Решение от 19 января 2024 г. по делу № А50-22025/2023Арбитражный суд Пермского края ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А50-22025/2023 19 января 2024 года г. Пермь Резолютивная часть решения вынесена 28 декабря 2023 года. Полный текст решения изготовлен 19 января 2024 года. Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морочковой М.А., секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская поликлиника № 7» (ОГРН <***>,ИНН <***>) о взыскании использованных не по целевому назначению средств в сумме 864 780,27 руб., пени в сумме 29 034,79 руб., штрафа в сумме 131 950,79 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в заседании приняли участие представители: от истца – ФИО2, по доверенности от 30.12.2022 № 07/9339, предъявлены паспорт, диплом; ФИО3, по доверенности от 28.02.2023 № 07/1449, предъявлен паспорт (после перерыва в судебном заседании); от ответчика – ФИО4, по доверенности от 20.06.2023 № 6/19-15, предъявлены паспорт, диплом; лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – также АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее также - истец, Территориальный фонд, фонд) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Городская поликлиника № 7» (далее также - ответчик, учреждение) о взыскании использованных не по целевому назначению средств в сумме 864 780,27 руб., пени за период с 18.05.2023 по 21.08.2023 в сумме 29 034,79 руб., штрафа в сумме 131 950,79 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ). В обоснование исковых требований фонд указывает на наличие оснований для восстановления использованных учреждением не по целевому назначению средств указанной сумме по выявленным проведенной проверкой в деятельности ответчика нарушениям, а также взыскания начисленных пеней и примененного штрафа. Ответчик с требованиями не согласен по приведенным в отзыве, дополнениях к отзыву мотивам, полагает, что достаточных оснований для взыскания спорных средств не имеется. Наряду с этим, учреждение просило по изложенным доводам снизить размер штрафа, заявленного фондом к взысканию. В судебном заседании 27.12.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16 час. 40 мин. 28.12.2023 (протокольное определение суда от 27.12.2023). После перерыва судебное заседание продолжено 28.12.2023 в том же составе суда при явке представителей сторон. Представленные сторонами в рамках рассмотрения спора процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего судебного дела. Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца, ответчика, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, должностными лицами фонда проведена плановая проверка использования средств, полученных учреждением на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) за период с 01.01.2021 по 31.12.2022, по результатам которой составлен Акт проверки от 28.04.2023 № 49, фиксирующий выявленные в ходе проведения проверки нарушения. В ходе проверки выявлены факты использования ответчиком средств ОМС не по целевому назначению в сумме 1 319 507,93 рубля. В акте проверки от 28.04.2023 № 49 отражено требование о возврате указанных средств (1 319 507,93 руб.) фонду и уплате штрафа в соответствии частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее также - Закон № 326-ФЗ) в размере 131 950,79 руб., также учреждению начислены пени. Территориальным фондом в адрес ответчика направлена претензия от 08.06.2023 № 07/4314 с требованием вернуть в бюджет фонда денежные средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 1 319 507,93 руб., уплатить штраф в сумме 131 950,79 руб. и начисленные пени в сумме 29 034,79 рубля. Частично средства ОМС, использованные ответчиком нецелевым образом, учреждением (платежными поручениями от 22.05.2023 № 459960, от 26.06.2023 № 591196, от 03.08.2023 № 738373, от 22.08.2023 № 804235) восстановлены на счете фонда в сумме 454 727,66 рубля. Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований истца обусловило обращение Территориального фонда в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением, с последующим уточнением исковых требований. Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений. В силу закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, - собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 7204/12). В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. Как предусмотрено частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Исходя из положений статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. На основании статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. При этом аналогичное понятие содержалось в ранее действовавшей статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается. Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Статьей 9 Закона № 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации. В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. В силу положения статьи 37 Закона № 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Исходя из части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона № 326-ФЗ, средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми. В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Согласно части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Сходные нормативные установления, определяющие права заинтересованного лица, содержит и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 29.07.2011 № 508-п. Часть 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда. Частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу и не включает расходы, связанные со страхованием объектов недвижимого, а также движимого имущества. В пункте 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н (далее также - Правила № 108н), также определена структура тарифа, в соответствии с которой медицинские организации могут осуществлять расходы за счет средств ОМС. Согласно пунктам 185, 186, 192, 193, 195, 196 Правил № 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Расходы медицинских организаций не отвечающим задачам оказания медицинской помощи в сфере ОМС, не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. В пунктах 192 - 208 Правил № 108н перечислены виды затрат, которые включаются в состав тарифа. Расходы, не включенные в состав затрат, установленных пунктами 192 - 208 Правил № 108н, не могут быть оплачены за счет средств ОМС. Статьей 30 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1). На основании части 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Закон № 323-ФЗ), и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 названного Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом. Исходя из пунктов 185, 186, 192, 193, 195, 196 Правил № 108н критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. При этом расходы медицинских организаций не отвечающим задачам оказания медицинской помощи в сфере ОМС, не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществляться за счет средств ОМС. С учетом указанных нормативных установлений, составленный территориальным фондом в рамках реализации предоставленной компетенции акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является основанием для возврата медицинской организации в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования. Согласно части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1998 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда. Согласно пункту 49 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 № 255н, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе обратиться в суд. Таким образом, с учетом статуса фонда он может выступать истцом по данной категории дел и заявленные требования с учетом их уточнения подлежат рассмотрению судом по существу. Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона № 326-ФЗ. Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона № 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования. Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона № 326-ФЗ). Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 № 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 и от 28.12.2020 № 2299 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой. Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. В соответствии с положениями статей 10, 11, 19, 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам гарантировано получение медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Под медицинской услугой для целей Закона № 323-ФЗ понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2). Медицинское вмешательство, согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 323-ФЗ, представляет собой выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Номенклатура представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении (пункт 1 Номенклатуры) и в силу частей 3 и 14 статьи 37 Закона № 323-ФЗ используется при разработке клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи, на основе и с учетом которых в соответствии с частью 1 этой статьи организуется и оказывается медицинская помощь. Клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи. Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет» (пункт 23 статьи 2, части 3, 13 статьи 37 Закона № 323-ФЗ). Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг (часть 14 статьи 37 Закона № 323-ФЗ). Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299, в разделах «Финансовое обеспечение Программы» определено, что источниками финансового обеспечения Программ являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства ОМС. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: - застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программ, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения; - осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программ, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программ, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе III Программ указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний и состояний (перечень содержится в этом разделе), в том числе беременность, роды, послеродовой период и аборты. В части 2 статьи 19 Закона № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением, санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, установлен частью 6 статьи 35 Закона № 326-ФЗ, при этом в данный перечень, в частности, включены беременность, роды, послеродовой период и аборты (пункт 19). