Решение от 5 сентября 2014 г. Верховный Суд РФВерховный Суд Российской Федерации - Административное Суть спора: об оспаривании п. 4 изменений, утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 №824 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АКПИ14-788 г.Москва 5 сентября 2014 г. Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Романенкова н г Российской Федерации при секретаре Сомхиевой СЮ. с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Щигровские коммунальные сети» о признании частично недействующим пункта 4 Изменений, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 824, установил: постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 824 утверждены изменения, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Нормативный правовой акт опубликован в «Российской газете» 25 сентября 2013 г., Собрании законодательства Российской Федерации № 39, 30 сентября 2013 г., на официальном интернет-портале правовой информации п#р:/Ау\у\у.ргауо.§оу.ги 23 сентября 2013 г. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов дополнены пунктом 81(9), в соответствии с которым ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных данными Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. ООО «Щигровские коммунальные сети» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 4 Изменений, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 824. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта, предписывающие осуществлять ввод приборов учета в эксплуатацию исполнителем без взимания платы, противоречат пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его права, препятствуя достижению основной цели деятельности коммерческой организации извлечение прибыли. В суде представители ООО «Щигровские коммунальные сети» Кочетков СБ., Смахтин В.Л. поддержали заявленные требования и пояснили, что договором о водоснабжении услуга по вводу индивидуального прибора учета холодной воды в эксплуатацию не предусмотрена. Она должна быть оплачена сверх платы за коммунальные услуги. При вводе индивидуального прибора учета холодной воды в эксплуатацию организация несет затраты по оплате труда специалистов, приобретению горюче-смазочных материалов, транспортные расходы, которые не включаются в состав платы за водоснабжение и водоотведение. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 15 июля 2014 г. № СП-П9-5287). Представитель Правительства Российской Федерации Непомнящий А.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушают прав коммерческих организаций. Выслушав объяснения представителей ООО «Щигровские коммунальные сети» Кочеткова СБ., Смахтина В.Л., Правительства Российской Федерации Непомнящего А.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов возникают на основании возмездного договора. В таких сферах деятельности, как розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, заключается публичный договор. Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Аналогичная норма содержится в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» (пункт 2 статьи 1). При предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов заключается публичный договор. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению, производится исполнителем и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета. Устанавливая правило о вводе приборов в эксплуатацию без взимания платы исполнителем Правительство Российской Федерации действовало в пределах делегированных ему полномочий по нормативно-правовому регулированию гражданских отношений. Данное правовое регулирование соответствует как Гражданскому кодексу Российской Федерации, так и Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Регулируя отношения по договору энергоснабжения, Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривает возможность заключения договора с абонентом при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539). Обеспечение учета потребления энергии предполагает приобретение и установку абонентом индивидуального прибора учета, а оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению, производится исполнителем. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Из содержания данной нормы Федерального закона следует, что опломбирование приборов учета производится без взимания платы. Установка пломб на индивидуальные приборы учета производится перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию и не предполагает взимания платы при вводе индивидуального прибора учета холодной воды в эксплуатацию. Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными. Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, обязаны соблюдать установленные правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Гражданский кодекс Российской Федерации, регулируя отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2). В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Общества с ограниченной ответственностью «Щигровские коммунальные сети» о признании частично недействующим пункта 4 Изменений, которые вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 824, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме. Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С Романенков Суд:Верховный Суд РФ (подробнее)Истцы:ООО "Щигровские коммунальные сети" (подробнее)Ответчики:Правительство РФ. (подробнее)Судьи дела:Романенков Николай Семенович (судья) (подробнее)Судебная практика по:По коммунальным платежамСудебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ
|