Постановление № 5-2287/2020 5-2288/2020 от 5 октября 2020 г. по делу № 5-2287/2020




< >

УИД № 35RS0001-01-2020-003150-67

производство № 5-2287/2020


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


город Череповец 05 октября 2020 года

Судья Череповецкого городского суда Вологодской области Лашманова О.Е.,

с участием представителя комитета охраны окружающей среды мэрии г. Череповца –ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении председателя гаражно-строительного кооператива № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>,

у с т а н о в и л:


В отношении должностного лица ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, о том, что он, являясь должностным лицом – председателем ГСК №, допустил накопление отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы от автотранспорта) на территории земельного участка с № по <адрес>, в местах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, что является нарушением требований ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно:

в ходе планового (рейдового) осмотра земельных участков специалистом комитета охраны окружающей среды мэрии г. Череповца ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 16 минут установлен факт накопления отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы от автотранспорта) на земельном участке с кадастровым №. При визуальном осмотре установлено, что на территории данного земельного участка расположен здание гаража, состоящего из отдельных гаражных боксов, отходы производства и потребления сброшены на почву непосредственно около стены здания гаража с северной стороны.

Выявленный и зафиксированный факт захламления отходами производства и потребления земельного участка является нарушением ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1, 2 ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно:

- отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;

- запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

В судебное заседание ФИО2, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют вернувшиеся судье почтовое извещение с места жительства с отметкой об истечении срока хранения, не явился, заявлений и ходатайств об отложении дела не представил.

Судья, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, и не признавая обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ФИО2

В судебном заседании представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО1, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала, считала вину председателя ГСК № ФИО2 в совершении административного правонарушения установленной и полностью доказанной.

Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 11, ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В ходе административного расследования установлено, что в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке правообладателем земельного участка с кадастровым № является ГСК № (право постоянного бессрочного пользования – государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №). Разрешенное использование земельного участка: эксплуатация 22 гаражных боксов.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ председателем ГСК № является ФИО2.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Факт совершения правонарушения ФИО2 подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №; повесткой о вызове председателя ГСК № ФИО2 для дачи объяснений по факту правонарушения; определением о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; копией планового (рейдового) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ № и приложенными к нему фотоматериалами и планом-схемой территории; копией выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГСК №; копией выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым №; копией государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей ДД.ММ.ГГГГ, а также другими материалами дела в их совокупности.

Каких-либо оснований для того, чтобы считать эти доказательства недопустимыми и недостоверными, не усматривается.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом комитета охраны окружающей среды мэрии г. Череповца Ж. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования в отношении должностного лица ГСК № о том, что по результатам рейдового осмотра, обследования на территории земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес> специалистом охраны окружающей среды мэрии города обнаружено накопление отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы от автотранспорта) в местах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По общему правилу от имени юридических лиц действуют их органы, посредством деятельности которых юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Полномочия таких органов определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Единоличным исполнительным органом управления юридического лица – ГСК №, осуществляющим руководство его деятельностью, является председатель. В соответствии со сведениями о юридическом лице из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ председателем ГСК № является ФИО2

При этом суд полагает, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ФИО2 имелась.

Действия ФИО2 суд квалифицирует по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего кодекса.

Изложенные обстоятельства, оцененные в их взаимосвязи, свидетельствуют о том, что ФИО2, являясь председателем ГСК №, допустил накопление отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы от автотранспорта) на территории земельного участка с кадастровым № по <адрес>.

Совершенное ФИО2 деяние, формально образующее состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не несет в себе существенную угрозу правоотношениям в области охраны окружающей среды, и не может свидетельствовать о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права и своим обязанностям.

Таким образом, противоправные действия ФИО2 не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия степени общественной опасности.

Исходя из смысла закона, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Незначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учесть, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким - либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в действиях ФИО2 имеется состав административного правонарушения, но нет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, учитывая суть и характер нарушения, а также отсутствие тяжких последствий правонарушения, судья считает, что председатель ГСК № ФИО2 может быть освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиваясь устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 8.2, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:


Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении председателя гаражно-строительного кооператива № ФИО2 в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить ФИО2 устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья < > О.Е. Лашманова

Подлинный документ подшит

в дело УИД 35RS0001-01-2020-003150-67

производство № 5-2287/2020

Череповецкого городского суда

Вологодской области



Суд:

Череповецкий городской суд (Вологодская область) (подробнее)

Судьи дела:

Лашманова Ольга Евгеньевна (судья) (подробнее)