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее также - Перечень ЖНВЛП). В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона № 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом стандарты медицинской помощи являются основой для установления размера страхового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и расчета тарифов на оплату медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования. Стандарт медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты и применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, а также иные усредненные показатели, учитывающие особенности конкретного заболевания (состояния). Стандарты выступают критериями оценки качества и надлежащего объема выполняемых медицинских манипуляций, а также процедуры их назначения. Назначение лекарственных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП при оказании стационарной помощи осуществляется по медицинским показаниям (при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных препаратов, а также при непереносимости лекарственных препаратов) на основании решений врачебной комиссии медицинской организации. При этом действует правило, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 80 Закона № 323-ФЗ, в соответствии с которым при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии. В соответствии с положениями статьи 48 Закона № 323-ФЗ под врачебной комиссией медицинской организации понимается комиссия, состоящая из врачей и возглавляемая руководителем или одним из его заместителей и созданная в целях совершенствования оказания медицинской помощи для принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях. Согласно пункту 4.13 раздела II Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 № 502н (далее также - Порядок № 502н), в функции врачебной комиссии входит, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случае и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с пунктом 16 Порядка 502н решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: 16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); 16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании; 16.3. перечень обсуждаемых вопросов; 16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование. Из письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.02.2000 № 2510/1684-32 «О Примерном положении о формулярной комиссии» следует, что с целью разработки и постоянного обновления формулярного перечня лекарственных средств субъекта Российской Федерации или учреждения здравоохранения стационарного типа создается формулярная комиссия. Формулярная комиссия является экспертным органом учреждения здравоохранения, основной задачей которой является рассмотрение предложений по включению или исключению лекарственных средств, о внесении изменений или дополнений в формулярный перечень. Таким образом, закупка лекарственного препарата, не включенного в Перечень ЖНВЛП, за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется либо индивидуально для пациента по решению врачебной комиссии учреждения здравоохранения, с учетом включения препарата в формулярный перечень лекарственных средств учреждения здравоохранения стационарного типа. На основании правовых позиций, отраженных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 № 1648-О, конкретизирую положения статьи 41 Конституции Российской Федерации Законом № 326-ФЗ предусмотрены, в частности, что объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования определяется путем принятии территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также установил порядок организации и гарантии финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с указанными программами. Одной из таких гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций, выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Законом № 326-ФЗ структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 30 и часть 7 статьи 35 Законом № 326-ФЗ). Соответственно, в силу приведенных законоположений медицинская организация вправе получать средства обязательного медицинского страхования исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Расходование средств ОМС является строго целевым, осуществляется в соответствии с условиями территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходами, включенными в структуру тарифа. Как следует из обстоятельств спора, в деятельности ответчика выявлены в частности следующие нарушения: Нецелевое расходование средств ОМС на приобретение лекарственных средств, не входящих в Перечень ЖНВЛП при отсутствии протоколов врачебной комиссии в сумме 493 654,20 руб., в том числе за 2021 год - 213 567 руб., за 2022 год - 280 087,20 руб., указанные средства, по выводам фонда, использованы не по целевому назначению на оплату расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (в нарушение части 2 и 3 статьи 80 Закона № 323-ФЗ, пункта 5 раздела III Территориальной программы на 2021 год, пункта 5 раздела III Территориальной программы на 2022 год, пункта 11.6.11 Тарифного соглашения на 2022 год); Нецелевое расходование средств ОМС в суммах 202 986,21 руб. и 168 139,86 руб. на компенсационные выплаты сотрудникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по рабочим местам, для которых специальная оценка условий труда (далее также - СОУТ) не проводилась, а также оплата дополнительного отпуска некоторым из этих сотрудников (в нарушение пункта 11.5 