Решение № 2А-1829/2019 2А-1829/2019~М-1142/2019 М-1142/2019 от 24 декабря 2019 г. по делу № 2А-1829/2019Енисейский районный суд (Красноярский край) - Гражданские и административные Дело № 2а-1829/2019 Именем Российской Федерации город Енисейск 24 декабря 2019 года Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Яковенко Т.И. при секретаре Шматкове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по имущественным налогам, пени, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (далее - МИФНС России № 9 по Красноярскому краю) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1921 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 5,28 руб., а всего 1926,28 руб. Требования мотивированы тем,что в 2017 году ФИО1 на праве собственности принадлежалаквартира, расположенная по адресу: <адрес>, доля в праве - 1; период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, налог рассчитан за 12 месяцев владения в размере 1921 руб. Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год на сумму 1921 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок обязанность по уплате данного налога налогоплательщиком не была исполнена. В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника заказным письмом было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов. Поскольку налоги своевременно уплачены не были, в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов на имеющуюся задолженность налогоплательщику начислены пени и отправлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 5,28 руб., до настоящего времени требования должником не исполнены. Представитель административного истца МИФНС России № 9 по Красноярскому краю ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, на удовлетворении требований настаивала. Административный ответчик ФИО1, извещавшаяся о времени и месте судебного заседания по адресу регистрации по месту жительства (<адрес>), в суд не явилась, судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения. По правилам пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ). Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Учитывая положения вышеприведенных норм закона, отсутствие доказательств невозможности получения извещения суда о месте и времени судебного разбирательства в суде по обстоятельствам, независящим от административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что данное извещение следует считать доставленным, а ответчика - извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Согласно ст. 204 КАС РФ в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме. Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 65, а также в пункте 67 Пленума от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание участников судебного процесса. На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, без проведения аудиопротоколирования. Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ). Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ). Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом. Согласно абз.2 п.2 ст.45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Так, в соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз.2 п.1 ст.48 НК РФ). В соответствии с абз.3 п.1 ст.48 НК РФ указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи. Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 ст.48 НК РФ). Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п.1 ст.23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика. Согласно ст.19 НК РФналогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Из содержания п.1 ст.45 НК РФ следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (п.1 ст.70 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75). Федеральным законом от 04 октября 2014 года №284-ФЗ признан утратившим силу и недействующим с 01 января 2015 года Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 32 «Налог на имущество физических лиц». В силуст. 400 НК РФналогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Согласно п. 2 ч. 1ст. 401 НК РФобъектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В силу ч.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса. Порядок определения налоговой базы, исходя из инвентарной стоимости объекта налогообложения, установлен статьей 404 данного Кодекса, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. Из вышеизложенных правовых норм следует, что при расчете налога соответствующий налоговый орган должен руководствоваться сведениями, представленными ему органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации. В соответствии с ч. 1ст. 409 НК РФналог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с абз. 3 ч. 1ст. 363 НК РФналог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Как следует из материалов дела, ФИО3 (до брака ФИО4) О.И. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Соответственно, административный ответчик является плательщиком имущественных налогов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика ФИО5 было направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1921 руб., транспортного налога за 2016 года в размере 15 000 рублей. Налогоплательщик ФИО1 в установленный законом срок налоги не оплатила, в связи с чем налоговой инспекцией в соответствии сост. 75 НК РФ на сумму недоимок по налогу на имущество физических начислены пени в размере 5,28 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представленный расчет судом проверен, сомнений не вызывает, контррасчет ответчиком не представлен. В соответствии с требованиями ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес должника ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № об уплате налога, пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое налогоплательщиком исполнено не было. Факт направления налоговым органом в адрес налогоплательщика налогового уведомления и требования об уплате налога подтверждается реестром почтовых отправлений с отметкой отделения почтовой связи о принятии корреспонденции. В силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связиили через личный кабинет налогоплательщика. Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом. Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов за 2016 год, а у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налогов. Вследствие неисполнения должником требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в установленный в нём срок, налоговый орган исходя из положений, предусмотренных п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц; ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края был постановлен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам, который определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Поскольку после отмены судебного приказа обязательство по уплате имущественных налогов, пени в добровольном порядке в полном объеме не было исполнено, МИФНС России № 9 по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Енисейский районный суд с административным исковым заявлением. Совокупность представленных письменных доказательств подтверждает тот факт, что на момент рассмотрения дела судом за налогоплательщиком ФИО1 числится задолженность за 2016 год по налогу на имущество физических лиц в размере 1921 руб., пени за несвоевременную его уплату в размере 5,28 руб. При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок взыскания имеющейся задолженности с ФИО1, определенный статьей 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ, налоговым органом соблюден, доказательств уплаты сумм задолженности административным ответчиком не представлено, суд признает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению: с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц, пени за несвоевременную его уплату в указанных административным истцом размерах. На основании ст. 103 КАС РФ, подпункта 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования город Енисейск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб., от уплаты которой в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена налоговая инспекция. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю удовлетворить. Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (УФК по <адрес>, № счета получателя 40№ в Отделение Красноярск г. Красноярск, БИК 040407001, ИНН <***>, КПП 245401001, ОКТМО 04712000) задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1921 рубль, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 05 рублей 28 копеек, а всего – 1926 (одну тысячу девятьсот двадцать шесть) рублей 28 копеек. Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования <адрес> края государственную пошлину в сумме 400 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд. Председательствующий: Т.И. Яковенко Мотивированное решение составлено 25 декабря 2019 года Суд:Енисейский районный суд (Красноярский край) (подробнее)Судьи дела:Яковенко Т.И. (судья) (подробнее) |