно п. 45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В силу п. 46 Положения межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

По правилам п. 47 Положения межведомственная комиссия вправе принять одно из указанных в этом пункте решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, обращение истца и жильцов указанного дома к ответчику 16.12.2016 было связано с рассмотрением вопроса о признании помещений квартир <адрес> непригодными для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

К поданному заявлению заключение специализированной организации об обследовании данного многоквартирного дома для признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не прилагалось.

Рассмотрев своевременно данное заявление истца и жильцов указанного дома, межведомственная комиссия муниципального образования "Город Новодвинск", образованная ответчиком, 29.12.2016 приняла одно из решений предусмотренных п. 47 Положения - о выявлении оснований для признания этих помещений непригодными для проживания.

О принятом решении межведомственной комиссии истец своевременно был уведомлен и его не оспаривал, обратившись в дальнейшем 31.08.2017 за защитой своих прав в прокуратуру г. Новодвинска с заявлением о бездействии ответчика по принятию решения о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение специализированной организации об обследовании указанного многоквартирного дома для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции истцом также приложено к данному заявлению не было.

В связи с таким повторным обращением истца по вопросу признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ответчиком размещен муниципальный заказ и заключен 17.10.2017 муниципальный контракт об обследовании указанного многоквартирного дома, после чего межведомственной комиссией муниципального образования "Город Новодвинск" на основании составленного экспертного заключения № 303.46.17 от 23.11.2017 в совокупности с остальными документами по данному дому принято заключение № 198 от 15.12.2017 на основании которого постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 21.12.2017 № 951-па <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Давая анализ изложенным обстоятельствам в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами и сопоставляя их с названными нормами права, суд считает, что вопреки утверждению истца у ответчика отсутствовала объективная возможность признать указанный дом до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу в виду отсутствия бесспорных доказательств, подтверждающих, что указанный дом на 01.01.2017 являлся таковым, при наличии никем не оспоренного решения межведомственной комиссии муниципального образования "Город Новодвинск" от 29.12.2016 об ином решении по данному дому.

Поэтому требования истца о возложении на ответчика обязанности признать многоквартирный жилой <адрес> аварийным до 01.01.2017, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Отсутствуют у суда законные основания и для удовлетворения требований истца внести данный дом в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп с изменениями на 21.04.2020 N 214-пп, так как указанный дом в установленном порядке не признавался аварийным до 01.01.2017.

Требования установить срок расселения данного дома до 31.12.2022 по изложенным истцом обстоятельствам суд также находит необоснованными, поскольку срок отселения физических лиц из указанного дома признанного аварийным и подлежащим сносу определен постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 21.12.2017 № 951-па как 2025 год. Законность данного постановления истцом в своих требованиях не оспаривается и предметом спора не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" о признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным до 01.01.2017 и возложении обязанности внести многоквартирный жилой дом <адрес> в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, отказать.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд.

Председательствующий А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 06 апреля 2021 года.



Суд:

Новодвинский городской суд (Архангельская область) (подробнее)

Судьи дела:

Белоусов Андрей Леонидович (судья) (подробнее)