Раздела III Тарифного соглашения на 2021 год, пункта 4.4 раздела IV Положения от 31.12.2015 № 1190-п). Как указывает фонд, в ходе проверки протоколы врачебной комиссии по назначению пациентам лекарственных препаратов «Мифепрекс» (действующее вещество мифепристон) и «Мифепристон», не входящих в Перечень ЖНВЛП, за 2021-2022 годы, журналы регистрации протоколов врачебной комиссии по назначению пациентам лекарственных препаратов «Мифепрекс» (действующее вещество мифепристон) и «Мифепристон», комиссии не предоставлены, во врачебной документации пациентов, которым назначался лекарственный препарат «Мифепрекс» (действующее вещество мифепристон) и «Мифепристон», решения врачебной комиссии (протокола решений врачебной комиссии) отсутствуют. По выводам фонда, учреждением допущено нецелевое расходование средств ОМС на приобретение лекарственных средств, не входящих в Перечень ЖНВЛП при отсутствии протоколов врачебной комиссии в сумме 493 654,20 руб., в том числе за 2021 год - 213 567 руб., за 2022 год - 280 087,20 руб., указанные средства, как указал фонд, использованы не по целевому назначению на оплату расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Оспаривая выводы фонда по указанному нарушению, учреждение приводит следующие доводы. Действующими в спорный период Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Территориальными программами ОМС Пермского края предусматривалось, что медицинская услуга ВОЗ.001.005 «аборт медикаментозный» осуществляется в условиях дневного стационара по профилю «акушерство и гинекология», медицинская помощь при абортах оказывалась в 2021 и 2022 годах в рамках медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС. В Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденных Минздравом России № 11-7/И/2-1619, ФФОМС № 00-10-26-2-06/750 02.02.2022, также была предусмотрена оплата за счет средств ОМС медицинской помощи по КСГ «аборт медикаментозный». Исходя из пунктов 2 и 3 части 1 статьи 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь должна организовываться и оказываться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями и на основе клинических рекомендаций. Пунктом 89 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденного приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н (далее также - Порядок № 1130н), предусмотрено, что медицинская помощь женщинам при искусственном прерывании беременности оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по «акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)». При том в силу пункта 99 Порядка № 1130н для прерывания беременности сроком до двенадцати недель могут использоваться как хирургический, так и медикаментозный методы. Прерывание беременности в сроки, предусмотренные клиническими рекомендациями медикаментозным методом, проводится врачом - акушером-гинекологом в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара с обязательным наблюдением женщины не менее 1,5-2 часов после приема лекарственных препаратов. При медикаментозном методе прерывания беременности используются лекарственные препараты, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право женщин на получение в рамках ОМС медицинской помощи в виде медицинской услуги «аборт медикаментозный». При этом для прерывания беременности медикаментозным методом должны использоваться лекарственные препараты, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Требования о том, что эти лекарственные препараты должны быть включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Порядок № 1130н не устанавливает. Министерством здравоохранения Российской Федерации письмом от 15.10.2015 № 15-4/10/2-6120 направлены для использования в работе клинические рекомендации (протокол лечения) «Медикаментозное прерывание беременности», разработанные в соответствии со статьей 76 Закона № 323-ФЗ (далее также - Клинические рекомендации). Клиническими рекомендациями предусмотрено проведение медикаментозного аборта путем приема пациентками лекарственных препаратов «мифепристон» и «мизопростол» в соответствующих дозах и в соответствующей хронологической последовательности. Применение для медикаментозного аборта иных лекарственных препаратов указанными Клиническими рекомендациями не предусмотрено, при том, что иных клинических рекомендаций для медикаментозного прерывания беременности в настоящее время не имеется. При этом медицинская услуга ВОЗ.001.005 указана в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, как «Комплексная услуга по медикаментозному прерыванию беременности» и не может быть разделена на составные части (этапы). Учреждение имеет лицензию на оказание первичной специализированной медицинской помощи в дневном стационаре по «акушерству и гинекологии (искусственное прерывание беременности)». Прикрепленные для медицинского обслуживания к учреждению женщины, в силу положений Программ, имели право на получение в учреждении за счет ОМС медицинской помощи в виде комплексной услуги по медикаментозному прерыванию беременности. При этом из предназначенных Клиническими рекомендациями для медикаментозного аборта лекарственных препаратов один - «мизопростол», используемый на втором этапе медицинского вмешательства, включен в Перечень ЖНВЛП, а второй - «мифепристон», подлежащий применению на