Решение № 2А-5919/2023 2А-5919/2023~М-5242/2023 М-5242/2023 от 11 августа 2023 г. по делу № 2А-5919/2023Благовещенский городской суд (Амурская область) - Административное Производство № 2а-5919/2023 УИД 28RS0004-01-2023-006729-64 именем Российской Федерации 11 августа 2023 года г. Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Вискуловой В.В., при секретаре судебного заседания Бондареве М.В., с участием старшего помощника прокурора г. Благовещенска ЕЕ, представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска ЕН, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска к администрации города Благовещенска об обязании администрации города Благовещенска обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, прокурор г. Благовещенска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по исполнению администрацией г. Благовещенска жилищного законодательства в рамках Национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой установлено, что по состоянию на 26.06.2023 г. на территории города расположен многоквартирный жилой дом, фактически расселенный в рамках региональных и муниципальных программ и не снесенный в установленные сроки. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 г. № 152 была утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», однако данной программой не предусмотрено финансирование на снос аварийного жилищного фонда. Мероприятия по сносу аварийного жилищного фонда финансируются исключительно из местного бюджета в рамках муниципальной адресной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска», утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 03.10.2014 г. № 4130. Проверкой выявлено, что на территории г. Благовещенска полностью расселен, но не снесен многоквартирный дом № *** Между тем, администрация города Благовещенска, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока демонтажа или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. В данном случае фактические данные свидетельствуют о том, что вышеуказанный дом подлежат сносу, ввиду признания его аварийным и непригодным для проживания граждан. На основании изложенного просит суд, возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Благовещенска ЕЕ настаивала на доводах административного искового заявления, просила удовлетворить заявленные административные требования в полном объеме. В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска ЕН возражала против доводов административного искового заявления, просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Поддержала доводы представленных письменных возражений на заявленные административные исковые требования, согласно которым региональной адресной программой не предусмотрены мероприятия по сносу расселенных многоквартирных домов, равно как и сроки сноса и финансирование таких мероприятий. Данные мероприятия предусмотрены в муниципальной подпрограмме и финансируется из городского бюджета. При этом городской бюджет на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг. формировался в условиях жесткой экономии, дополнительные источники не прогнозируются. Указывает, что администрацией г. Благовещенска выполняются все необходимые мероприятия по сносу расселенных аварийных домов, расположенных на территории муниципального образования, в связи с чем, отсутствует необходимость судебного вмешательства в гарантированную Конституцией РФ самостоятельность органов местного самоуправления с целью защиты прав неопределенного круга лиц путем возложения на администрацию г. Благовещенска требуемой обязанности. В то же время срок, до которого администрация г. Благовещенска должна исполнить решение суда, является заведомо неисполнимым. Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного искового заявления уведомлялись судом надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства административного дела не поступало. Суд, руководствуясь ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. В письменном отзыве на заявленные административные исковые требования директор МКУ «БГАЖЦ» ОВ возражала против доводов административного искового заявления, просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме. Также привела позицию в целом аналогичную доводам, изложенным в письменных возражениях администрации г. Благовещенска на заявленные административные исковые требования. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного или неопределенного круга лиц, либо возникла реальная угроза их нарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля. Исходя из положений п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ одним из вопросов местного значения городского поселения является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные нормы права закреплены в пп. 6 п. 1 ст. 4 Устава муниципального образования города Благовещенска, принятым Решением Думы г. Благовещенска от 26.05.2005 г. № 62/89. Проведение мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда финансируются из местного бюджета в рамках муниципальной адресной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска», утвержденной постановлением администрации г. Благовещенска от 03.10.2014 г. № 4130. Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Как подтверждается проведенной прокуратурой г. Благовещенска проверкой, администрацией г. Благовещенска не были предприняты необходимые меры по ликвидации аварийного жилищного фонда, расположенного по адресу: ***. Между тем, материалами дела не подтверждается, что администрация г. Благовещенска предприняла все необходимые меры по ликвидации фактически расселенного аварийного жилого дома. Отнесение многоквартирного дома к муниципальному жилищному фонду административным ответчиком не оспаривалось. В свою очередь доводы административного ответчика, что возложение на администрацию г. Благовещенска соответствующей обязанности является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления по осуществлению деятельности в жилищной сфере, несостоятельны. Так, административный ответчик, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязан создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда, при признании дома аварийным, непригодным для проживания, в силу своих полномочий обязан организовать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Возложение на администрацию г. Благовещенска соответствующей обязанности направлено на устранение нарушений прав и законных интересов граждан, проживающих на территории г. Благовещенска и не может противоречить Конституции РФ, которой закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Доводы относительно отсутствия в бюджете денежных средств для организации сноса аварийного дома, тогда как мероприятия по сносу аварийного жилищного фонда финансируется исключительно из городского бюджета и исполняются в пределах выделенных средств, не могут служить основанием для освобождения администрации г. Благовещенска от исполнения действующего законодательства в жилищной сфере. При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора г. Благовещенска обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, поскольку срок, предлагаемый административным истцом для исполнения решения суда (шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу), по мнению суда, является недостаточным. Учитывая, что в целях исполнения решения суда органу местного самоуправления будет необходимо принять ряд требующих времени мер, в том числе: внести изменения в решение Благовещенской городской Думы от 08.12.2022 г. № 50/145 «О городском бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», довести денежные средства до главного распорядителя бюджетных средств местного бюджета, которому, в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ необходимо: утвердить план-график закупок, либо внести изменения в такой план, подготовить технические задания и локальные сметы, подготовить документацию открытого аукциона в электронной форме для определения подрядной организации, разместить извещение о проведении аукциона, заключить муниципальные контракты, - срок, запрашиваемый административным истцом, является явно недостаточным, приведет к невозможности исполнения решения суда, что не позволит в полной мере, эффективно защитить права и законные интересы граждан, проживающих на территории города Благовещенска. На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд административное исковое заявление прокурора города Благовещенска – удовлетворить частично. Возложить на администрацию города Благовещенска Амурской области обязанность обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, в срок до 31 декабря 2024 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья В.В. Вискулова Решение суда в окончательной форме принято 24 августа 2023 года Председательствующий судья В.В. Вискулова Суд:Благовещенский городской суд (Амурская область) (подробнее)Истцы:прокурор города Благовещенска (подробнее)Ответчики:Администрация г. Благовещенска (подробнее)Иные лица:Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска (подробнее)Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска (подробнее) МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" (подробнее) Судьи дела:Вискулова В.В. (судья) (подробнее) |