первом этапе аборта, не включен в Перечень ЖНВЛП. В целях соблюдения указанных в части 2 статьи 19 Закона № 323-ФЗ прав граждан и реализации Программ и Территориальных программ ОМС, формулярной комиссией учреждения принято решение о закупке для медикаментозного прерывания беременности обоих, предусмотренных Клиническими рекомендациями, лекарственных препаратов: «мифепристона» и «мизопростола». Из материалов дела следует, что лекарственный препарат «мифепристон» на основании Клинических рекомендаций включен в перечень приобретаемых и применяемых при оказании медицинских услуг лекарственных препаратов протоколами формулярной врачебной комиссии учреждения от 11.01.2021 № 1 и от 10.01.2022 № 1. В клинических рекомендациях (протоколе лечения) «Медикаментозное прерывание беременности», доведенных письмом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 № 15-4/10/2-6120 в разделе «Препараты, используемые для медикаментозного прерывания беременности» указано, что медикаментозного прерывания беременности рекомендованы препараты: мифепристон и мизопростол (уровень доказательности IA), они отнесены к лекарственным средствам, сертифицированным в Российской Федерации для медикаментозного прерывания беременности. При этом мифепристон, антагонист прогестероновых рецепторов, широко используемый для медикаментозных абортов, зарегистрирован в более чем 40 странах и он в настоящее время включен ВОЗ в «Типовой перечень жизненно важных лекарственных препаратов». В клинических рекомендациях (протоколе лечения) «Медикаментозное прерывание беременности», доведенных письмом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 № 15-4/10/2-6120 в разделе «Показания и противопоказания к медикаментозному прерыванию беременности» отмечено, что при медикаментозном методе прерывания беременности используются лекарственные средства, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов. Настоящий клинический протокол следует считать нормативным документом, разрешающим применение методики медикаментозного аборта в указанных сроках (до 63 дней аменореи) вне инструкций без дополнительного оформления заключения врачебной комиссии на ее проведение. Поскольку методика медикаментозного аборта, предусмотренная Клиническими рекомендациями (протоколом лечения) «Медикаментозное прерывание беременности», доведенными письмом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 № 15-4/10/2-6120, предусматривает применение «мифепристона» и положение о том, что протоколом лечения (клинический протокол) следует считать нормативным документом, разрешающим применение методики медикаментозного аборта вне инструкций без дополнительного оформления заключения врачебной комиссии на ее проведение, учитывая, что лекарственный препарат «мифепристон» на основании Клинических рекомендаций включен в перечень приобретаемых и применяемых при оказании медицинских услуг лекарственных препаратов протоколами формулярной врачебной комиссии учреждения от 11.01.2021 № 1 и от 10.01.2022 № 1, доводы учреждения, несмотря на ссылки фонда на часть 2 статьи 48, часть 3 статьи 80 Закона № 323-ФЗ, пункт 7 части 2 статьи 83, пункт 3 части 2 статьи 83.1 и пункт 28 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, суд находит обоснованными. Как следует из представленных в дело доказательств, в учреждении образованы и осуществляли деятельность врачебная и формулярная комиссии, принято решение о введении в формуляр стационара указанных препаратов. Приобретая медицинские препараты, учреждение здравоохранения действовало в рамках своих основных целей, определенных статьей 4 Закона № 326-ФЗ, используя приобретенные препараты для оказания застрахованным лицам медицинской помощи, при этом сам вид произведенных расходов включен в тариф, установленный в статье 35 Закона № 326-ФЗ и в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в связи с чем, расходование денежных средств не может быть признано нецелевым. Доказательства отсутствия необходимости приобретения указанных фондом препаратов в целях оказания медицинской помощи либо их применения не по назначению в материалах дела отсутствуют. Исковые требования Территориального фонда в указанной части не подлежат удовлетворению. Ссылки фонда на материалы судебной практики судом рассмотрены и отклонены, поскольку указанные судебные акты не имеют для рассмотрения настоящего дела и основаны на исследовании и оценке иных фактических обстоятельств, при отсутствии специальных указаний Министерства здравоохранения Российской Федерации о неоформлении заключения врачебной комиссии на проведение методики медицинской услуги (вмешательства). В отношении требований фонда, основанных на выводах о нецелевом расходовании ответчиком средств ОМС в суммах 202 986,21 руб. и 168 139,86 руб. на компенсационные выплаты сотрудникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по рабочим местам, для которых специальная оценка условий труда не проводилась, а также оплату дополнительного отпуска некоторым из этих сотрудников, суд учитывает следующее. Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее также - Закон № 426-ФЗ, Закон о специальной оценке условий труда) урегулированы отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 1). Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Закона о специальной оценке условий труда). По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (статья 3 Закона о специальной оценке условий труда). Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда (статья 14 Закона о специальной оценке условий труда). Статьей 7 Закона о специальной оценке условий труда определена область применения результатов проведения специальной оценки условий труда. Предусмотрено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в частности для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее также - ТК РФ) гарантий и компенсаций, а также обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из положений статей 135, 144 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 146, части 1 статьи 147 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или опасными условиями труда, устанавливается повышенный размер оплаты труда. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада). В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 03.09.2008 № 291-ПК «Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края и отдельных категорий работников Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края» оплата труда работников включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Перечень видов и порядок установления компенсационных и стимулирующих выплат утверждаются Правительством края. Порядок и условия осуществления выплат компенсационного характера Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Пермского края, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 31.12.2015 № 1190-п (далее - Положение от 31.12.2015 № 1190-п), предусматривает выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Пунктом 4.4 раздела IV Порядка и условий осуществления выплат компенсационного характера Положение от 31.12.2015 № 1190-п, определено: повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом итогового класса (подкласса) условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом выплаты работникам учреждений, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в зависимости от итогового класса (подкласса) условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и должны отличаться в сторону увеличения с каждым последующим уровнем. Абзацем 3 статьи 209 ТК РФ установлено, что безопасными условиями труда являются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственный факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов. В силу пункта 1 части 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, под которой понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (пункт 1 статьи 3 Закона № 426-ФЗ). Частью 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ определено, что СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Основанием для установления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является наличие карты специальной оценки условий труда или карты аттестации рабочего места по условиям труда. Суд учитывает разъяснения в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.02.2016 № 1181/26/и, из которого следует, что расходы медицинской организации, связанные с оплатой труда работников учреждения, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере производимые по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, отнесены на подстатью 211 «Заработная плата» Классификации операций сектора государственного управления. В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ расходы медицинских организаций, относимые на подстатью 211 «Заработная плата», включены в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, за счет средств ОМС осуществляются, в том числе расходы медицинской организации на оплату труда сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, производимые в повышенном размере по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Вместе с тем положениями трудового законодательства осуществление доплат за вредные и (или) опасные условия труда не поставлено в зависимость от наличия аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Поэтому расходование средств обязательного медицинского страхования на выплаты работникам, оказывающим медицинские услуги при наличии трудовых договоров, а также для целей оказания надлежащей медицинской помощи нельзя признать нецелевым использованием бюджетных средств (соответствующий подход отражен в существующей судебной практике, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации, в частности определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2016 № 306-ЭС16-2955). Вместе с тем, учреждением не подтверждена обоснованность выплат за счет ОМС в сумме 3 099,86 руб. по следующим должностям «Уборщик служебных помещений», поскольку вредные и опасные условия труда не подтверждены, не указаны в трудовых договорах (указал класс «2») и не подтверждены последующей СОУТ 2022 года. Как следует из пояснительной записки учреждения (том 1 л.д.39-39оборот), в 2018 году была проведена специальная оценка условий труда в поликлинике № 2 по адресу: <...> д 57а. Уборщик служебных помещений в отделении лучевой диагностики поликлиники № 2, уборщик служебных помещений во флюорографическом кабинете поликлиники № 2 и уборщик служебных помещений в клинико- диагностической лаборатории поликлиники № 2 являются аналогичными рабочими, местами, и описаны одной строкой в п. 30 СОУТ (дата составления СОУТ 15.05.2018, класс 2) (том 1 л.д.64, 67). Кроме того, из трудовых договоров с работниками, замещавшими должности «Уборщик служебных помещений» также следует, что условия их трудовой деятельности отвечают классу 2 (допустимые условий труда), что исключает компенсационные выплаты указанным работникам. В остальной части при подтверждении вредных условий труда по иным должностным требования фонда не подлежат удовлетворению. Как следует из пояснительной записки учреждения (том 1 л.д.39-39оборот), для кабинета врача дерматовенеролога ОПСМСП №1 поликлиники №2 по адресу <...> (используется СОУТ, выданная на кабинет врача дерматовенеролога ПСМСП №1 поликлиники № 3 по адресу <...> (дата составления СОУТ 30.12.2016, класс 3.2), для персонала кабинета ультразвуковой диагностики (используется СОУТ, выданная на кабинет кабинета ультразвуковой диагностики поликлиники № 3 по адресу <...> (дата составления СОУТ 09.08.2017, класс 3.2) (том 1 л.д.71, 76). Также вредные условий труда подтверждены проведенной ответчиком СОУТ от 03.03.2022. Указанные СОУТ от 30.12.2016, от 09.08.2017, ссылку на которые приводит учреждение, проведены позднее, чем СОУТ от 29.12.2012, на показателях которой основываются доводы фонда, кроме того, вредные факторы условий труда подтверждены, в том числе по должностям «врач-эндоскопист» и «медицинская сестра» и СОУТ от 03.03.2022. По иным отраженным в акте нарушениям учреждением не оспорены выводы фонда, судом предъявленные к уплате и исполненные учреждением требования фонда признаны правомерными. Согласно сформированной практике Конституционного Суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может быть признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 22.11.2000 № 14-П и от 14.07.2003 № 12-П, определение от 05.03.2004 № 82-О). Суд, учитывает социальную значимость вопроса и факт использования средств для целей оказания медицинской помощи на основании государственных программы, правовая природа данного вида средств и ее цели соответствуют принципам и целям государственной политики в сфере здравоохранения. При таких обстоятельствах, требования фонда о взыскании с ответчика исходя из объема заявленных требований части спорной суммы - 368 026,21 руб. и начисленных пеней в сумме 16 226,84 руб. являются обоснованными, не опровергнуты ответчиком допустимыми доказательствами, контррасчетами и подлежат удовлетворению. Остальная часть требований фонда удовлетворению не подлежит. Вместе с тем, применительно к заявленному к взысканию с учреждения штрафу, учитывая статус ответчика, финансово-имущественное положение, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, определении от 21.12.2000 № 263-О, постановлении от 15.07.1999 № 11-П, постановлении от 25.02.2014 № 4-П о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, арбитражный суд усматривает основания для снижения примененного и предъявленного к взысканию штрафа с 82 275,39 руб. до 8 200 рублей. Основания для дальнейшего снижения санкций суд не усматривает, поскольку это может нивелировать значение публичной ответственности за выявленные нарушения, направленной в том числе на пресечение новых нарушений (частная и общая превенции). Пеня, предъявленная фондом к взысканию, не является мерой ответственности, в связи с чем, вопреки позиции ответчика, нормативные основания для снижения ее размера отсутствуют. При таких обстоятельствах, требования фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания с учреждения использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 368 026,21 руб., пени в сумме 16 226,81 руб., штрафа в размере 8 200 руб., в удовлетворении заявленных истцом требований остальной части следует отказать. В силу статьи 112 АПК РФ, при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы. На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. В порядке части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», государственная пошлина, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, относится взысканием на ответчика пропорциональное удовлетворенным требованиям в сумме 10 849 рублей. Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края 1. Исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично. 2. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская поликлиника № 7» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в сумме 368 026,21 руб., использованные не по целевому назначению, пени в сумме 16 226,81 руб., штраф в сумме 8 200 рублей. 3. В удовлетворении остальной части исковых требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать. 4. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская поликлиника № 7» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 10 849 рублей. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края. В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru. Судья В.В. Самаркин Суд:АС Пермского края (подробнее)Истцы:Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (подробнее)Ответчики:ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №7" (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Судебная практика по заработной платеСудебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137 ТК РФ
|